В центре внимания на прошедшей неделе были судьба антироссийских санкций, переговоры о сирийском урегулировании и публикация докладов об обстоятельствах крушения малазийского Боинга на Украине.
Эрозия режима антироссийских санкций в ЕС
На прошедшей неделе возобновилась дискуссия о долгосрочных последствиях антироссийских экономических санкций. 13 октября отвечая на вопрос представителя компании Сименс в ходе инвестиционного форума в Москве, Владимир Путин указал, что участие немецкого бизнеса в инфраструктурных проектах в России (в частности ж/д магистрали Москва-Казань) будет ограниченным, если режим санкций будет мешать получению кредитных ресурсов:
«Если участникам таких проектов будет ограничен доступ к европейскому финансированию, то тогда у нас вариантов не так уж и много остаётся. И в этом случае предложение китайских партнёров об участии в финансировании может быть решающим».
За несколько дней до этого впервые с начала украинского кризиса были отменены ряд санкций в отношении России. 9 октября ЕС исключил из списка запрещенных к торговле с Россией товаров компоненты ракетного топлива. Эти вещества необходимы для запусков российскими носителями европейских спутников в рамках космических программ стран ЕС. Это стало пробным шагом к нормализации экономических отношений, призванным проверить реакцию различных сил в самой Европе и в США. Примечательно, что 8 октября глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер выступил с заявлением о необходимости нормализации отношений с Россией:
"We must make efforts towards a practical relationship with Russia. It is not sexy but that must be the case, we can't go on like this," сказал он на мероприятии в южногерманском городе Passau. И добавил: "We can't let our relationship with Russia be dictated by Washington."
Перспективы сотрудничества России и Запада в борьбе с ИГ
Военная кампания России против ИГ укрепила влияние Москвы на сирийское правительство. Это влияние Россия собирается использовать для начала диалога между сирийскими властями и оппозицией. Однако предложение Москвы о консультациях с США на этот счет было отвергнуто Вашингтоном. США по-прежнему настаивают на уходе Асада как условии сотрудничества против ИГИЛ и опасаются усиления позиций России на Ближнем Востоке. Отвечая на эти опасения, президент Путин 13 октября вновь призвал к сотрудничеству и заявил: «мы не стремимся к какому-то лидерству в Сирии».
Продолжить чтение на сайте Russia Direct
19 октября в Берлине состоялась очередная встреча «Нормандской четверки». Лидерам России, Франции, Германии и Украины удалось достичь договоренности о разработке "Дорожной карты" по урегулированию ситуации на Донбассе. Это единственный позитивный результат переговоров и он не гарантирует прекращения вооруженного конфликта на востоке Украины.
Генерал Джеймс Мэттис считался едва ли не самым сильным кандидатом в будущей администрации Дональда Трампа в получении номинации. Перед началом слушаний в Сенате его позиции были усилены слухами о конфликте между ним и командой избранного президента, которая якобы собиралась отстранить Мэттиса от ведения дел. Сенаторы поспешили увидеть в генерале "своего человека" в лагере Трампа и с готовностью одобрили его кандидатуру.
Американцы продолжают рассматривать дела на постсоветском пространстве через призму игры с нулевой суммой. Все, что хорошо для России, плохо для коллективного Запада. И наоборот. Подобный подход, конечно, не только сомнителен, но и крайне неконструктивен.
Встает вопрос о готовности Анкары и Москвы к поиску modus vivendi в двусторонних отношениях. Понятное дело, речь о возвращении к ситуации до 24 ноября 2015 года не идет. Но и «точку невозврата» еще можно не допустить, так как в противном случае «в нагрузку» к имеющимся проблемам на Ближнем Востоке можно получить и набор противоречий в других регионах, в частности, на Большом Кавказе. Притом, что обретения в конкуренции на этой площадке крайне сомнительны, а опыт выхода с нулевой отметки к позитивной динамике уже имеется.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.