Александр Стихин
Глобальная конкуренция идей и ценностей выносит на повестку дня вопросы о границах государственного суверенитета, но не в привычном политико-географическом смысле, а в сфере информации, культуры, науки и образования.
ПРЕМИУМ
26 марта 2014 | 11:58

Идеи и ценности как элемент суверенитета в 21 веке

Лидирующее положение в мире суждено занять тому, чьи идеи и ценности способны завоевать сердца как внешней, так и внутренней аудитории. Именно «мягкие» элементы силы способны побудить следовать интересам лидера по собственной воле и желанию. Это выносит на повестку дня вопросы о границах государственного суверенитета, но не в привычном политико-географическом смысле, а в сфере информации, культуры, науки и образования.

Идеи, ценности и их системы
Идеи и ценности формируют интеллектуальный и духовный потенциал общества. Они являются предметом его самоидентификации в национальном и политическом смысле. Система ценностей общества составляет его идеологию. В зависимости от иерархии ценностных приоритетов можно определить характер идеологии: высшая ценность принципа свободы - либерализм, главенство традиций - консерватизм, а первостепенность принципа всеобщего равенства - социализм. Применительно к географическому распространению, уместно говорить о либеральном Западе (США и ЕС), консервативном Востоке (страны исламского мира) и ряде социалистических стран Восточной Азии и Латинской Америки.

Для сохранения суверенитета государству необходимо иметь свою идейно-ценностную структуру и уметь противостоять конкурирующим ценностным системам. Конкуренция ценностных систем стала естественной и нет причин утверждать о неизбежной победе какой-либо одной идеологии.

Технологии и конкуренция ценностных систем
Совершенствование способов воздействия на аудиторию привело к ситуации, в которой умы и сердца людей в первую очередь стала завоевывать форма, и уже потом содержание. На первый план вышли механизмы создания привлекательного образа ценностной системы. Эффективность информационно-культурной политики стала зависеть от способности задействовать инновационные творческие механизмы. 

Суверенитет страны зависит от уровня ее технологического развития. “Цифровой суверенитет” включает два компонента - электронный и информационный. Электронный компонент - это устойчивость и защищенность государства и его критически важной инфраструктуры от кибератак, вирусов, взломов, утечки данных и выведения из строя. Информационный компонент отражает способность государства противостоять информационной войне и защищать от искажения, подрыва и воздействия на информационное пространство страны и ее идейно-ценностную систему. 

Независимое государство способно контролировать свое информационное пространство, своевременно обнаруживать атаки и нейтрализовать их. Для обеспечения цифрового суверенитета государству необходимо обладать собственной аппаратной, программной и мобильной платформами (процессором, операционной системой, пакетом офисных программ, и т.д.), сетью прогосударственных СМИ. Главное же - идейно-ценностной концепцией развития общества, сопровождаемой законодательной базой.

На данный момент только США обладают полноценным цифровым суверенитетом, как электронным, так и информационным. Это достигнуто благодаря тонкой настройке идеологической структуры общества, не напрямую, а косвенными методами, позволяющими эффективно воспитывать аудиторию и формировать нужные ценности.

В перспективе мы прогнозируем усиление идейно-ценностного противостояния разных систем, его распространение на новые сферы и направления. Значение и роль информационных технологий в формировании идеологической архитектуры общества будет возрастать. Борьба за будущее переходит в цифровую плоскость.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

27 мая 2016 | 23:00

Дайджест внешней политики США за неделю (20-26 мая)

Снятие американского эмбарго на поставку вооружений во Вьетнам завершило двадцатилетний процесс нормализации отношений, что, тем не менее, вызвало недовольство среди правозащитников и китайских СМИ. Исторический визит Барака Обамы в Хиросиму является необходимым дипломатическим шагом на фоне недовольства местного населения по поводу американской базы в Окинаве. Попытки спикера сделать процесс принятия бюджета более своевременным и открытым привели к неразберихе, с которой он пообещал разобраться сразу по возвращении Конгресса после недельных каникул.

7 апреля 2017 | 09:07

Дайджест внешней политики США (31 марта – 6 апреля)

Первый за восемь лет официальный визит египетского президента в США обозначил новый курс Вашингтона, направленный на восстановление отношений с Каиром. Выступая на встрече мидов стран-членов НАТО, Рекс Тиллерсон призвал к справедливому распределению расходов и усилению роли Альянса в борьбе с терроризмом. Сообщения о химической атаке в Сирии вызвали резкую реакцию Вашингтона, который поспешил обвинить в произошедшем Башара Асада.

25 апреля 2016 | 22:59

Украинский фронт: рецензия на книгу Ричарда Саквы

Представление украинского кризиса в информационном пространстве Запада опирается на «демонизацию» руководителей России, заявления о том, что президент России существует «в другой реальности», хотя, по мнению Р.Саквы, настоящая проблема в том, что в ходе кризиса западные страны и Россия «действовали в параллельных мирах, при этом ни одна из сторон не могла понять логику второй». 

12 октября 2014 | 23:00

Сирийская оппозиция готовится к выборам президента переходного правительства

Вместо того, чтобы пытаться установить контакты с имеющимися оппозиционными формированиями или решить проблему единства хотя бы в своих рядах, претендующая на координирующую роль оппозиционных сил Коалиция занята далекими от сирийских реалий разговорами о демократическом будущем Сирии и кадровыми перестановками в Правительстве, фактически не имеющем никакого отношения к своей стране.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова