1. Визит Джона Керри в Центральную Азию не принес значительных прорывов, но послужил напоминанием о том, что Вашингтон по-прежнему заинтересован в развитии связей с регионом. Тем не менее, эксперты отмечают ряд хронических проблем, свойственных американской политике в данном направлении.
2. На фоне усилившихся в последнее время тревожных сообщений об уязвимости США перед лицом России представители Пентагона говорят о пересмотре планов по американскому военному присутствию в Европе.
3. На этой неделе Администрация провела консультации с юристами о возможности рассекречивания документов, связанных с программой по использованию беспилотников – давнего объекта критики со стороны правозащитных организаций.
Визит Джона Керри в страны Центральной Азии
Большую часть прошедшей недели глава американского внешнеполитического ведомства провел в Центральной Азии. За пять дней он посетил пять стран, чем не только поставил рекорд в истории США, но и продолжил складывающуюся в последнее время традицию уделения одинакового внимания всем странам региона. В июне по такому же маршруту проследовал генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, а в июле его примеру последовал и премьер-министр Индии Нарендра Моди.
В повестку дня американского Госсекретаря помимо встреч с главами государств и ряда публичных выступлений входило заседание на министерском уровне в рамках формата «C5+1», начало которому было положено на полях юбилейного заседания Генассамблеи ООН в конце сентября.
Несмотря на явное стремление США придать визиту характер исторического, он не был отмечен прорывными решениями и был призван, скорее, напомнить, как самим странам региона, так и их соседям, о том, что в Вашингтоне о них не забыли.
В основе подхода США лежит концепция «Нового шелкового пути» - интеграция региона в систему торговых, транзитных и коммуникационных связей. Заложенная еще в 1990-е годы во время президентства Билла Клинтона, стремящегося связать регион с западноевропейскими союзниками, она получила новое дыхание в 2010-е, когда пять центральноазиатских стран должны были играть ключевую роль в восстановлении Афганистана после вывода оттуда американских войск. На этой неделе Керри также говорил о положении региона на пересечении транзитных путей, однако на этот раз акцент был сделан на безопасности:
«Соединенные Штаты Америки понимают, что безопасность и стабильность Центральной Азии является важной составляющей глобальной безопасности. По соседству с вами находятся Россия, Иран, Афганистан и Китай – вот ваше окружение. Вы расположены на пересечении самых значительных внешнеполитических вызовов и угроз безопасности в масштабах планеты».
Определив, таким образом, «против кого» США предлагают дружить в рамках нового формата, Керри перешел к направлениям, по которым эта дружба должна развиваться. Помимо традиционных демократических ценностей, экономического развития и безопасности, он подробно остановился на борьбе с изменением климата. Это, с одной стороны, не удивительно в свете предстоящего Парижского саммита, на который у Вашингтона большие планы, а с другой, как показал опыт Китая, - экология является той сферой, в которой достичь согласия гораздо проще, даже не смотря на ощутимые противоречия в других, более «серьезных» областях.
Тем не менее, несмотря на изменения в подходе, аналитики отмечают, что сохраняется ряд хронических проблем. Некоторые из них носят объективный характер: США, в отличие от России и Китая, находятся далеко от региона. Как заметил Эван Фейгенбаум, в прошлом заместитель помощника Госсекретаря по Южной и Центральной Азии, а ныне сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, «невозможно построить мост или автостраду из Таджикистана через Тихий океан в США, а в Китай - можно».
«Если США хотят сохранять релевантность в регионе, им необходимо найти способ использовать свои сильные стороны, потому что им будет сложно претворяться, что они релевантны с точки зрения географии. Мне кажется, на протяжении десятилетий США не могли определить, какой лакомый кусок они могут предложить странам региона. И мне кажется, они до сих пор ищут для себя подходящую роль».
Этот процесс поиска осложняется уже целым рядом проблем субъективных.
Во-первых, отмечает Джеффри Манкофф, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, исполняющий обязанности директора Программы по изучению России и Евразии, масштабные планы Вашингтона на развитие региона редко сопровождаются соответствующими конкретными действиями:
«Одной из самых больших проблем для США, еще со времен объявления инициативы «Нового шелкового пути» в 2011 году остается неопределенность в отношении того, сколько внимания и ресурсов мы готовы выделить Центральной Азии. С 2011 года и по сей день мы не можем подкрепить нашу политику ресурсами – оказать ей должную политическую поддержку, не говоря уже о выделении финансов на строительство инфраструктуры, и поднятия отношений до такого уровня, который бы действительно позволил проводить данную политику. Я думаю, что и сегодня мы не готовы принять это фундаментальное решение и выделить необходимые ресурсы».
Во-вторых, продолжает он, проповедование демократических ценностей может обернуться против США.
«Продвижение демократии, или витающее в воздухе ощущение необходимости демократизации, является постоянным источником напряженности в отношениях между Соединенными Штатами и странами Центральной Азии, что, на мой взгляд, отбивает у них желание предпринимать рискованные шаги для сближения с Вашингтоном».
Важно отметить, что визит Джона Керри в регион сопровождался пристальным вниманием со стороны правозащитных организаций и американских СМИ, которые не простили бы ему, если бы демократизации не было уделено должного внимания.
Наконец, Эван Фейгенбаум считает, что конкурентным преимуществом США в борьбе за влияние в регионе могло бы стать развитие т.н. «мягкой инфраструктуры»: обучение английскому языку, повышение квалификации, помощь в налаживании связей с глобальной экономикой, предоставление технологий и инноваций. Однако здесь возникают другие сложности.
«США обычно не участвуют в широкомасштабных проектах, спонсируемых государством, как это делает Китай. Что делают США – приводят частный сектор. И здесь постоянно возникает проблема, потому что частный сектор не хочет инвестировать в силу целого ряда обстоятельств: политические риски, колебания на рынке сырьевых товаров, последствия финансового кризиса 2008 года, когда американские компании концентрируются в большей степени на внутреннем рынке. Имея это в виду, при прочих равных, американские предприниматели скорее выберут восточную Азию».
Разворот в сторону Европы
В пятницу генерал Филипп Бридлав, главнокомандующий силами НАТО в Европе, выступая перед журналистами, объявил о возможных планах Пентагона увеличить количество американских войск в Европе, чтобы иметь возможность отвечать на провокации России. Накануне другой представитель министерства обороны, генерал Марк Милли, начальник штаба сухопутных войск, заметил, что в настоящее время проводится переоценка планов по присутствию в Европе.
«Речь не идет о возвращении к временам холодной войны с большим количеством войск передового развертывания. Однако нам необходимо быть уверенными, что мы обладаем достаточными ресурсами для сдерживания российской агрессии».
На протяжении последней четверти века США проводили постепенное сокращение своего присутствия в Европе, чему, по мнению генерала, необходимо положить конец.
Уже на этой неделе к американским генералам добавился генсек НАТО Йенс Столтенберг, выразивший опасения в связи с тем, что к районам концентрации российских войск в Калининграде и на Черном море теперь добавилось восточное Средиземноморье, что может заметно ограничить доступ США и их союзников в некоторые регионы.
«Нам необходимо быть уверенными в том, что наши возможности будут превосходить российские, чтобы мы сохраняли возможность укрепляться, перемещаться и развертывать наши войска в случае необходимости».
Помимо этого, генерал Бридлав, признавая, что в настоящий момент уровень американский разведки в регионе «находится не на должном уровне», тем не менее, заметил:
«За последние несколько месяцев разведывательное сообщество провело ряд критических поправок в их подход к использованию аналитиков, а также в расстановке приоритетов. Этот корабль постепенно встает на правильный курс. Я считаю, что за последние два десятилетия наша страна приняла ряд решений, соответствующих уровню отношений с Россией. А теперь оказывается, что она не является тем партнером, которого мы хотели в ней видеть. И нам приходится вносить коррективы. И я благодарен за это».
Представители западного военного сообщества, в последнее время не скупившиеся на громкие заявления в отношении «российской угрозы», на этот раз, видимо, почувствовали реальную возможность добиться от Администрации конкретных шагов в данном направлении.
На фоне постоянных сообщений в СМИ об уязвимости США перед лицом России (будь то подлодки, подплывшие на опасно близкое расстояние к коммуникационным кабелям, или провалы в разведке, или ежедневные сообщения о перехватывании инициативы в борьбе с ИГ), в Вашингтоне формируется довольно внушительная группа конгрессменов, способных надавить на Белый Дом, который до сих пор медленно, но верно осуществлял разворот в сторону Азии. Генерал Бридлав, например, прямо заявил, что его первый за последние полгода приезд в США связан именно с желанием добиться от Вашингтона увеличения финансирования на европейском направлении.
