Внешнеполитическая риторика Дональда Трампа и в ходе президентской гонки, и после её завершения отводила значительное место американо-китайским отношениям. Для 45-го американского президента КНР вновь стала ведущим оппонентом США и главной угрозой для американского лидерства. Неудивительно, что официальный Пекин отметился довольно сдержанным поздравлением новоизбранному президенту США, озвучив пожелание, что новая республиканская администрация будет «объективно рассматривать торгово-экономические отношения» между двумя странами.
Для китайских элит Хиллари Клинтон представлялась более предпочтительным кандидатом на пост американского президента. Несмотря на все противоречия между США и КНР, администрация Барака Обамы в целом избегала конфликтных ситуаций с Пекином, грозящих реальным обострением двусторонних отношений. В спике основных угроз для США, озвученных Обамой, присутствовавали вирус Эбола и ИГИЛ, но не усиливающийся Китай. Приход в Белый дом Хиллари Клинтон означал бы континуитет этой политики.
В понимании Трампа экономическое доминирование Китая является едва ли не главной внешней угрозой благополучию США. Миллиардер анонсировал комплекс мер, которые способны серьезно отразиться на экономике Поднебесной. В первую очередь, речь идет о жестких протекционистских мерах против КНР, таких как введение 45-процентного тарифа на китайские товары. На сегодняшний день Трамп не изменил приверженности данному предвыборному обещанию.
Для России будет важно правильно отреагировать на новую американскую систему приоритетов в сфере национальной безопасности, которая может сформироваться при президенте Трампе и в которой основной угрозой будет уже не Россия. Москве важно найти точки входа в формируемую Трампом систему и подобрать к ним правильные подходы. Успешность подобных усилий будет определяться эффективностью встречных шагов со стороны Кремля. Рассуждая о возможных действиях российского руководства, аналитик агентства «Внешняя политика» Максим Сучков заявляет:
«Прежде всего, необходимо снизить уровень антиамериканской риторики и бытового антиамериканизма, в диалоге с представителями США сфокусироваться на угрозах, представляющих взаимный интерес, убедить американцев в том, что сотрудничество с Россией им выгодно. Если новая администрация США будет более восприимчива к таким сигналам со стороны Москвы и в большей мере будет концентрироваться на поиске новых возможностей для Америки, осмысленное сдерживание Китая станет для Дональда Трампа гораздо более актуальной задачей, чем противостояние с Россией».
Трамп позиционирует себя в качестве прагматика, для которого главным критерием успешности той или иной «сделки» на международной арене будет её соответствие реальным интересам США, а не идеологическим выкладкам. Именно этот прагматизм с высокой долей вероятности может стать той «точкой входа», которая позволит России выстраивать с новым американским руководством эффективные договоренности. И, безусловно, подобная политика не должна наносить ущерб накопленному за последние годы положительному опыту российско-китайских отношений.
Следующему созыву парламента придется трудиться в условиях социально-экономического кризиса в стране. Наилучшей стратегией в такой ситуации был бы поиск точек соприкосновения со странами Таможенного Союза при постепенной имплементации норм Соглашения об ассоциации с ЕС. Однако партии с наибольшим рейтингом не воспользуются такой стратегией.
Ключевым вопросом остается кандидатура на пост премьер-министра. Аль-Малики, поддерживаемый Вашингтоном и Тегераном, не намерен уходить. Между тем, основные политические и духовные лица Ирака призывают его к отставке, обвиняя в связях с Ираном и неспособности справится с военно-политическим кризисом.
21 марта в МГИМО состоялся аналитический семинар «Забытые земли: страны Восточного партнерства и кризис западной гегемонии», организованный Кафедрой прикладного анализа международных проблем, агентством «Внешняя политика» и НК «Кавказское сотрудничество». Темой семинара стал анализ ключевых перспектив и вызовов, с которыми сталкиваются и в ближайшем будущем столкнутся страны, вступившие в ассоциацию с ЕС.
Вопреки распространенному представлению о Польше как о безропотном вассале Вашингтона, Варшава проводит в Европе собственную активную политику. В ее основе — отношения с признанным европейским лидером, Германией. Берлин разыгрывает польскую карту, когда речь заходит об изменениях на постсоветском пространстве или очередных спорах с «Газпромом», а Варшава надеется при помощи Берлина укрепить свои позиции в мировой политике и стать ведущим союзником ФРГ к востоку от Одера.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.