Татьяна Тюкаева
В Сирии и Йемене на фоне непрекращающихся боев предпринимаются попытки по запуску диалога между противоборствующими сторонами. В свою очередь, в Саудовской Аравии Король Салман продолжает масштабные перестановки на основных государственных постах, внесшие изменения в баланс сил между основными кланами королевской семьи.
ПРЕМИУМ
18 мая 2015 | 08:27

Ближневосточное досье: Саудовская Аравия, Йемен и Сирия в мае 2015

Основные события в регионе на прошедшей неделе были связаны с продолжающимися кризисами в Сирии и Йемене, где на фоне непрекращающихся боев предпринимаются попытки по запуску диалога между противоборствующими сторонами. В свою очередь, в Саудовской Аравии Король Салман продолжает масштабные перестановки на основных государственных постах, внесшие изменения в баланс сил между основными кланами королевской семьи.

Перестановки в правящих кругах Саудовской Аравии

На прошедшей неделе Король Салман бин Абдельазиз отметил 100 дней с момента начала своего правления после смерти своего брата Короля Абдаллы. Новому правителю досталась страна в сложный период: кризис власти и обострение этнополитического противоборства в Йемене и низкие мировые цены на нефть, угрожающие национальной безопасности Королевства, а также натянутые отношения с традиционным партнером США на фоне потепления между Вашингтоном и Тегераном.

За время своего нахождения у власти новый глава государства начал военную кампанию в Йемене при поддержке ряда арабских стран, провел ряд важных перестановок на основных государственных постах и запустил процесс реструктуризации государственных ведомств. В частности, произошло отделение нефтяной компании «Сауди Арамко» от структуры Министерства нефти и природных ресурсов. Управление компанией будет осуществляться Высшим советом в составе 10 человек во главе с новоназначенным заместителем наследного принца Мухаммедом бин Салманом, сыном нынешнего монарха. Последний по совместительству также является председателем Комитета по вопросам экономики и развития, утвердившего решение об изменениях в управлении нефтяным гигантом. Шаг призван сделать энергетическую политику Королевства более гибкой и эффективной, сохранив и усилив при этом контроль монарха над деятельностью компании.

Однако наиболее значимым стала смена порядка наследования престола. 29 апреля наследным принцем был назначен племянник Короля Салмана 55-летний принц Мухаммед бин Наиф – вместо 69-летнего принца Мукрина бин Абдельазиза, самого младшего из сыновей Короля-основателя. Принц Мукрин считался протеже бывшего Короля, однако его назначение будущим правителем вызывало много противоречий между кланами королевской семьи преимущественно из-за своего происхождения (он является йеменцем по материнской линии и внутри семьи его многие не считают за равного). Официально принц Мукрин сам отказался от своего титула. Новый наследник престола по совместительству также занимает должность заместителя премьер-министра и министра внутренних дел. Он получил образование в США и Великобритании, где проходил подготовку при ФБР и Скотланд Ярде по борьбе с терроризмом. Внутри Королевства, в качестве министра внутренних дел, он имеет репутацию главного борца с террористическими группировками, в частности, с Аль-Каидой.

Следующим по порядку престолонаследия – с титулом заместителя наследного принца – новый Король назначил своего сына Мухаммеда бин Салмана, который в январе 2015 года получил пост министра обороны Королевства и считается одним из главных архитекторов саудовской военной кампании в Йемене. Новый заместитель наследного принца сравнительно молод (по одним данным, ему около 35 лет, а по другим – нет и 30). Образование, в отличие от большинства членов королевской семьи, он получил в Саудовской Аравии. Его назначение в качестве следующего правителя является беспрецедентным: никогда ранее – после Короля-основателя – правящий монарх не назначал своим преемником своего сына. Назначение получило поддержку 28 из 34 членов Совета по вопросам престолонаследия при двух воздержавшихся.

Между тем, смена порядка престолонаследия вызывает неоднозначную реакцию внутри королевской семьи, в первую очередь потому, что новый наследный принц станет первым саудовским правителем-внуком Короля-основателя, что является фактором усиления напряженности и борьбы за власть между кланами королевской семьи. Новые назначения укрепляют у власти клан Судейри, что вкупе с фактом присвоения Королем Салманом титула заместителя наследника престола своему сыну не будет способствовать снижению этой напряженности.

Еще одной важной перестановкой стало назначение на пост министра иностранных дел 53-летнего Аделя аль-Джубейра, сменившего Сауда Фейсала, который занимал эту должность 40 лет (с 1975 года). Отставка произошла, как сообщается, по желанию последнего по причине проблем со здоровьем. Фейсал остался в политической системе Королевства и является советником Короля по внешней политике. Новый глава саудовской дипломатии получил образование в США, c 2007 года был послом в Вашингтоне. Значительным можно считать тот факт, что новый министр иностранных дел не является членом королевской семьи, что достаточно редко на таких важных должностях.

Саудовские политики и аналитики предпочитают рассматривать произошедшие перестановки как часть курса нового Короля на модернизацию и омоложение кадров. Между тем, они явно демонстрируют стремление саудовского монарха к укреплению партнерства с США, сопровождающееся усилением консерватизма и сосредоточением власти в руках правящего монарха и приближенных ему лиц из королевской семьи.

Кризис в Йемене

Главной заботой для Эр-Рияда, между тем, остается йеменский кризис, являющийся угрозой национальной безопасности для Королевства. Военно-воздушная кампания при морском сопровождении 10 арабских стран под руководством и при доминирующем участии Саудовской Аравии началась в конце марта 2015 года. Главной целью военной кампании являются хуситы, которые за полгода взяли под контроль значительную часть страны. Однако пока военная кампания не принесла сколько-нибудь значимых результатов – помимо постоянно возрастающего числа жертв среди мирного населения. При этом учащаются инциденты на саудовско-йеменской границе, в результате которых гибнет мирное население Королевства.

Саудовский генерал Ахмад Асири, ответственный за операцию в Йемене, 7 мая заявил:

«Уравнение изменилось после того, как под ударом оказались саудовские города и саудовские граждане. Ответственные за агрессию заплатят за это. Хуситские вооруженные группировки перешли черту, и теперь к ним будет другой подход».

Тем не менее, Эр-Рияд пытается организовать переговорный процесс между противоборствующими сторонами, а подавший в отставку и бежавший йеменский президент Абд Раббу Мансур Хади активно призывает международное сообщество и соседей оказать помощь. 29 апреля сообщалось, что Йемен намерен подать заявку на членство в Совете Сотрудничества Залива (ССАГПЗ) на ближайшем заседании организации. А 6 мая в СБ ООН было направлено письмо с просьбой «немедленно начать наземную военную интервенцию, чтобы спасти страну».

Кроме того, 12 мая в Сану, находящуюся под контролем хуситов, прибыл специальный представитель ООН по йеменскому кризису Исмаил Ульд Шейх Ахмед, направленный для проведения переговоров по урегулированию. Конференция внутрийеменского диалога между различными внутриполитическими силами страны намечена на 17 мая в Эр-Рияде. Ожидается, что в ней примут участие около 250 человек. Представители хуситов и сверженный в 2011 году президент Али Абдалла Салех, примкнувший к первым, заявили о своем отказе участвовать в переговорах.

Саудовские усилия по урегулированию кризиса в Йемене пользуются поддержкой Вашингтона. Ранее сообщалось о том, что к берегам страны был направлен американский военный корабль Theodore Roosevelt, якобы, для блокирования попыток Ирана оказать военную помощь хуситам. США – вслед за Саудовской Аравией – однозначно называют хуситов про-иранскими силами и рассматривают сам кризис как действия Тегерана по дестабилизации своего традиционного антагониста - КСА. У берегов Йемена в районе Аденского залива и входа в Красное море действительно курсируют два иранских военных судна – как сообщается, в целях патрулирования стратегически важного морского участка. Иранские власти категорически отвергают обвинения Саудовской Аравии в своей причастности к поддержке хуситов, осуждая саудовское вмешательство в йеменские дела и призывая к мирному урегулированию. С прибытием нового американского судна количество военных кораблей США в регионе достигнет восьми.

Между тем, расходы Саудовской Аравии в связи с событиями в Йемене продолжают нарастать. Помимо затрат на военную операцию, Король Салман активно сотрудничает с международными гуманитарными организациями для поставки помощи йеменцам. 13 мая Король пообещал Йемену помощь в размере 266 млн долл. в добавок к 274 млн долл., которые уже были предоставлены стране.

