Ситуация на энергетическом рынке Прибалтийских стран - Латвии, Литвы и Эстонии - имеет явный политический оттенок. В регионе дефицит энергоресурсов и генерирующих мощностей. Это вынуждает балтийские столицы закупать электроэнергию на внешних рынках, а газ - в России. Сотрудничество с российскими кампаниями, несмотря на выгоду, воспринимается в регионе как односторонняя зависимость. Стремление устранить “российскую угрозу” ставит вопрос о цене, которую страны Прибалтики готовы за это заплатить.
ЕС как препятствие
Чтобы покрыть энергодефицит Балтийские государства вынуждены импортировать электроэнергию, газ, нефть и нефтепродукты. Одновременно они вынуждены подчиняться директивам ЕС по ограничению выбросов парниковых газов, а также либерализации рынков электроэнергии и газа. Фактически Брюссель ограничивает возможности Прибалтики по самостоятельной выработке электроэнергии.
Усугубляет ситуацию то, что Литва стала энергетически более зависимой от России после вступления в ЕС. Согласно выдвинутым европейской стороной условиям, в 2009 году Вильнюсу пришлось закрыть Игналинскую АЭС. В 2013 году Литва импортировала 70 % электроэнергии. Латвия, хотя и является импортером электроэнергии, имеет несколько гидроэлектростанций и возможность в перспективе расширить использование гидроэнергетики. В лучшем положении находится Эстония - единственная из Прибалтийских стран располагающая значимыми источниками энергоресурсов - горючими сланцами. Несмотря на установленные в ЕС квоты на выброс углекислого газа, эстонская энергетика поставляет часть энергии на экспорт.
В отличие от Эстонии и Латвии, Литва лишена возможностей компенсировать дефицит энергии. Тепловая станция в Электренае может работать только на газе, который пока импортируется из России. Повышение цен на газ сделало собственное производство электроэнергии в Литве нерентабельным. Диверсификация импорта газа планируется, однако правительство следует пожеланиям ЕС и снижает производственную квоту крупнейшей в Литве ТЭС "Литовская электростанция". В 2014 году Литва сократит импорт природного газа. Но ситуация с выработкой электроэнергии не улучшится.
Перспективы рынка электроэнергии
В электроэнергетике Прибалтийских стран наблюдаются две ключевые тенденции. Во-первых, это растущая конкуренция внутренних и внешних игроков. Во-вторых - консолидация отрасли, выражающаяся в поиске общих путей решения энергетических проблем. Импорт электроэнергии в регионе растет до 30% в год, а издержки производства выше стоимости импорта из Скандинавии или России.
С 2013 года в Литве, Латвии и Эстонии начал работу общий рынок электроэнергии. К 2015 году после завершения прокладки соединений NordBalt (Литва – Швеция) и Estlink 2 (Эстония – Финляндия) Прибалтика будет участвовать в рынке электроэнергии стран Северной Европы. Цену электричества формирует колебание спроса и предложения на энергетической бирже Nord Pool Spot. Судя по графику среднемесячных продаж, стоимость электроэнергии в Литве заметно выше, чем в других странах Балтии. Это вызвано несовершенной соединительной инфраструктурой на границе Эстонии и Латвии. В результате в Литву не может попасть достаточное количество энергии из Скандинавии.
Однако либерализация прибалтийского энергетического рынка - пока лозунг. Между странами действует договор, согласно которому они обязаны при наличии свободных мощностей покупать электроэнергию друг у друга. Следствием этого стал скандал, разгоревшийся в сентябре 2013 года, когда Литве пришлось покупать электроэнергию из Латвии и Эстонии, втрое дороже российской. Вновь встал вопрос о цене энергетической независимости.
Прибалтика и энергетические проекты стран-соседей
Если Скандинавские страны предлагают вариант транспортировки дешевой электроэнергии от уже существующих генерирующих мощностей, то Россия, Польша, Белоруссия и Литва только собираются их создать. По существу между странами началась гонка на скорость, поскольку от этого зависит будущая логика формирования сетей и условий взаимодействия продавцов и покупателей. На завершающей стадии находится строительство Балтийской АЭС в Калининградской области, начатое в 2010 году. Ориентацию проекта на экспорт в Европу подчеркивает то, что это единственная в России АЭС, в которой возможно участие частного зарубежного капитала. Участие потребителя в капитале генерирующей компании является распространенной практикой уменьшения коммерческих рисков. Однако европейские представители, несмотря на очевидную целесообразность создания новых генерирующих мощностей в регионе подчеркивают свою незаинтересованность в проекте.
В 2017 году, на год позже Балтийской АЭС, должна начать работу Белорусская АЭС, располагающаяся на границе с Литвой. Проект литовской Висагинской АЭС, в строительстве которой должны были участвовать также Польша, Латвия и Эстония провалился из-за противоречий сторон. В конце января 2014 года правительство Польши одобрило собственную программу развития атомной энергетики, предполагающую строительство двух новых АЭС. Это делает дальнейшее увеличение генерирующих мощностей в регионе лишенным целесообразности. Применительно к Прибалтийским государствам это значит, что в перспективе ближайших десятилетий они не станут обладателями новых собственных источников электроэнергии.
Перспективы борьбы с “российским влиянием”
Существенно большую зависимость страны Прибалтики испытывают от поставок российского газа. Монополией владеют российские компании “Газпром” и “Итера”. Стремясь нейтрализовать “российскую угрозу” страны региона пытаются диверсифицировать импорт газа. По оптимистичным прогнозам в декабре 2014 года должен заработать терминал сжиженного природного газа в литовском порту Клайпеда. Строительство терминала с ревностью воспринимается в Латвии. В 2013 году Рига интересовалась возможностями приобретения у Клайпедского ТСПГ до полумиллиарда кубометров газа. Однако теперь Латвия всячески демонстрирует свою незаинтересованность в проекте.
Проект газового терминала и трубопровода Balticconector между Финляндией и Эстонией также насыщен противоречиями. Этот проект созрел в недрах Еврокомиссии и предполагает европейское финансирование. Однако между Хельсинки и Таллином идут споры о месте расположения проектируемого терминала. Одновременно повышается цена на сжиженный газ, которая делает проект малорентабельным. Вместе с тем, перенос сроков реализации Balticconector не влияет на общую тенденцию - негативную для интересов России.
Исходя из норм Третьей газовой директивы ЕС, российские компании больше не смогут в одном лице совмещать добычу, транспортировку и распределение газа. Вертикально-интегрированные компании Прибалтийских стран, в каждой из которых “Газпром” является крупным акционером, в скором времени будут разделены в соответствии со специализацией. В случае латвийского АО Latvijas gaze (LG) его акционер “Газпром” готов судиться из-за несоблюдения договора приватизации. LG обладает эксклюзивным правом на передачу, хранение, распределение и продажу природного газа и до 2017 года предприятие должно работать как единая компания.
Борьба за либерализацию энергетического рынка Прибалтики имеет смешанную политико-экономическую природу. В перспективе ее результатом может стать укрепление переговорных возможностей Балтийских стран и понижение цен на российский газ. В этом процессе российские энергетические гиганты не смогут уклониться от исполнения общеевропейских законов. То же относится и к сфере электроэнергетики. Тем не менее, Россия в состоянии, используя противоречия Прибалтийских стран друг с другом и соседними странами, затормозить процессы создания необходимой для интеграции в европейский рынок инфраструктуры.
Москва ощущает растущую поддержку со стороны Бразилии в международных делах и в ответ поддерживает претензии партнера на региональное лидерство. Сотрудничество в стратегических областях в перспективе выведет двусторонние отношения в разряд приоритетных.
По мере приближения к праймериз, дебаты становятся более нюансированными, постепенно подходят к собственно обсуждению программ. Выкристаллизовываются также конкретные расхождения межу кандидатами однопартийцами и даже теми, кого еще недавно можно было считать тактическими союзниками.
Послом России в США назначен заместитель министра иностранных дел Анатолий Антонов. Российский дипломат имеет репутацию высококлассного профессионала и жесткого переговорщика с богатым послужным списком. По мнению Андрея Сушенцова, кандидатура Антонова соответствует внешнеполитической стратегии России и текущему положению дел в российско-американских отношениях.
В сложившихся условиях очевидно, что экономическое восстановление Египта невозможно без преодоления существующей социальной поляризации. Саудовская Аравия, вложившая вместе с некоторыми монархиями Залива за последний год более 12 млрд долл. в египетскую экономику, продолжит оказывать финансовую поддержку Каиру: Эр-Рияду нужен сильный Египет, чтобы вместе противостоять региональной угрозе исламизма. На сегодняшний момент ключевое государство Ближнего Востока, имеющее мощный военный потенциал, борется за свое восстановление и скорее является жертвой радикальных исламистских группировок, надвигающихся со стороны Ливии и Синая, чем силой, противостоящей им в масштабе региона.