Прошедший в июле 2016 года саммит НАТО в Варшаве обозначил заметный рост интереса США и их союзников к восточноевропейскому региону. Американский курс на «сдерживание» России подразумевает помощь странам, находящимся в непосредственной близости от западных границ РФ. Так, четыре новых батальона НАТО будут усиливать оборону альянса в Прибалтике и Польше.
Вместе с тем, наряду с традиционной союзнической риторикой в адрес Польши зазвучали высказывания критического характера. 8 июля 2016 г. президент США Барак Обама заявил:
«О том, что мы являемся демократиями, свидетельствуют не только слова, записанные в конституциях, но также институты и стандарты – верховенство права, независимость судебной системы и свобода средств массовой информации. Это те ценности, на которых мы построили наш союз».
Слова американского президента предназначались польскому коллеге Анджею Дуде, которого все чаще критикуют в сползании к авторитаризму. В Польше высказывание Обамы получило широкий резонанс.
В самом деле, полякам есть на что обижаться. С момента выхода Польши из всех структур ОВД и СЭВ в её внешнеполитическом курсе однозначно доминировал проамериканский вектор. В своей поддержке США Варшава не боялась идти против мнения соседей по европейскому региону, в первую очередь, Германии и Франции. С одинаковым рвением Польша поддержала наперекор Берлину и Парижу вторжение в Ирак в 2003 году и двигалась в русле политики «перезагрузки» с Россией в 2012 году, легко соглашаясь на нормализацию отношений с Москвой.
Вполне предсказуемо, что за свою любезность Польша ожидала от США гораздо большей поддержки, чем одного батальона натовских солдат. Среди запросов польских дипломатов были и новые инвестиции в экономику (особенно активно обсуждались проекты добычи сланцевого газа), и безвизовый режим для посещения США польскими гражданами. Однако никаких существенных подвижек достигнуть не удалось.
Бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в беседе с экономистом и бывшим министром финансов Яцеком Ростовским раздраженно заявил, что польские политики «даром ублажают американцев» (были использованы более крепкие выражения). По его мнению, союз с США создает у Польши ложное ощущение безопасности и толкает к ссоре с Германией и Россией, не давая ничего взамен.
Сикорский считал ошибочной политику премьер-министра Дональда Туска и министра обороны Томаша Семоняка, а причину видел в очень низкой самооценке поляков как нации.
Безусловно, Польша была и остается важной страной для американских дипломатов. Однако они не рассматривают расширение сотрудничества с восточноевропейской страной в качестве приоритетного направления своей деятельности. Аналитик агентства «Внешняя политика» Дмитрий Офицеров-Бельский отмечает:
«Поскольку геополитические интересы Польши ограничиваются Европой и частью постсоветского пространства, а партнерство с США ограничено преимущественно вопросами безопасности, её роль в американском внешнеполитическом планировании оказывается узкой как в функциональном, так и в географическом смысле».
Иными словами, Варшава интересна Вашингтону исключительно как территория вблизи российских границ, на которой можно разместить элементы ПРО или объекты военной инфраструктуры НАТО. По словам Офицерова-Бельского:
«Отношения двух стран вращаются почти исключительно вокруг проблем безопасности, несмотря на очевидное стремление Польши расширить круг вопросов сотрудничества. Более того, выход на многие вопросы происходит через их интерпретацию в терминах безопасности. В качестве примера можно вспомнить широко обсуждавшийся в конце прошлого десятилетия вопрос добычи сланцевого газа, подававшийся в контексте проблемы энергетической безопасности».
Очевидно, что Варшава и дальше будет настаивать на особых преференциях в свой адрес со стороны Вашингтона. Представитель канцелярии президента Польши по внешним контактам Кшиштоф Щерский заявил перед июльским саммитом НАТО, что его страна готова сотрудничать с любой администрацией США, указав тем самым на полную открытость своей страны всем американским политическим силам.
1 декабря в Москве состоялись переговоры президента России Владимира Путина и президента Абхазии Рауля Хаджимбы. Центральной темой встречи стали вопросы экономического сотрудничества между двумя странами. Российский президент дал понять, что дальнейшее экономическое взаимодействие будут зависеть от политической стабильности в Абхазии.
Лидерами предвыборной гонки остаются Ашраф Гани Ахмадзай, Залмай Расул и Абдулла Абдулла. Вероятнее всего противоборство между этими кандидатами не сможет завершиться в первом туре, и потребуется проведение второго этапа избирательной кампании.
США довольно богатая и прочная страна, чтобы позволить себе даже такого президента как Трамп. Правда, будут отложенные последствия на следующих выборах. На победу Трампа могут посмотреть как на эксперимент, адаптировать свои платформы, выставить новых кандидатов, которые смогут ситуацию повернуть в русло истеблишмента, но и партия же сама тоже может начать меняться.
Конфликты на Украине, в Сирии и Ираке не только не изменили стратегическую линию развития НАТО, но стали индикаторами устойчивости курса на «возвращение альянса в Европу», наметившегося еще четыре года назад.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.