Внешнюю политику США ждут перемены. Их повлекут качественные изменения в оценках американцами роли своей страны в международных делах. В 2012 году статистика зафиксировала тенденцию - более половины жителей США впервые за 50 лет высказались против активной внешней политики.
Международное положение страны глазами американцев
Согласно результатам социологического опроса “Место Америки в мире”, впервые с 1964 года большинство американцев высказалось против вовлечения США в решение международных проблем (52%). По данным опроса агентства «PewResearch», в начале 2000-х годов так считали около 30% респондентов. Еще большее число опрошенных (80%) поддержало смещение фокуса внимания правительства с внешней политики на внутреннюю. Эти изменения социологи связывают с двумя факторами: сложной экономической ситуацией в США и усталостью общества от активной и безрезультатной внешней политики.
Американцы осознают, что международному имиджу страны нанесен урон - 70% опрошенных отмечают, что США стали меньше уважать в мире. Но это не говорит о готовности общества вернуться к изоляционизму. Граждане США хотят, чтобы их страна продолжала играть ведущую роль в мире, разделяя ответственность с основными союзниками по НАТО (72%). Американцы также выступают за более активное вовлечение страны в мировую экономику, считая, что это позволит открыть новые рынки для товаров из США. 68% опрошенных признают Америку ведущей военной державой, но лишь 31% считают, что страна является лидером в экономике.
Казалось бы, политический курс администрации Барака Обамы соответствует общественным ожиданиям. Белый дом при демократах отказался от односторонних действий, сделал акцент на сотрудничество с партнерами и активное развитие экономической политики. Тем не менее, в обществе сохраняется недовольство внешней политикой США (53%). Показательно, что американцы обвиняют Белый дом в нерешительности (51%).
Сокращение глобального присутствия США
Снижение поддержки внешней политики не удивительно. Лейтмотивом первого президентского срока Б. Обамы было исправление ошибок администрации Дж. Буша-младшего. От второго президентства Обамы американцы ждут конкретных результатов. В качестве решения Белый дом предложил программу сокращения глобального присутствия США при сохранении приоритета на продвижение демократических ценностей. В решении этой задачи американское руководство стало более прагматично подходить к поиску партнеров, и настойчивее привлекать союзников.
В сентябре 2013 года в ходе выступления на Генеральной ассамблее ООН Б. Обама выдвинул три новых принципа внешней политики США. Первый - демократизация требует времени, и Америка не будет торопиться. Второй - США будут сотрудничать со всеми государствами на базе взаимного интереса, вне зависимости от степени их демократичности. Третий - Америка не будет в одиночку нести бремя поддержания мирового порядка.
Делегирование части ответственности на союзников неизбежно приведет к сокращению глобального присутствия США. Отказ Белого дома от участия в наземной операции в Ливии, стремление к дипломатическому решению иранской ядерной проблемы, воздержание от интервенции в Сирию, непоследовательность в связи с ситуацией на Украине - все это дает повод упрекать Б. Обаму в нерешительности. Однако развитие каждой из названных ситуаций в заметной степени зависит от участия США. Новый курс Обамы - это не символ упадка страны, но способ избежать этого упадка.
Американским президентам на протяжении истории не раз приходилось сталкиваться с проблемой восстановления страны после затяжного военного конфликта за рубежом. На месте Б. Обамы оказывались Д. Эйзенхауэр после войны в Корее, Р. Никсон после войны во Вьетнаме и Дж. Буш-старший после окончания холодной войны. Каждому из них приходилось искать пути управляемого сокращения международной роли США.
Основная проблема внешней политики США остается прежней - неверная оценка интересов и переоценка возможностей. США вмешиваются в региональные дела вдали от своих границ чтобы выяснить, что они не способны их уладить. За прошедшие десятилетия мир привык к американскому активизму и научился ему противостоять. Но нужно признать, что действия Вашингтона сдерживают больше угроз мировой безопасности, чем производят. Отказ Америки от глобального лидерства повлечет за собой появление политического вакуума, который пока не готово занять ни одно государство.
Внешнеполитический курс Б. Обамы все чаще подвергается критике как среди населения страны, так и в правительственных кругах. У президента есть два с половиной года, чтобы попытаться изменить ситуацию. На президентских выборах в 2016 году кандидаты должны будут предложить американцам стратегию внешней политики, которая сделает страну сильным, активным и командным участником международных отношений.
В отношении Грузии НАТО играет беспроигрышную партию – включая страну в свою глобальную систему присутствия и получая от этого стратегические выгоды отдавая за это минимальное.
По многим международным вопросам у Турции, как и у России, имеется собственное видение. При этом Москва и Анкара, как правило, стараются совместно найти путь решения возникающих проблем. В период Холодной войны страны находились в противоположных лагерях, и совершенно ясно, что сближение между ними не могло произойти за такой короткий период времени.
Президент Серж Саргсян отправил в отставку премьер-министра Тиграна Саркисяна. Отставка не была неожиданной - бывший глава кабинета был самым непопулярным политиком в стране. Тем самым Саргсян, возможно, сумел предотвратить объединение армянской оппозиции.
Визит Масрура Барзани в Брюссель закрепил тенденцию на активизацию Курдского регионального правительства на международной арене. Курды продолжают попытки наладить прямые тесные контакты с ключевыми спонсорами основных процессов на Ближнем Востоке.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.