1. В ходе первой части азиатского турне Дональд Трамп посетил Японию, Южную Корею и Китай, где основное внимание было уделено двум вопросам: проблеме КНДР (Трамп неожиданно добавил к обычным угрозам призывы к началу диалога) и двусторонней торговле (в отсутствие значительных изменений в этой области визит Трампа завершился заключением ряда бизнес-сделок).
2. Состоявшийся на этой неделе ежегодный день голосования, хоть и не привел к значительным изменениям в политической жизни страны, продемонстрировал настроения в американском обществе, где увеличилась активность демократического электората, недовольного администрацией Трампа, а также набирают популярность прогрессивные (социальные) идеи.
3. Спецпредставитель по Украине Курт Волкер рассказал журналистам о планах США в отношении Минского процесса, сдвинуть который с мертвой точки, по мнению Вашингтона, поможет введение миротворцев ООН на всей территории ЛНР и ДНР. Отмечая, что США прикладывают все усилия, чтобы не подорвать переговорный процесс, он отметил, что сегодня слово за Москвой, которая может либо заморозить конфликт и понести соответствующие издержки, либо прекратить «ужасное» противостояние с Киевом и добиться, таким образом, снятия санкций.
Визит Дональда Трампа в Японию, Южную Корею и Китай
Первая части двенадцатидневного азиатского турне, в ходе которой Дональд Трамп посетил Японию (5-7 ноября), Южную Корею (7-8 ноября) и Китай (8-10 ноября), была посвящена обсуждению двухсторонних отношений. Сквозным темами состоявшихся встреч стали проблема Северной Кореи и вопросы торговли.
Не отклоняясь в целом от политики «мира через угрозу применения силы» (peace through strength), взятого на вооружение текущей американской администрацией, Дональд Трамп неожиданно сменил тон своих заявлений по КНДР. Если ранее идею диалога продвигал Госдепартамент, а президент акцентировал внимание на готовности Пентагона нанести упреждающий удар, то на этот раз Трамп заговорил о дипломатических способах решения проблемы. В своем программном заявлении по вопросу ядерной программы КНДР, произнесенном с трибуны Национального собрания Республики Корея, он подчеркнул контраст между уровнем жизни населения двух Корей и обратился к Пхеньяну с предложением полностью отказаться от ядерного оружия в обмен на будущее процветание страны.
«Я приехал на этот полуостров, чтобы обратиться напрямую к лидеру диктаторского режима Северной Кореи: оружие, которые вы стремитесь получить, не делает вас более защищенными. Они ставят режим в более опасное положение. Каждый шаг в этом направлении увеличивает угрозы, с которыми вы столкнетесь. Северная Корея не стала тем раем, который обещали ваши деды. Это ад, который не должен испытывать ни один человек. И тем не менее, несмотря на все свершенные вами преступления, мы готовы предложить вам дорогу к лучшему будущему. Она начинается с прекращения агрессивного поведения вашего режима, остановки баллистической программы и полной верифицируемой денюклиаризации».
Как заметил позже госсекретарь Рекс Тиллерсон, Дональд Трамп работал над тональностью выступления до последней минуты, а решение отказаться от характерных личных нападок на главу КНДР принадлежало лично президенту.
Обсуждение торговых вопросов не было отмечено ни значительными прорывами, ни реализацией озвученных ранее угроз. В частности, в последние месяцы, отказавшись (по крайней мере, до разрешения северокорейского вопроса) от развязывания торговой войны с Китаем, Дональд Трамп заговорил о выходе из договора о свободной торговле с Южной Кореей, заключенного в 2012 году. Отходу экономических вопросов на второй план во многом способствовало отсутствие в составе делегации двух главных сторонников «выравнивания» торгового баланса министра финансов Стивена Мнючина и директора Национального экономического совета Гари Коэна, которые остались в Вашингтоне, чтобы «подгонять» прохождение реформы налогообложения в Конгрессе. В результате, основной акцент в экономической повестке дня был смещен в сторону заключения бизнес-сделок, для чего президента сопровождали главы крупнейших американских компаний. При этом представители американских финансовых кругов, заинтересованные в открытии китайского рынка, отказались ехать, узнав, что обсуждение структурных реформ не планируется.
Отсутствию новостей в области торговли обрадовались республиканские законодатели, многие из которых обеспокоены, что начало торговых войн (будь то открытие «ящика Пандоры» в переговорах по НАФТА или пересмотр двусторонних соглашений) отвлечет их от более важных внутренних проблем: реформы налогообложения, принятия бюджета и, если останется время, новой попытки «отмены и замены» «обамакэир».
Победа демократов в день голосования
Первый вторник после первого понедельника ноября, вне зависимости от года, в США является днем голосования: где-то кого-то американцы обязательно выбирают. В отличие от четных лет, когда проходят либо президентские, либо промежуточные выборы, голосование в нечетные годы («off-year election») обычно не имеет значительных политических последствий и является, скорее, барометром общественных настроений. Так, прошедшие на этой неделе выборы продемонстрировали активизацию демократического электората, недовольного президентством Трампа, а также рост популярности «прогрессивной» (социальной) повестки дня.
Иллюстрацией первой тенденции стали выборы губернатора Вирджинии. В этом традиционно «колеблющемся» (swing) штате шансы на победу до последнего были примерно одинаковыми: 43% избирателей планировали проголосовать за демократа Ральфа Нортэма и 40% за республиканца Эда Гиллеспи. При этом кампания Нортэма была сосредоточена на критике Трампа, а Гиллеспи, хоть и старался дистанцироваться от президента, в целом предлагал программу в духе «MAGA» (MakeAmerica Great Again – Сделаем Америку снова великой). В результате, Нортэм одержал победу в 9 процентных пунктов (54 к 45), что эксперты связали с неожиданно высокой активностью демократического электората и нехарактерной пассивностью республиканцев. Демократы составили 41% проголосовавших (на 4 процентных пункта больше, чем на предыдущих губернаторских выборах), а республиканцы – 31% (самый низкий показатель с 1996 года). В целом по стране явка демократов увеличилась на 16 процентных пунктов по сравнению с 2013 годом.
Помимо успеха в Вирджинии, демократы вернули себе контроль над легислатурой штата Вашингтон, сохранили демократического мэра Нью-Йорка, получили губернатора-демократа в Нью-Джерси, а также одержали серию менее значимых побед на местных выборах по всей стране. Пока руководство партии праздновало победу, ее прогрессивное крыло, во главе с беспартийным Берни Сандерсом, поспешили обратить внимание на то, с какими политическими программами эти демократы побеждали. Кроме нью-йоркского мэра Билла де Блазио, главным достижением которого считается развитие государственной программы бесплатного дошкольного образования, знаковые победы одержали сторонник ограничения огнестрельного оружия, который сместил трижды избиравшегося республиканца, пользующегося поддержкой Национальной стрелковой ассоциации, адвокат прав трансгендеров, победивший в схватке с республиканцем, открыто называвшим себя «главным гомофобом штата», а также демократ, борющийся за ограничение произвола и расовой дискриминации в правоохранительных органах, который выиграл у бывшего офицера полиции. Более того, в свою копилку прогрессисты занесли референдум в штате Мэн, где избиратели подержали распространение государственной программы бесплатного медицинского страхования (Medicade), что позволило преодолеть наложенное ранее губернатором-республиканцем вето.
Результаты выборов усилили беспокойство среди республиканцев. Впрочем, многие из них списали поражение на отсутствие прогресса в законотворчестве и заверили, что состоявшийся день голосования послужит стимулом для сплочения партии, что поможет в принятии важных реформ, которые позволят не допустить повторения ситуации в следующем году.
Курт Волкер о политике США в отношении Минского процесса
3 ноября специальный представитель США по Украине Курт Волкер ответил на вопросы журналистов относительно политики Вашингтона по реализации Минских соглашений. В своем выступлении он отметил ряд принципиальных позиций, а также обозначил рамки ведущихся переговоров с Москвой.
Во-первых, Волкер заявил, что не считает ситуацию на востоке Украины гражданской войной, и назвал главной причиной продолжающегося насилия присутствие российских войск. «Россия говорит, что она беспокоится о безопасности русскоговорящего населения Украины. Но если вы посмотрите на Украину, проедете по стране и поговорите с людьми – как это сделал я – то увидите, что миллионы и миллионы русскоговорящих людей живут по всей Украине, и все у них хорошо. Единственное место, где русскоговорящее население испытывает трудности, это оккупированный регион на востоке, где находятся русские войска». Позже, отвечая на вопрос, почему США ведут диалог с Москвой, а не с ДНР и ЛНР, Курт Волкер добавил: «Это не внутреннее противостояние. Это не этнический конфликт. К востоку (от линии соприкосновения) все командование на 100 процентов русское. Очевидно, что люди, участвующие в военных операциях и работающие в гражданских администрациях так называемых Луганской и Донецкой народных республик были специально наняты. Но они управляются Россией, поэтому разговаривать необходимо именно с Россией».
