Гор Алексанян
Президент Серж Саргсян отправил в отставку премьер-министра Тиграна Саркисяна. Отставка не была неожиданной - бывший глава кабинета был самым непопулярным политиком в стране. Тем самым Саргсян, возможно, сумел предотвратить объединение армянской оппозиции. 
ПРЕМИУМ
9 апреля 2014 | 15:06

Мотивы отставки премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна

Президент Серж Саргсян отправил в отставку премьер-министра Тиграна Саркисяна. Тем самым он, возможно, сумел предотвратить объединение армянской оппозиции. 

Сама по себе отставка не была неожиданной. Бывший глава кабинета, возглавлявший его с 2008 года, был самым непопулярным политиком в стране. Гражданам не нравилось, что Тигран Саркисян не раз радикально менял свои политические взгляды. До того, как стать премьером, он занимал должность главы Центрального банка и был известен своими прозападными настроениями. Саркисян связывал будущее Армении с евроинтеграцией и обосновывал бесперспективность присоединения Армении к Таможенному Союзу отсутствием общей границы Армении со странами-членами ТС. Однако на фоне изменения геополитической ситуации  премьер-министр впоследствии пересмотрел свои взгляды и стал сторонником противоположной точки зрения, публично высказываясь за необходимость присоединения Армении к ТС. Тем самым он разочаровал своих прежних сторонников.

Наибольшее недовольство вызывала его экономическая политика. Тигран Саркисян обещал, что мировой экономический кризис 2008-го года обойдет Армению. В итоге, Армения заняла второе после Украины место среди постсоветских стран по объему падения экономики. Кроме того, за 6 лет работы правительства Саркисяна не было осуществлено никаких экономических реформ. При этом, из года в год неуклонно росли темпы оттока населения из страны, а также уровень бедности и безработицы. Внешний долг Армении  удвоился. При этом сам премьер периодически фигурировал в финансовых скандалах, один из которых — «оффшорный скандал» — нанес непоправимый ущерб его репутации. 

Время отставки было выбрано не случайно. Сам Тигран Саркисян на своей странице в Фейсбуке пояснил, что он еще месяц назад обратился к президенту Сержу Саргсяну с просьбой об отставке, которая, однако, не была принята из-за ряда предстоящих важных государственных мероприятий. В свою очередь, президент заявил, что отставка премьер-министра действительно добровольная и не является следствием принуждения. Однако в этом случае информация такая просочилась бы в СМИ от источников, близких к правительству. Скорее всего решение об отставке было ситуативным, и исходило именно от президента Саргсяна. Президент рассчитывал таким образом не допустить объединения оппозиции. 

4 оппозиционные партии — "Процветающая Армения", "Армянский Национальный Конгресс", АРФ "Дашнакцутюн" и "Наследие" - активно консультировались на предмет совместной борьбы против правящей коалиции. К этим консультациям наблюдатели относились скептически -  на протяжении многих лет лидерам оппозиции не удавалось достигнуть компромисса во имя достижения общей цели. Однако в 2014 года оппозиция смогла объединиться вокруг требования отставки премьера. На 28 апреля планировалось заседание парламента, на котором предстояло обсуждение вопроса о вотуме недоверия правительству. Оппозиция предупреждала, что если не удастся добиться отставки правительства в стенах парламента, то борьба перейдет в фазу перманентных митингов с аналогичным требованием. В этом случае, отставка правительства стала бы неизбежной, поскольку объединенная оппозиция была готова стимулировать уличные протесты, которые могли собрать десятки тысяч митингующих. Расшатав позиции правящей коалиции и добившись отставки правительства, оппозиция стала бы требовать отставки президента Саргсяна. 

Серж Саргсян опередил оппозицию, отправив в отставку премьер-министра Саркисяна, у которого не было общественной поддержки. И теперь давление на самого президента кажется необоснованным. Из оппозиционной «четверки» две партии («Дашнакцутюн» и «Процветающая Армения») не хотят идти на открытый конфликт с Саргсяном, а оставшимся двум партиям не под силу мобилизовать недовольство граждан и начать борьбу. Более того, если президент решит сделать премьер-министром спикера парламента Овика Абраамяна, состоящего в близком родстве с лидером самой крупной оппозиционной партии «Процветающая Армения», то последняя, по всей вероятности, пересмотрит свои политические планы относительно участия в оппозиционных коалициях. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

23 марта 2016 | 23:25

Нормализация с Кубой как пример отношений США с недружественными режимами

С глобальной точки зрения кубинский кейс, возможно, станет примером для отношений США с недружественными им режимами третьего мира. Отказавшись от блокады Кубы, Обама фактически признал неэффективность санкционного подхода в деле смены режима. Да, многие американские консерваторы по-другому видели начало американо-кубинского сближения - по их мнению оно должно было состояться после смерти или свержения братьев Кастро, коллапса коммунистического режима и прихода к власти на острове прозападных лидеров. Однако реалисты призывали взглянуть в лицо фактам.

30 сентября 2014 | 08:36

Результативность санкций против России в оценках западных политиков и экспертов

Ответы на каждый из трех поставленных вопросов – возможно ли реализовывать традиционные европейские ценности демократии и прав человека путем давления, каковы экономические последствия санкционной политики против России непосредственно для ее авторов и приведет ли такая политика к разрешению украинского кризиса – позволяют реально оценить результативность санкций Запада против россиян.

8 июля 2015 | 09:00

Место для дискуссий: Почему России не стоит отказываться от членства в ПАСЕ

В Москве хорошо понимают, что имеют дело с провокацией, на которую поддаваться нельзя. Именно поэтому дальше угроз выхода из Совета Европы процесс пока не пошел. В крайнем случае это будет точка невозврата в отношениях России и Европы. От такого поворота событий не выиграет ни Россия, ни Европа, но этому будут очень рады за океаном. А это значит, что вести политику «равнодушно и терпеливо» придется и в этот раз.

22 апреля 2016 | 23:39

Дайджест внешней политики США за неделю (15-21 апреля)

В результате визита Обамы в Саудовскую Аравию стороны «согласились не соглашаться» по целому ряду противоречий, возникших в последнее время. В рамках сокращения расходов на оборону Пентагон на этой неделе призвал законодателей разрешить закрытие незагруженных военных баз в стране, чем вызвал бурю недовольства законодателей. Казалось бы многообещающая стабилизация политической обстановки на Украине была с настороженностью воспринята в США, где официальные лица повторили свои предостережения о необходимости срочных реформ.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова