Геворг Мирзаян
Политическая роль Казахстана в мире и даже регионе не дотягивает до роли экономического лидера. Именно поэтому казахстанские власти активно пиарят страну на внешней арене. Безусловно, одной из важнейших витрин страны является столица Астана. Выстроенный в степи город поражает пространством, высотными зданиями и, самое главное, чистотой (что редкость на постсоветском пространстве). Однако для того, чтобы иностранцы увидели Астану, их нужно туда заманить. 
ПРЕМИУМ
25 июля 2015 | 20:14

Новая роль Казахстана в Евразии

Казахстан является самой успешной страной Средней Азии. Теперь ей нужно, чтобы все об этом узнали.

За годы пребывания у власти Нурсултану Назарбаеву, в отличие от его южных соседей, удалось создать стабильное и развитое государство. Казахстан не сотрясают внутренние конфликты, революции и межнациональные столкновения (нередко можно увидеть, как два казаха, прекрасно знающих родной язык, в диалоге несколько раз переходят с казахского на русский и наоборот), он не живет на переводы мигрантов из России. По сути, казахстанская экономика ориентирована на экспорт.

«На сегодня мы экспортируем 850 экспортных товаров, по 160 из них Казахстан входит в ТОП-50 стран-экспортеров. В целом, Казахстан сейчас вошел в 50 лучших экспортеров, занимает 49 место», - говорит министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев.

В политическом плане Нурсултан Назарбаев не конфликтует ни с одной из сил, имеющих интересы в Средней Азии: ни с Россией, ни с Китаем, ни с ЕС, ни с США. Реализуемый Китаем проект «экономического пояса Шелкового пути» дает Казахстану как самой большой и успешной стране Средней Азии дополнительные возможности для развития, транзитных доходов, а также для укрепления контактов со странами Запада и Востока. Важно, что Россия, с подозрением относящаяся к европейским проектам, не имеет ничего против китайского: на саммите в Уфе Владимир Путин заявил о возможности сопряжения между проектом евразийской интеграции и китайским «шелковым путем».

Однако при этом политическая роль Казахстана в мире и даже регионе не дотягивает до роли экономического лидера. Именно поэтому казахстанские власти активно пиарят страну на внешней арене. Безусловно, одной из важнейших витрин страны является столица Астана. Выстроенный в степи город поражает пространством, высотными зданиями и, самое главное, чистотой (что редкость на постсоветском пространстве). Однако для того, чтобы иностранцы увидели Астану, их нужно туда заманить. Именно поэтому серьезнейшим имиджевым проектом является выставка Экспо-2017, к которой казахстанские власти тщательнейшим образом готовятся, возводя в столице целый комплекс зданий. По идее, выставка должна открыть для многих европейских бизнесменов Казахстан, показать им все плюсы казахстанской экономики. Именно поэтому проект находится на личном контроле у Назарбаева, и он недоволен темпами строительства, а также качеством медийной компании вокруг него.

«На сегодня нет четкого коммуникативно-медийного плана, системно не проработан вопрос имиджевого продвижения, при этом все усилия направлены лишь на проведение разовых мероприятий. Только грамотно продуманная стратегия позволит привлечь в страну туристов и достичь показателя в 5 миллионов посещений – еще одного параметра успешности выставки», - говорит Назарбаев. – «Необходимо организовывать презентации по теме выставки на крупных экономических, туристических форумах, спортивных мероприятиях, использовать предстоящий Давосский форум, Санкт-Петербургский форум, Астанинский экономический форум для приглашения стран для участия».

В то же время перед государством стоят и серьезные вызовы. Первый и самый очевидный - что будет со страной после ухода Нурсултана Назарбаева. Как и во всех странах Средней Азии, в Казахстане действует полуручной метод управления. Президент замыкает на себе цепочки процессов принятия решений. Помимо очевидных плюсов в виде контроля тут множество минусов, в частности, зависимость пути развития от личности президента. И если Назарбаев оказался крайне мудрым и осторожным президентом, лавирующим между различными течениями казахстанской политики, то его наследник может быть не столь эффективным.

«Есть осознание того, что преемник не будет обладать столь мощной харизмой, как у Назарбаева, что могут возникнуть проблемы, и лучше их решать через институты, причем реальные, а не такой парламент, где присутствует одна партия», - говорит председатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.

Как известно, политические реформы всегда проходят наиболее болезненно, однако среди всех лидеров среднеазиатских стран именно Нурсултану Назарбаеву (с его космополитичными взглядами и отсутствием необходимости кому-то что-то доказывать) проще всего их провести. В том же Узбекистане или Таджикистане о возможности политической модернизации и речи быть не может.

Второй вызов - это исламизм. Да, Казахстан является на сегодняшний день самой успешной со всех точек зрения страной Средней Азии, но даже его не обошел вирус исламизма. Ректор одного из ведущих ВУЗов страны говорит о заполненных молодыми людьми мечетях, и о муллах, которые (по его словам, от недостатка образования) внедряют в умы молодежи идеи, далекие от современного взгляда на жизнь. Причем, по словам источника в правительстве страны, наибольшая исламизация происходит именно в западных районах Казахстана - то есть там, где сосредоточены запасы углеводородов. Сам источник связал это с деятельностью иностранных НПО, однако речь тут идет скорее о региональном тренде и о недостатке в светских государствах Средней Азии чувства идейной сопричастности. Казахстанские власти прекрасно отдают себе отчет о масштабах угрозы и, судя по всему, несколько лет назад решили всерьез ею заняться. Однако проблема в том, что решать эту проблему на национальном уровне крайне непросто: ее нужно решать комплексно во всем среднеазиатском регионе. И у Казахстана есть все шансы еще больше поднять свой авторитет через совместные с Россией и Китаем действия по нейтрализации угрозы исламизма на всем пространстве стран ШОС.

Впервые опубликовано на сайте Expert Online.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

3 февраля 2017 | 11:43

Дайджест внешней политики США (27 января – 2 февраля)

Президентский указ об ужесточении миграционной политики вызвал волну протестов внутри США и негодование внешнеполитических ведомств других стран. Настороженность вызвали сообщения о недружественном характере переговоров Трампа с мировыми лидерами по телефону. Изменение тональности российско-американских отношений осталось на таком фоне малозаметным.

26 февраля 2015 | 09:00

Документ дня: Как вести себя с Россией?

Как придать диалогу России и Запада позитивное поступательное движение? Фиона Хилл, старший научный сотрудник Брукингского института, специалист по России, предложила свой вариант решения проблемы. Отправной точкой она выбрала необходимость считаться с позицией России, каким бы ни было отношение к ней западных стран.

9 октября 2015 | 13:52

Дайджест внешней политики США за неделю (2-8 октября)

После пяти лет переговоров по соглашению о Транстихоокеанском партнерстве документ наконец был подписан, однако теперь в его отношении начались активные дебаты в Конгрессе. Не менее оживленные споры возникли в связи с недавним индидентом в Афганистане, в которых Белый дом пытается максимально сохранить лицо на фоне набирающей популярности идеи о продлении сроков вывода американских войск из этой страны. Параллельно с этим, по прошествии года после введения санкций против России в американских экспертных кругах возникли обсуждения о судьбе санкционной политики.

12 сентября 2014 | 18:18

Киев не идет на компромисс и снижает свою зависимость от Донецка и Луганска

Отдельные украинские политики и эксперты ставят вопрос об отказе от Донецка и Луганска и выделении их из состава Украины. Проукраинские силы возмущают требования ДНР и ЛНР о наделении их особым статусом, включая самостоятельность в выборе экономического и торгового вектора развития.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова