Ольга Ребро
В январе 2014 года Европейская комиссия опубликовала программу стратегии ЕС в области энергетики и борьбы с изменением климата до 2030 года. Основной вопрос, который предстоит решить Еврокомиссии - кто будет регулировать энергетическую политику стран-членов.  
ПРЕМИУМ
20 марта 2014 | 17:56

Энергетическая стратегия ЕС до 2030 года

В январе 2014 года Европейская комиссия опубликовала программу стратегии ЕС в области энергетики и борьбы с изменением климата до 2030 года. Еврочиновники выдвинули амбициозную программу, в рамках которой планируется достижение трех основных целей:

  1. сократить выбросы парниковых газов на 40% по сравнению с 1990 годом;
  2. увеличить долю возобновляемой энергетики в структуре энергопотребления как минимум на 27% по сравнению с 1990 годом;
  3. возобновить деятельность, направленную на повышение энергоэффективности, разработать и внедрить новые показатели и внести необходимые изменения в систему управления в целях обеспечения конкурентоспособности и безопасности энергетической системы ЕС.

Евросоюз также выдвинул задачу сокращения выбросов парниковых газов на 80-95% по сравнению с уровнем 1990 г. к 2050 году. Увеличение доли возобновляемой энергетики позволит ЕС справляться с выполнением обязательств, принятых Брюсселем в соответствии с Киотским протоколом, а также усилить свои позиции на предстоящей конференции по изменению климата в Париже, запланированной на 2015 год.

Прогноз достижения заявленных показателей
Согласно докладу о ценах и стоимости производства электроэнергии, представленному Еврокомиссией одновременно с энергетической стратегией, в последние годы стоимость электроэнергии значительно выросла в большинстве стран-членов ЕС. Причиной этого стали как повышение налогов и сборов, так и увеличение сетевых затрат. Дальнейшее повышение повышение стоимости негативным образом отразится на конкурентоспособности европейских предприятий. 

Повышение энергоэффективности и дальнейший переход к альтернативным источникам энергии по планам Брюсселя станет драйвером для дальнейшего развития инновационных и наукоемких производств в странах ЕС. Другим способом снижения сетевых затрат станет повышение прозрачности регулирования в области энергетики. Тем самым планируется сформировать благоприятную инвестиционную среду для реализации инфраструктурных проектов.

Одной из главных задач энергетической политики ЕС в среднесрочной и долгосрочной перспективе является обеспечение энергетической безопасности за счет диверсификации поставщиков и источников энергии, а также продвижения энергетических интересов союза в отношениях с третьими странами.

Учитывая тот факт, что в условиях кризиса ЕС удалось добиться существенного снижения выбросов при сохранении роста ВВП, заявленные показатели на 2020 год вполне достижимы. По оценкам экспертов ЕС, к 2012 году объем выбросов парниковых газов сократился на 18% по сравнению с уровнем 1990 года и может сократиться на 24% и 32% по сравнению к 2020 году и 2030 году соответственно. 

Успехи Евросоюза в сфере возобновляемой энергетики не столь очевидны, а заявленный показатель ее доли в энергопотреблении (27%), вероятнее всего, не будет достигнут к 2020 году. Размер возобновляемой энергетики достиг 13% в 2012 году. Вероятно, он возрастет до 21% и 24% к 2020 году и 2030 году соответственно. 

Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении планов повышения энергоэффективности. Затруднения, которые возникают при реализации планов ЕС по повышению энергоэффективности и переходу на возобновляемые источники обусловлены различиями в инфраструктуре и структуре энергетики стран-членов, а также отсутствием необходимых юридических механизмов в системе управления ЕС, которые позволяли бы надлежащим образом оценивать и корректировать политику стран-членов в отношении данного вопроса. 

Влияние энергетической стратегии ЕС на внешних участников европейского рынка
Энергетическая стратегия ЕС предполагает несколько сценариев развития ситуации, однако все они учитывают сохранение зависимости от импорта энергоресурсов из других стран. Даже при учете запланированного снижения доли невозобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности, сокращение объема добычи собственных углеводородов странами ЕС приведет в среднесрочной и долгосрочной перспективе к росту объема импорта газа при сохранении или незначительном снижении объема импортируемой нефти. Таким образом, достижение заявленных показателей энергетической стратегии мало повлияет на объем внешних поставок углеводородов в Евросоюз. Европа продолжит предпринимать попытки по диверсификации поставок газа, в том числе за счет организации поставок из Африки, стран Ближнего Востока, а также за счет новых поставок СПГ из США. Отсутствие необходимой инфраструктуры для открытия новых маршрутов не позволяет утверждать, что структура поставок существенно изменится в ближайшее десятилетие. 

Одним из возможных способов сокращения выбросов парниковых газов является строительство новых атомных электростанций. В опубликованной концепции не выражена четкая позиция ЕС относительно того, как предполагается развивать атомную энергетику до 2020 года. Есть основания полагать, что этот вопрос будет обсуждаться в ходе предстоящих в 2014 году консультаций руководителей стран-членов. После аварии на атомной электростанции “Фукусима-1” в Японии в 2011 году, сторонники развития атомной энергетики в ЕС испытывают давление со стороны экологов и общественности. Однако, эксперты ЕС в рекомендациях по развитию атомной энергетики союза, указывали на необходимость строительства новых АЭС в связи с завершением срока эксплуатации ряда старых станций. Многие страны ЕС - Польша, Чехия, Великобритания, Франция, Италия, Финляндия, Болгария, Венгрия и Румыния - заявили о планах по строительству новых АЭС на своей территории.

Атомная энергетика может послужить подспорьем в процессе сокращения выбросов углекислого газа. Однако с точки зрения перехода к возобновляемые источники, проекты стран ЕС по развитию атомной энергетики столкнутся с серьезным противостоянием со стороны представителей Еврокомиссии. То же касается и отдельных инфраструктурных проектов в энергетике, которые реализуются при участии третьих стран, в том числе России. Основной вопрос, который предстоит решить Еврокомиссии для успешной реализации заявленных планов - как с юридической и практической точки зрения будут решаться вопросы регулирования энергетической политики стран-членов.  
 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Экономика»

17 июля 2015 | 12:04

«Идея поделить мир между США и Китаем умерла сама собой»

БРИКС – это в основном молодые государства, относительно недавно заявившие о себе: Индия – с 1947 года, Китай – с 1949-го. Все они, каждое по-своему, в свое время прошли период евроатлантического романтизма, когда эти государства были готовы к односторонним уступкам Западу. Да и сейчас нельзя сказать, что, скажем, Индия не приветствует диалог с Западом. Просто это уже не прежняя «слепая любовь».

27 мая 2016 | 23:00

Дайджест внешней политики США за неделю (20-26 мая)

Снятие американского эмбарго на поставку вооружений во Вьетнам завершило двадцатилетний процесс нормализации отношений, что, тем не менее, вызвало недовольство среди правозащитников и китайских СМИ. Исторический визит Барака Обамы в Хиросиму является необходимым дипломатическим шагом на фоне недовольства местного населения по поводу американской базы в Окинаве. Попытки спикера сделать процесс принятия бюджета более своевременным и открытым привели к неразберихе, с которой он пообещал разобраться сразу по возвращении Конгресса после недельных каникул.

24 мая 2016 | 22:00

Кризис на Кавказе как вызов, но не препятствие региональной евразийской интеграции

Различия в позициях не должны становиться тормозом для сотрудничества на других направлениях. Постсоветские конфликты – один из наиболее серьезных вызовов региональной интеграции и построению общего пространства безопасности, но говорить о том, что это лакмусовая бумажка эффективности этих институтов на данном этапе, представляется преждевременным.

4 августа 2015 | 12:21

Причины устойчивости новой парламентской коалиции в Молдавии

В результате долгих переговоров в Молдавии сформирована устойчивая парламентская коалиция. Одним из факторов устойчивости коалиции стала слабость правительства и секторальное распределение ответственности партий. Хотя правительство, вероятно, проработает лишь часть срока до новых парламентских выборов, сама коалиция окажется более долговечной.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова