Сергей Маркедонов
Артем Соколов
13 декабря премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху совершил официальный визит в Баку, где провел встречу с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым. Несмотря на обоюдное желание Израиля и Азербайджана укреплять сотрудничество между двумя странами, по-прежнему остается ряд объективных факторов, тормозящих данный процесс.
ПРЕМИУМ
14 декабря 2016 | 20:38

Мотивы визита Биньямина Нетаньяху в Азербайджан

13 декабря премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху совершил официальный визит в Баку, где провел встречу с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым. В Азербайджане многие расценили визит израильского лидера в качестве «исторического» и «поворотного». Подводя его итоги, президент Алиев заявил, что у Баку и Тель-Авива есть «большой потенциал для сотрудничества».

Действительно, отношения между Израилем и Азербайджаном продолжают интенсивно развиваться. Еврейское государство активно налаживает связи с Закавказьем и Средней Азией, взаимодействуя со светскими правительствами в Узбекистане и Казахстане. Причины роста внимания Тель-Авива к этим регионам находятся в значительной степени в плоскости ирано-израильских отношений. Как отмечает аналитик агентства «Внешняя политика» Сергей Маркедонов:

«Говоря о кавказских приоритетах Еврейского государства необходимо в первую очередь иметь в виду Иран. Несмотря на достижение компромисса между Тегераном и Западом по «ядерному вопросу», отношения между Исламской республикой и Израилем не претерпели принципиальных изменений. И сегодня не видно предпосылок для прорыва на этом направлении. В этой связи Тель-Авив рассматривает страны Закавказья если не как потенциальных союзников, то как благожелательных партнеров на границах Ирана. Отсюда и пристальное внимание Еврейского государства к Азербайджану».

Для Баку укрепление связей с Израилем также увязано с решением собственных региональных проблем. Азербайджан крайне заинтересован в преодолении с помощью Израиля и произраильских лоббистских структур мощного армянского лобби, препятствующего развитию американо-азербайджанских отношений. В Баку рассчитывают добиться полной отмены поправки №907 к «Акту о поддержке свободы», препятствующей закавказской стране полноценно участвовать в военных и гуманитарных проектах США. Кроме того, продолжается американское финансирование социальных проектов в НКР, что никак не устраивает Баку.

Несмотря на обоюдное желание Израиля и Азербайджана укреплять сотрудничество между двумя странами, по-прежнему остается ряд объективных факторов, тормозящих данный процесс. Среди них особо следует выделить проблему исламистских группировок, сохраняющих в Азербайджане определенное влияние на общественные настроения. По мнению Сергея Маркедонова:

«Наряду со светской оппозицией, чьи позиции сегодня крайне слабы, в прикаспийской республике действуют исламистские группировки разного идеологического окраса и разной степени радикальности. Однако они объединены своим неприятием Израиля, который воспринимается как "оккупант Палестины" и государство, противостоящее мусульманам. Причем данные взгляды разделяются отнюдь не только радикалами, но и многими гражданами, далекими и от экстремистских практик, и от политики в целом».

Говоря о палестинской проблеме, стоит отметить, что Азербайджан последовательно поддерживает независимость палестинского государства. В 2012 году при голосовании на Генассамблее ООН азербайджанская делегация поддержала повышение статуса палестинского представительства при Организации до уровня «государства-наблюдателя». Разумеется, это обстоятельство также не может игнорироваться Израилем.

Значимым для азербайджано-израильских отношений остается и российский фактор. Развивая военно-техническое сотрудничество с Тель-Авивом, Баку вынужден оглядываться на позицию Москвы, которая остается активным участником урегулирования нагорно-карабахского конфликта и воспримет изменение баланса сил в регионе с явным неодобрением. В свою очередь, Израиль также не намерен искать конфронтации с Россией. Незадолго до своего визита в Баку Нетаньяху в интервью американскому телеканалу CBS заявил, что его страна согласовывает свои действия с Москвой по Сирии во избежание возможных инцидентов. С высокой долей вероятности аналогичные согласования ведутся и по кавказскому направлению.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Региональные риски»

4 сентября 2015 | 18:33

Дайджест внешней политики США за неделю (28 августа - 3 сентября)

Проблемы безопасности в Арктике трактуются политическими и экспертными кругами США по-разному: пока представители первых рассуждают о том, как противостоять агрессивным действиям России в этом регионе, вторые призывают не совершать ошибки неверной трактовки росийской политики. Параллельно с этим, Обаме удалось обеспечить достаточное количество голосов для поддержки своего вето по принятию ядерной сделки с Ираном на случай, если Конгресс на следующей неделе проголосует против. Тем временем, в США растет число государственных чиновников, отказывающихся подчиниться недавно принятому в стране закону об однополых браках, что вызывает бурные споры.

28 июля 2014 | 16:33

Внешние факторы нового витка украинского кризиса

С точки зрения интересов США прекращение транзита российского газа через Украину необходимо, чтобы сподвигнуть Европейский Союз на поиск альтернативных поставщиков энергоресурсов. В текущих условиях перебои с российскими поставками в свете недостаточного заполнения украинских газовых хранилищ уже неизбежны.

14 августа 2015 | 14:29

Дайджест внешней политики США за неделю (7 - 14 августа)

Одной из наиболее актуальных внешнеполитических тем, обсуждавшихся на прошедшей неделе в Вашингтоне, стал вопрос о законодательной основе применения США силы в Ираке и Сирии в борьбе с ИГ. По прошествии года с начала беспорядков в городе Фергюсон американские власти по-прежнему пытаются выявить глубинные причины этого явления, а также найти решение проблемы поведения правоохранительных органов в отношении афроамериканских общин - между тем, беспорядки возобновились. Американские СМИ на этой неделе подчеркивали склонность Госдепартамента к смягчению напряженности в отношениях с Россией, между тем, Пентагон и экспертное сообщество настойчиво повторяют тезис о Москве как главной угрозе безопасности США и Европы.

30 октября 2015 | 23:28

Дайджест внешней политики США за неделю (23–29 октября)

На прошедшей неделе Конгресс США наконец смог согласовать бюджет на предстоящие два года. Однако, отражая интересы республиканцев и демократов парламентариев и Белого дома, документ все же оставил недовольными тех, кто возмущен закрытым характером переговоров, и считает, что принятый бюджет не решает актуальных проблем страны. Также Госдепартамент и Пентагон рассказали о политике и тактике Вашингтона в отношении ситуации в Сирии, вызвав множество дополнительных вопросов и несогласия - как .внутри США, так и на Ближнем Востоке. Параллельно с этим, фондом "Наследие" был представлен доклад "Индекс военного потенциала США", в котором был сделан вывод о продолжающемся сокращении военной мощи страны на фоне увеличивающихся международных угроз.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова