НЬЮ-ЙОРК, США. - 30 июня истек срок ультиматума, поставленного Бараком Обамой на саммите Группы семи, по условиям которого, в случае, если Россия не предпримет ряд шагов по снижению напряженности в Украине, должно последовать ужесточение санкций. Вашингтон продолжает говорить об отсутствии ощутимых результатов, однако и не спешит вводить секторальные санкции. На фоне этого в Комитете по международным отношениям Конгресса США идет работа над законопроектом S.2277 «Акт о предотвращении агрессии со стороны России от 2014 года», внесенным на рассмотрение еще 1 мая 2014 г.
Содержание законопроекта по своей радикальности вполне соответствует его названию. Предлагаемые меры по предотвращению агрессии можно разделить на четыре группы. Во-первых, предполагается укрепление НАТО в Европе, посредством размещения постоянного контингента в восточноевропейских странах, активизации создания ПРО, а также придания Украине, Молдове и Грузии статуса «основных союзников вне НАТО». Во-вторых, законопроект предусматривает значительное ужесточение санкций, главным образом, путем расширения уже существующих списков лиц и организаций, а не введения ограничений по секторам экономики. В-третьих, планируется расширение помощи Украине в финансовой, военной и энергетической сферах. Последнее подразумевает разрешение американским компаниям экспортировать газ всем странам-членам ВТО, а также оказание помощи в разработке газовых и нефтяных месторождений в Украине, Молдове и Грузии. Наконец, предполагает выделение денежных средств для развития демократических институтов, «свободной» прессы и неправительственных организаций на постсоветском пространстве.
Проспонсированный группой сенаторов-республиканцев законопроект представляет собой очередной раунд в межпартийной борьбе накануне осенних промежуточных выборов в Конгресс. Так, он предлагает в корне пересмотреть подход, выбранный Бараком Обамой. Администрация в отношениях с Россией всегда воздерживалась от увязки не связанных между собой вопросов, что позволяло развивать отношения несмотря на существенные противоречия. Республиканцы призывают связать украинские события с такими вопросами, как ПРО в Европе и ядерное разоружение, что может повлечь за собой новую гонку вооружений. Кроме того, на реализацию предложенных инициатив предполагается выделение значительных средств. Инициатива республиканцев подверглась критике ряда однопартийцев. Член палаты представителей от штата Техас республиканец Рон Пол упрекнул «так называемых неоконсерваторов» в готовности тратить деньги налогоплательщиков, чтобы развязывать конфликты в других частях света, в то время как правительство стремится всеми силами сократить бюджетный дефицит.
Ряд американских наблюдателей видят в предложенном законопроекте стремление продвинуть интерес американского бизнеса. Спонсоры законопроекта стремятся расширить возможности экспорта для газовых корпораций США, а также способствовать их проникновению на энергетические рынки Украины, Молдовы и Грузии. Большинство подписавшихся под законопроектом сенаторов известны как сторонники продвижения интересов американских энергетических компаний - Джон Корнин (Техас), Джеймс Инхоф (Оклахома), Ричард Бурр (Северная Каролина), Роберт Портман (Огайо).
До сих пор «Акт о предотвращении агрессии со стороны России», несмотря на свою радикальность, не вызвал широких общественных дискуссий. Администрация воздержалась от официального комментария, сохраняя приверженность взвешенному подходу. Однако ограниченные санкции против России уже проявили свою несостоятельность в качестве сдерживающего фактора, и перед американскими законодателями стоит вопрос - что делать дальше. От ответа на него зависит будущее российско-американских отношений.
Руководитель миссии ОБСЕ на месте катастрофы Малазийского боинга под Донецком Майкл Бокиркив свидетельствует, что на месте крушения наблюдатели не нашли частей противо-воздушной ракеты. Но на фюзеляже самолета обнаружены многочисленные отверстия от снарядов авиационной пушки (multiple gun fire holes).
После купирования военного противостояния не менее важной задачей для Еревана является обеспечение и продвижение своих интересов на переговорном поле, где ситуация совсем нелегка. Блицкрига не получилось, однако и азербайджанская армия показала себя отнюдь не слабым противником и не разбилась при ударе о карабахскую твердыню. И в этом плане объединение интеллектуальных ресурсов крайне важно.
Как будет действовать в ситуации тотального обострения новая команда Михаила Саакашвили, решительно непонятно, особенно если учесть, что своими кадровыми решениями глава ОГА выставляет Петра Порошенко в глазах украинских патриотов едва ли не предателем интересов Украины. Помимо этого, есть насущная проблема: креатуры одесского губернатора трудно назвать опытными переговорщиками, способными найти точки соприкосновения в реальных политических конфликтах.
На прошедших выборах не обошлось без сюрпризов, главный из которых – откровенно неудачный исход для Блока Петра Порошенко. Партия украинского лидера заняла второе место на выборах, отставая от политической силы главы правительства на обидные 0,3-0,4%.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.