Использование беспилотников
По мере сокращения времени до окончания президентского срока Барака Обамы список дел, требующих разрешения, все возрастает. На этот раз в него был включен вопрос по борьбе с ореолом секретности, окружающей программу по использованию беспилотников и проведению других антитеррористических операций. По сообщениям новостного портала «Хилл», на прошлой неделе высокопоставленные члены Администрации встретились с юристами и представителями правозащитных организаций, чтобы обсудить возможные шаги в данном направлении. Представитель Белого Дома Нед Прайс по итогам встречи заявил:
«Президент Обама хочет раскрыть максимально возможные объемы информации об американских антитеррористических операциях и использовании вооруженных сил за рубежом».
Хотя Администрация и указывает на тот факт, что Барак Обама давно выступает за снижение уровня секретности, стимулом к конкретным действиям стала публикация в середине октября секретных документов ЦРУ о применении дронов во время американских операций в Йемене, Сомали и Афганистане в 2011-2013 годах. Именно в это время, когда Белый дом работал над сокращением воинского контингента в горячих точках, беспилотники превратились в «предпочитаемое оружие» (weapon of choice) Обамы. Как отметил источник, передавший секретные документы:
«(Дроны), по мнению военного сообщества, позволяют быстро и чисто выполнять поставленные задачи. Это превосходный и эффективный способ ведения войны, не требующий широкомасштабного наземного вторжения, а значит, позволяющий избежать ошибок Ирака и Афганистана. Однако, - продолжал он, - в настоящее время военные стали зависимы от такого способа ведения дел, и чем дольше они будут использовать дроны, тем сложнее им будет от них отказаться».
Так, в 2013 году Барак Обама выступил в защиту программы, указав на ее эффективность и возможность наносить более точные удары по сравнению с обычными вооружениями (conventional airpower or missiles). Кроме этого, он отметил, что американские военные регулярно отчитываются перед Конгрессом о проводимых операциях. Однако опубликованные документы показали, что, во-первых, правительство скрывало показатели неточности ударов – неопознанные лица, погибшие в результате атак, автоматически приписывались к категории «враги». А во-вторых, сам Пентагон признал неэффективность программы, так как она подрывала сбор разведданных, необходимых для определения дальнейших шагов в операции.
Через несколько дней после публикации документов Американский союз за гражданские свободы (The American Civil Liberties Union – ACLU), давно критикующий использование дронов, подал в суд на ЦРУ, требуя публикации информации о координатах и датах ударов, количестве жертв и их именах, а также предоставления юридических документов, лежащих в основе т.н. «программы (по использованию) беспилотников» (drone program). Учитывая, что Вашингтон строит большие планы на использование дронов в будущем (к 2019 году планируется увеличение их количества на 50%), текущие усилия Администрации приподнять завесу тайны, скорее, являются упреждающим ударом, нежели проявлением доброй воли. Опубликование небольшого количества информации поможет избежать детального разбирательства, а значит, сохранить «излюбленное оружие», к которому пристрастился Вашингтон.
БРИКС пытаются позиционировать чуть ли не как новый орган мирового управления, который заменит «Большую Семерку». Апологеты этой теории оперируют с цифрами, указывая, что страны-члены БРИКС все вместе занимают значительную часть территории Земного шара, и их населяет чуть ли не половина человечества. БРИКС как и G7 является глобальным форумом, однако он не замещает «семерку», а всего лишь представляет из себя ее альтернативу, столь назревшую на сегодняшний день.
В условиях фактически уже начавшейся предвыборной кампании демократы попытаются привлечь на свою сторону кубинских мигрантов, которые нередко голосуют, в отличие от прочих испаноязычных граждан, за республиканцев. Это стало особенно актуальным в свете недавнего заявления Джеба Буша, бывшего губернатора Флориды, где проживает большая часть кубинских мигрантов, о готовности побороться за президентское кресло.
Предстоящий вывод войск Международных Сил Содействия Безопасности в Афганистане под командованием НАТО ставит перед региональными организациями задачи по поддержанию стабильности на границах Афганистана.
Новое контрнаступление ополченцев – формально ставшее ответом на попытку украинской армии отбить старый терминал донецкого аэропорта – может означать только одно: ополченцы действуют по своей инициативе, а Европа устала от украинского конфликта и начинает рассматривать его как внутреннее дело Украины.