Всю неделю основное внимание в мире привлекали события так или иначе связанные с Ближним Востоком. События в Йемене и обсуждение Иранской ядерной программы отодвинули на второй план тему результатов муниципальных выборов во Франции, в которых одержали победу правые и начало обострения британо-аргентинских отношений из-за Мальвинских (Фолклендских) островов.
На прошлой неделе глава европейской дипломатии Федерика Могерини заявила о том, что Украине не стоит рассчитывать на присоединение к ЕС в обозримой перспективе. Тем не менее в Киеве продолжают верить в европейское будущее Украины. Именно из Киева пришла информация о том, что участниками Саммита Украина-ЕС, который пройдет 27 апреля в Киеве будут сама Могерини и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, а также председатель Евросовета Дональд Туск. Как выяснилось на этой неделе, представлять Европу на Украине прибудет лишь последний.
Европейцы не уклоняются от общения с Петром Порошенко – встреча названных политиков состоится в мае. Однако сам статус Саммита, безусловно, потерпел ущерб.
Прочную связь нынешние украинские власти сохраняют с Берлином. В ходе телефонной беседы Петра Порошенко и Ангелы Меркель 31 марта родилась инициатива проведения новой встречи глав МИД в «нормандском формате» (Германии, Франции, России и Украины). Если встреча в скорой перспективе состоится, то дебаты обещают быть непростыми, несмотря на временное и относительное затишье на фронтах. Речь пойдет ни больше, ни меньше как о будущем государственном устройстве Украины. Киев намеренно затягивает имплементацию минских соглашений, опасаясь невозвратных уступок ЛНР и ДНР и надеясь на помощь западной дипломатии. Позицию Германии, в частности, озвучил Франк-Вальтер Штайнмайер, заявлявший недавно о том, что федеративная форма является неподходящей для Украины.
Еще одним вопросом, решения которого очень ждут нынешние киевские власти является введение европейской миротворческой миссии в Донбасс. Идея уже встретила критику и скепсис в России и самопровозглашенных республиках. По словам главы российской дипломатии Сергея Лаврова, «в Европе нет сумасшедших». Однако можно предполагать, что этот вопрос так или иначе будет поставлен на обсуждение, даже если европейцы действительно не имеют подобных планов.
События последних недель на Ближнем Востоке, кажется, вновь подтверждают слова бывшего госсекретаря Хилари Клинтон, обвинившей в августе 2014 года американского президента Барака Обаму в отсутствии четкой внешнеполитической стратегии. Одни говорят, что ради подписания договора с Ираном Вашингтон идет на небывалые уступки и закрывает глаза на пожелания своего союзника Израиля. Другие – что, воздерживаясь от активного военного вмешательства в дела региона, он теряет свои традиционно сильные позиции в качестве гаранта безопасности. Наконец, третьи считают – борясь с Исламским государством, США готовы поступиться вчерашними принципами и сотрудничать с «варварским» режимом Башара Асада. Эксперт Брукингского института Тамара Кофман Уиттс описала текущую ситуацию так:
«Является ли эта головоломка результатом непоследовательной политики администрации или просто отражает всю сложность противостояния различных сил в регионе? Наверное, в обоих случаях ответ будет утвердительным».
Сегодня традиционные союзы США с ближневосточными партнерами подвергаются пересмотру. Исторически сильное военное присутствие страны в регионе во второй половине ХХ века было обусловлено стремлением гарантировать бесперебойность поставок нефти из Саудовской Аравии, Бахрейна, ОАЭ и др. В новом веке к этому добавилось сотрудничество в области борьбы с терроризмом (Йемен). Тем не менее, «арабская весна», не только сменившая руководителей многих стран, лояльно настроенных к США, но в ряде случаев приведшая к власти явно антиамериканских лидеров, разрушила наработанные десятилетиями связи. Более того, когда США сами превратились из импортеров энергоресурсов в экспортеров, постепенно стала исчезать сама необходимость столь сильного военного присутствия.
Если это наложить на всеобщую усталость от американских военных кампаний в регионе и стремление сократить военные расходы, то не возникает вопросов, почему инициатива десяти суннитских арабских государств по созданию собственной армии вызвала полную поддержку со стороны Пентагона.
В последние месяцы наблюдается и заметное охлаждение отношений между администрацией Барака Обамы и правительством Беньямина Нетаньяху. Камнем преткновения стало не только негодование израильтян по поводу переговоров США с Ираном (здесь Нетаньяху даже дошел до вмешательства во внутренние дела США, чем очень сильно разозлил главу администрации), но и позиция вновь избранного израильского премьер-министра по вопросу об урегулировании арабо-израильского конфликта. Напряженность, имеет все шансы сохраниться до конца президентского срока Обамы, однако отношения могут легко восстановиться с появлением нового лица в Белом Доме.
Наконец, объективные (борьба с ИГ) и субъективные (стремление заключить договор по ядерному досье) причины заставили Вашингтон разморозить отношения с недавним представителем «оси зла» - Тегераном. Многие эксперты ставят на то, что даже в случае заключения договора, как только Иран оправится от ущерба, нанесенного санкциями, он возобновит усилия по созданию ядерного оружия, как это было и ранее.
Одни могут называть это отсутствием четкой стратегии и реактивностью внешней политики, другие – осторожным выжиданием и гибкостью.
Как бы то ни было, в столь стремительно развивающейся ситуации, в условиях резкого увеличения взрывоопасности региона, вынесение ядерного оружия за скобки, кажется довольно разумным приложением ограниченных американских внешнеполитических ресурсов.
Возможно, это и станет тем достижением, которое Барак Обама сможет оставить потомкам.
Именно так президент США Барак Обама назвал итоги мучительного и крайне нервного переговорного марафона «шестерки» с Ираном, который все-таки завершился принятием сторонами рамочного соглашения по иранской ядерной программе. В рамках этого соглашения Иран берет на себя обязательства на 10 лет заморозить или же сократить отдельные аспекты своей ядерной программы.
«Поскольку Иран преследует цели развития мирного атома, его возможности по обогащению урана, промышленные мощности и запасы обогащенного урана будут ограничены», - заявила еврокомиссар по вопросам внешней политики Федерика Могерини.
В частности, Иран сократит число своих центрифуг до 6 тысяч, а также будет обогащать уран не более чем до 3,7% (то есть до уровня ядерного топлива). Его ядерный объект в Фордо, создаваемый именно под военные нужды, будет преобразован в научно-исследовательский центр и возможностей для обогащения урана там не будет. Единственным объектом по обогащению урана станет Натанз.
Однако остается непонятным, что будет после этих 10 лет. Этот вопрос был одним из наиболее сложных в ходе переговорного процесса - иранцы настаивали, чтобы по истечению срока с них автоматически снимались все ограничения, а американцы хотели постепенного их снятия в 5-летний переходный период. Судя по тому, что ни одна из сторон сейчас о переходном периоде не говорит, иранцам все-таки удалось настоять на своем.
Еще одним нерешенным вопросом стала судьба имеющихся у Ирана накопленных запасов обогащенного урана. Стороны, по всей видимости, пришли к пониманию того, что их у Исламской республики быть не должно. Этот уран будут либо обеднять, либо вывозить на хранение в третью страну. Ходили слухи, что этой страной будет Россия, и иранцы эти слухи опровергали. Однако эти опровержения шли в ходе переговоров, поэтому не исключено, что в итоге иранский уран все-таки отправится на российские склады.
В обмен на все эти иранские уступки и при условии верификации их исполнения Запад обязался снять санкции с Исламской республики.
«Европейский союз и США начнут прекращать применение всех связанных с ядерным досье экономических и финансовых санкции, - сообщила Федерика Могерини. - Это будет происходить одновременно с тем, как Иран будет выполнять свои ключевые обязательства в ядерной сфере».
Снимут, правда, не все санкции, а лишь со стороны Совета Безопасности, Евросоюза, а также часть американских ограничений, снятие которых в полномочиях президента. Негативно настроенный по отношению к соглашению Конгресс «свои» санкции снимать не будет. Но иранцам это и нужно - им важно, чтобы США не мешали их экономическому взаимодействию с Европой, закрывая торгующим с Исламской республикой компаниям доступ на американский рынок. А это как раз в полномочиях президента.
Понятно, что принятое рамочное соглашение – это лишь основные принципы будущего комплексного договора.
«Подготовка проекта документа начинается немедленно, должна быть закончена к 30 июня», - заявил президент Ирана Хасан Роухани.
Понятно и то, что его принятие отнюдь не гарантировано, что у этого соглашения слишком много влиятельных противников – Израиль, Саудовская Аравия и определенные силы в Конгрессе США опасаются ядерного Ирана. Даже в самом Иране есть скрытая оппозиция договору – Корпус Стражей и радикальные аятоллы. Однако можно не сомневаться, что президенты Ирана и США будут защищать соглашение всеми возможными способами. Слишком многое они поставили на кон ради того, чтобы завершить успехом переговорный процесс.
Суть деволюции состоит в том, что парламент Великобритании делегирует некоторые полномочия Законодательным собраниям Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии и Лондона. Но формально британские депутаты вправе отменить или внести изменения в любой акт, принятый деволюционными органами управления.
Прошедшая неделя прошла под знаком поиска путей решения сирийского кризиса, но к этой проблеме добавился трагический инцидент с крушением российского самолета. Есть ли связь между этими явлениями – пока остается под вопросом. Мировые лидеры настороженно отнеслись к возможности теракта и, по всей видимости, готовы сотрудничать с российской стороной.
Новое обострение между Суданом и его южным соседом произошло в 2012 году, после того как Южный Судан оккупировал несколько ключевых нефтеносных районов Судана, повстанческие группировки организовывали нападения на правительственные силы, — перспектива новой полномасштабной войны в регионе была реальной. В связи с этим запрос на российское дипломатическое участие, политическую поддержку и экономическое сотрудничество со стороны суданского руководства возрастал.
Никакой стратегии в классическом ее понимании у России на Украине просто нет. В регионе слишком много переменных, отнюдь не детерминированных и зачастую подчиненных логике еще более турбулентных внутриукраинских процессов. Любое следование стратегическому долгосрочному плану с конструированием реальности ведет к его постоянному переосмыслению в свете новых обстоятельств и, соответственно, серьезным задержкам в процессе принятия решений.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.