Мы вступаем в первый год новой эпохи, в которой Запад больше не является безусловным глобальным лидером. Однако следствием слома старого порядка стала невыносимая неопределенность. Шоков 2016-го с лихвой хватило бы на десятилетие. В 2017-м мир будет пытаться сосредоточиться в надежде, что главные неожиданности позади.
Развитие внешней политики России в 2017-м году будет определятся открывающимися возможностями и возникающими кризисами. К некоторым из них можно приготовиться. В нашем прогнозе «Международные угрозы 2016» мы выделяем по крайней мере 12 ключевых международных ситуаций, которые в наибольшей степени могут повлиять на интересы России в сфере безопасности в наступившем году.
Узловой неопределенностью остается будущее российско-американских отношений, от которой в заметной степени зависит общее направление внешней политики России. Развитие отношений может пойти по нескольким сценариям, условием наступления которых станут успех или неудача внутриэкономической программы Д. Трампа, а также высокая или низкая конфликтность внешней политики новой администрации США. С точки зрения внутренней и экономической политики критерием успешности Трампа будет скорость, с которой ему удастся запустить законодательный механизм для налоговой реформы и инфраструктурных инвестиций, вопреки противодействию демократов. С точки зрения внешней политики, главными тестами будут отход от линии на противостояние между Россией и НАТО в Восточной Европе и готовность сотрудничать в стабилизации обстановки на Ближнем Востоке, несмотря на расхождение в целях и выборе союзников. Ключевым условием нормализации отношений остается сохранение стратегического паритета между Россией и США.
Сирийский кризис в 2017 году пройдет через рубежный период - складываются условия для прекращения прокси-войны третьих сил на территории Сирии. Ключевое значение будет иметь российско-американское взаимодействие, а также позиция Турции в рамках договоренности с Россией и Ираном. При сохранении нынешних тенденций в наступившем году ИГ (Исламское государство) понесет поражение и война будет завершена. По оценкам ООН для восстановления Сирии потребуется более 180 млрд. долларов.
Украинский кризис не будет урегулирован в 2017 году, его разрешение откладывается до новой смены власти в Киеве, которая пока не просматривается. В наступившем году для России важно, чтобы начала сокращаться украинская военная и диверсионная активность в Донбассе и Крыму, а также чтобы Украина сохраняла социально-политическую стабильность. Если изолировать военную активность Киева возможно, то сдержать последствия коллапса режима в результате социального взрыва будет существенно сложнее. В этом случае окажутся под угрозой транзитные пути российских энергоресурсов, повысится риск техногенных катастроф на инфраструктуре и транспорте, Россия станет объектом массовой миграции из Украины, осложнится международно-политическая ситуация.
В нагорно-карабахском конфликте накапливается потенциал для срыва хрупкого перемирия. Это вынуждает наблюдателей фокусировать внимание не на перспективах мирного урегулирования, а на условиях возобновления войны. Наиболее вероятным сценарием в 2017 году станет «динамичный статус-кво», при котором угроза новой эскалации будет постоянно сохраняться, но скатывания в войну, скорее всего, не произойдет. На фоне торможения переговорного процесса будут нарастать военные инциденты на линии соприкосновения.
В вопросе об антироссийских санкциях ожидаются существенные перемены. В результате смены администрации в США и ожидаемых перемен в правительствах Франции и Германии, группа сторонников отмены санкций может впервые возобладать в трансатлантических отношениях. Ключевой особенностью этого процесса будет прекращение увязывания санкций с украинским кризисом. Однако маловероятно, что санкции будут формально отменены до конца 2017 года - для этого есть ряд объективных политических и процедурных препятствий. В краткосрочной перспективе можно прогнозировать ослабление наиболее болезненных ограничений по заимствованию иностранного капитала.
В российско-японских отношениях намечается прогресс по вопросу о заключении мирного договора. Синдзо Абэ стремится добиться исторического результата в отношениях с Россией в течение ближайших двух лет, пока находится на посту премьер-министра. Независимо от решения Владимира Путина баллотироваться на президентский пост в 2018 г., российский лидер также заинтересован в том, чтобы вывести российско-японские отношения на новый уровень. Россия дает понять, что привержена декларации 1956 года о передаче двух островов, однако не пойдет на компромисс под нажимом. Москва будет готова к нему в ходе масштабного процесса улучшения двусторонних отношений, который будет застрахован от влияния политической конъюнктуры.
Центробежные тенденции в ЕС будут углубляться. Они будут вызваны обострением проблем неравенства, усилением антиимигрантских настроений, вызовами технологического развития для рынка труда и старением населения. Отдельные страны ЕС будут искать и находить во внутреннем неустройстве блока геополитический контекст и обвинять внешние силы - в первую очередь Россию. Выборы во Франции и Германии позволят лидерам ЕС обновить политическую повестку дня и начать искать решения для текущих проблем. Сценарий «жесткого Брекзита» со значительными финансовыми последствиями для всех не исключен.