Во-вторых, подход США заключается в изоляции Минского процесса, с одной стороны, от вопроса по Крыму, с другой – от различных политических скандалов. «Все обращают на это внимание, все за этим следят, все это обсуждают, - прокомментировал Волкер открывшиеся связи с Украиной в расследовании по Манафорту, - но что я стараюсь делать, это не отвлекаться от поставленной цели. Я все время говорю: «Послушайте, вот наши задачи. Давайте предлагать варианты решения». И, я считаю, именно такой подход позволил нам добиться некоторых подвижек». Отвечая на критику журналистов о том, что Вашингтон выводит аннексию Крыма за скобки, Волкер лишь отметил, что его «попросили заняться нормандским процессом», который не имеет к Крыму никакого отношения.
Учитывая данные принципы, Волкер назвал наиболее реальным способом выхода из тупика введение на восток Украины миротворцев ООН. При этом он отметил, что предложенный Москвой проект резолюции является шагом в правильном направлении, однако он неприемлем для Вашингтона в его текущем виде. Ограничивая влияние негативных факторов на переговорный процесс (в частности, Волкер отметил, что США настоятельно не рекомендовали Киеву выдвигать альтернативную резолюцию по миротворцам, а также пока отказались от поставок летальных вооружений), Вашингтон пытается склонить Москву к расширению мандата миротворцев от соблюдения перемирия на линии соприкосновения до всей территории ЛНР и ДНР, включая передачу им контроля над границей. Детали американского предложения Волкер планирует обсудить с Владиславом Сурковым на следующей встрече, запланированной на 13 ноября, однако он предупредил, что не стоит ожидать окончательного решения и «последуют дальнейшие разговоры», однако уже «касающиеся конкретных деталей».
Подводя итог, Волкер заключил, что дальнейшее развитие ситуации полностью зависит от решения Москвы:
«Россия сегодня выбирает из двух вариантов. Если она захочет создать еще один замороженный конфликт, оккупировать территорию, как, например, в Абхазии, Южной Осетии или Приднестровье, она может это запросто сделать. Но также она понимает, что это потребует значительных ресурсов, да и просто будет очень печально, потому что уже невозможно наблюдать за продолжением конфликта между Россией и Украиной. Это ужасно. С другой стороны, она может вывести свои войска и помочь с размещением миротворцев ООН, которые позволят продолжить реализацию Минских соглашений. Третьего сценария, при котором текущая ситуация будет продолжаться бесконечно, я не вижу. И уж точно этого не хочет международное сообщество».
В результате визита Обамы в Саудовскую Аравию стороны «согласились не соглашаться» по целому ряду противоречий, возникших в последнее время. В рамках сокращения расходов на оборону Пентагон на этой неделе призвал законодателей разрешить закрытие незагруженных военных баз в стране, чем вызвал бурю недовольства законодателей. Казалось бы многообещающая стабилизация политической обстановки на Украине была с настороженностью воспринята в США, где официальные лица повторили свои предостережения о необходимости срочных реформ.
Среди ближневосточных участников контртеррористической коалиции США: монархии Залива не располагают военной мощью; обладающие таковой Ирак и Египет больше нацелены не на региональное, а на внутреннее противостояние исламистам. Для Турции ИГ в настоящий момент скорее потенциальная, чем насущная угроза. При этом Иран и Сирия, также имеющие военную силу и заинтересованность в этой борьбе, исключены Вашингтоном из числа партнеров.
Канада сотрудничает с США в военной сфере, однако имеет множество противоречий на доктринальном уровне. Так, Оттава выступает за секторальный принцип разделения Арктики, в соответствии с которым, Вашингтон получил бы наименьший участок. Кроме этого у Канады имеются территориальные споры с США и Данией. Трения возникают и в связи с эксплуатацией Северо-восточного прохода, который Канада считает территориальными водами и требует запроса разрешения для использования данного маршрута.
Все стороны, связанные с украинским конфликтом, признавать крах Минского процесса не торопятся. Внимание европейских правительств сейчас отвлечено от Украины острой проблемой беженцев. Американцы заинтересованы в сохранении нынешнего шаткого, вялотекущего конфликта, хотя уже понимают, что поддерживать его в таком состоянии становится крайне непросто. В этих условиях Москва запустила процесс плавной экономической интеграции Донбасса в Россию.