В мае-июне 2013 года в Турции прошли протесты, которые получили в прессе «турецкая весна». Нельзя сказать, что ранее турки не выступали против действующей власти, однако протестные акции никогда до этого не перерастали в насильственное противостояние. Спустя год после этих событий Турцию вновь лихорадит, теперь – по скорбному случаю гибели нескольких сотен шахтеров в угольной шахте Сома.
Протесты в Турции начинают приобретать системный характер. Их основной движущей силой являются радикально светские слои общества, социалисты и анархисты. При этом среди движущих сил протеста отсутствуют военные, которые ранее ассоциировались с защитниками светского пути развития Турции. Это стало следствием того, что военный истеблишмент подвергся «чисткам», а многие высокопоставленные военнослужащие получили тюремные сроки за подготовку к государственному перевороту.
Причины протестов кроются в политике правительства Рэджепа Тайипа Эрдогана, который в рамках политики «Ноль проблем с соседями» умудрился поссориться практически со всеми соседями. Кроме того, основным катализатором протестных акций является внутриполитическая линия руководства страны, в рамках которой под прикрытием позитивных экономических реформ происходит постепенная исламизация политического истеблишмента, возникает все больше исламских фондов и организаций, религия внедряется в образование, разрешается ношение религиозных атрибутов в государственных учреждениях. Эти меры встречают некоторый позитивный отклик и спрос. В связи с активными экономическими реформами правительства возникла новая буржуазия, которая вышла из бедных слоев общества преимущественно с востока страны. Качественное изменение буржуазии привело к изменению нравов политиков, а внимание властей и сместилось с богатых светских слоев к бедным группам населения, преимущественно весьма набожным.
В связи с тем, что до реформ правящей «Партии справедливости и развития» большая часть турецкого населения была крайне бедна, а инфляция исчислялась десятками и сотнями процентов в год, успех экономической политики ПСР привел высокой поддержке обществом Эрдогана и его команды, несмотря на коррупционные скандалы. Разрозненная оппозиция, имеющая противоположные взгляды на базовые принципы протеста, не может обеспечить единство противостоящих власти структур. Как показали выборы в местные органы власти весной 2014 года, позиции власти, несмотря на все имеющиеся сложности, не пошатнулись.
При этом в контексте предстоящих в августе 2014 года первых в истории Турецкой Республики всенародных президентских выборов ситуация определенно накаляется. Но не по линии власть-оппозиция, а внутри самой власти. Периодически это стало выбрасываться в публичное пространство, как-то столкновение Эрдогана и живущего в США общественного деятеля, бывшего имама Фетхуллаха Гюлена. Необходимо отметить, что ПСР – крайне неоднородная структура, которую в прошлом объединяла цель устранить военных как основного субъекта политики. Однако сегодня коалицию разъединяет борьба за власть.
Несмотря на радикализацию протеста в Турции, противники власти в сложившейся политической среде не способны к консолидации. Они смогут изменить ситуацию только при помощи извне. При этом есть вероятность смены власти изнутри коалиции в связи с напряженностью внутрипартийной обстановки.
Для Киева в этом конфликте главной причиной, движущей силой и препятствием для восстановления территориальной целостности выступает Россия. И в этом контексте назначение Саакашвили, как одного из самых последовательных и непримиримых оппонентов Москвы на постсоветском пространстве становится символом. Тем паче, новый губернатор приезжает в Одессу, имеющую для Кремля свое особе значение.
26 августа в РСМД состоится круглый стол с участием ведущих российских экспертов-международников о судьбе Минских договоренностей по вопросу урегулирования украинского кризиса и презентация доклада Андрея Сушенцова о российско-украинских отношениях.
Пока сенаторы проводят ревизию имеющихся в их распоряжении инструментов по сокращению полномочий президента в вопросах внешней политики, принятая Палатой представителей резолюция по Йемену продемонстрировала, что руководство обеих партий не планирует этими инструментами пользоваться на практике. Новое испытание баллистической ракеты КНДР вызвало довольно сдержанную реакцию администрации.
Киевские власти приняли решение закрыть на приднестровско-украинской границе все пропускные пункты, через которые провозились в обе стороны промышленные товары, тем самым усилив режим экономической блокады непризнанной республики Приднестровье. Президент Украины Петр Порошенко стремится обрушить приднестровскую экономику, рассчитывая перевести замороженный региональный конфликт в горячую фазу и втянуть в него Россию с Евросоюзом.