Группа БРИКС начинает терять свое политическое и экономическое значение. Это происходит в связи с общим падением значимости международных многосторонних структур и усилением российско-китайского партнерства в формате сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Внутренние неурядицы в Бразилии, возрождение индийско-китайского антагонизма, самопоглощенность Южной Африки выводят БРИКС на периферию повестки дня этих стран. Обозначенная тенденция становится препятствием для российской политики по укреплению полицентричного мирового порядка.
Иракский конфликт все больше усугубится. На суннитских территориях западного Ирака разрастается очаг исламского радикализма, метастазы которого проникают в соседние страны. Несмотря на то, что в 2017 году существует вероятность победы над ИГ, это не устранит условия возникновения в стране очага радикализма и не приведет к восстановлению управляемости Ирака. Фрагментация страны в будущем все более вероятна и она станет прологом для нового регионального кризиса.
Европейский миграционный кризис перестанет быть лишь гуманитарной проблемой. Около 2 миллионов беженцев, прибывших в ЕС с африканского и ближневосточного направления, станут триггером процесса преобразования Евросоюза. Наблюдаемое нами сейчас является лишь предвестником масштабного движения населения, вызванного политическими, экономическими и природными факторами. По оценкам демографов, до конца века в движение придут до 500 миллионов человек. 2017 год закрепит тенденцию - миграционный кризис станет нормой международных отношений.
Кризис в Афганистане демонстрирует тенденцию к эскалации. До 50% территории страны считаются зонами боевых действий и смешанного контроля. И хотя на 2017 год анонсировано масштабное наступление правительственных войск, маловероятно, что зона постоянного военного контроля значительно увеличится. Несмотря на закрытый формат переговоров с Пакистаном, который поддерживает Талибан, существуют предпосылки для заключения сделки ценой уступок афганской стороны в вопросах формирования правительства и внешней политики. Даже если сделка не состоится, внешняя финансовая помощь правительству продолжит поступать, а бюджет военного ведомства сверстан без дефицита. В 2017 году коллапса режима не произойдет.
Создаются условия для дестабилизации режима в Саудовской Аравии, где наследник наследного принца Мухаммад бин Сальман фактически выполняет функции правящего монарха по мере ухудшения состояния здоровья своего отца короля Сальмана. Стремясь пересмотреть порядок передачи власти в стране, Мухаммад приближает кризис власти, толкая оттесненные от власти кланы и консервативное духовенство на резкие шаги.
Для внешней политики России прошедший год был успешным. В 2017-м важно сохранить наметившуюся позитивную динамику в Трансатлантике, Большой Евразии, и на Ближнем Востоке. Для этого необходимо в первую очередь игнорировать провокации – главным образом на европейском театре. Источником нового кризиса могут стать отчаявшиеся от невнимания к ним со стороны США члены НАТО или – российские союзники. Россия вслед за США начинает давать неформальные гарантии безопасности солидарным с ней странам. Это может подвигнуть Сербию на активные шаги в Косово или Сербской Краине, а Сирию – на неуступчивость в переговорном процессе по урегулированию. Маловероятный, но все же возможный коллапс Украины не должен вызвать избыточную реакцию со стороны России.
Единственное, чего Запад добился, проводя санкционную политику, стало приближение экономических проблем в России, на которые ранее правительство предпочитало закрывать глаза. Не исключено, что сложившаяся ситуация при правильной политике властей может стать стимулом для укрепления экономики страны.
Согласие Киева сесть за стол с лидерами с лидерами ДНР и ЛНР будет означать признание их Киевом как стороны конфликта. После чего украинским властям, соответственно, придется признавать гражданский характер этого конфликта, и отказываться от мантры «Украина противостоит террористам и российским интервентам». Что, в свою очередь, станет серьезнейшим ударом как по майданной мифологии, так и в целом по имиджевой и внешней политике нынешней власти.
В воскресенье, 29 ноября, в Приднестровье пройдут местные выборы, итог которых, каким бы он ни был, обострит ситуацию в республике. На протяжении нескольких месяцев здесь усиливается турбулентность: этому способствует блокада со стороны соседей и углубление экономического кризиса. Политические и экономические проблемы в совокупности вполне могут поставить под вопрос само существование ПМР как независимого государства.
Слова посла США в Чехии Эндрю Шапиро о том, что президенту этой страны Милошу Земану не стоит ехать на празднование Победы в Москве, вызвали настоящий скандал. Земан заявил, что двери его резиденции отныне закрыты для Шапиро. Это уже далеко не первый за последнее время случай, когда американские посланцы ведут себя неподобающим образом.