На фоне возрастающих расходов и числа жертв конфликта реальных перспектив по урегулированию не просматривается.

Саудовская Аравия и сочувствующие ей государства продолжают обвинять в происходящем Иран, игнорируя истинные причины нынешнего кризиса - нерешенную после «арабской весны» проблему неэффективности центральной власти. Хуситы и силы Салеха не проявляют желания участвовать в урегулировании на условиях Эр-Рияда, очевидно, чувствуя себя уверенно по итогам малоэффективной военно-воздушной операции.

Более того, саудовские СМИ настойчиво игнорируют тот факт, что почти половину территории страны контролируют боевики Аль-Каиды Аравийского полуострова (АКАП) – которые видятся Эр-Рияду меньшей проблемой в сравнении с «иранской угрозой» и используются саудовцами для борьбы с хуситами.

Новый раунд мирных переговоров по урегулированию сирийского кризиса – «Женева-3»

Практически незамеченным остался новый раунд переговоров по урегулированию сирийского кризиса – «Женевы-3», консультации по подготовке которого начались в Женеве 5 мая. Сама конференция должна состояться в июне 2015 года. На этот раз формат переговоров был изменен – все встречи будут происходить за закрытыми дверями, не будет делаться заявлений для СМИ. Приглашения к участию в новом раунде переговоров были направлены представителям режима, оппозиционной Национальной Коалиции и Сирийской Свободной Армии (ССА), а также региональным силам, включая Иран, и постоянным членам СБ ООН. Переговоры будут проходить в особом формате – между посланником ООН Стэфаном де Мисторой и одной из сторон переговоров: двусторонние переговоры между непосредственно противоборствующими силами не предполагаются.

Лидер главной группы сирийской оппозиции в эмиграции - Национальной Коалиции - Халед Ходжа заявил об отказе участвовать в переговорах.

Планировалось, что новый раунд будет нацелен на попытки реализации положений Коммюнике «Женевы-1» . Между тем, по словам Мистуры, «деятельность ИГИЛ изменила реальность с момента издания Коммюнике три года назад», поэтому оно должно быть пересмотрено. При этом посланник ООН не выражает никакого оптимизма касательно возможных успехов нового раунда процесса урегулирования.

На фоне попыток перезапуска мирных переговоров бои в Сирии не стихают. Противостояние ведется с переменным успехом разных сторон: правительственные силы ведут бои с ИГИЛ и отрядами оппозиции, международная коалиция под руководством США также наносит удары по позициям боевиков ИГИЛ. Помимо этого, бои происходят также и между различными группами оппозиции. Активно вовлечены в противостояние на стороне режима Хизбалла и иранские силы КСИР.

США также приступили к реализации кампании по подготовке сил оппозиции для борьбы с ИГИЛ. По словам главы Пентагона Эштона Картера, в ближайшие три года подготовку пройдут 15 тысяч человек.

Пока тренировочные лагеря открыты только на территории Иордании. Существует также план запуска таких лагерей в Турции, однако он пока отложен, «по техническим причинам, а не из-за каких-либо разногласий с США», как сообщил турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу. Турция долгое время настаивает на необходимости создания гуманитарной зоны безопасности в Сирии, однако Вашингтон выражает сомнения относительно реализации этого плана, отмечая, что это потребует вовлеченности американских вооруженных сил.

Дамаск крайне негативно воспринимает усилия США по подготовке кадров для борьбы с боевиками, считая, что рано или поздно они перейдут к противостоянию силам режима. По словам заместителя министра иностранных дел Сирии Фейсала Мекдада, это только усугубляет проблему терроризма и снижает шансы на политическое урегулирование конфликта.

Начался пятый год сирийского кризиса, а вовлеченность международного сообщества в процесс мирного урегулирования и в борьбу с терроризмом ни на шаг не приблизили страну к стабилизации.

Главную роль в развитии конфликта все больше играют региональные силы, поддерживающие противоборствующие стороны. Именно поддержка региональных держав позволяет им проявлять настойчивость в своих требованиях, что препятствует мирному урегулированию.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Региональные риски»

29 февраля 2016 | 20:00

Значение Кадырова и чеченской модели для российской региональной политики

Глава Чеченской республики регулярно сам создает информационные поводы или активно использует те или иные события для собственной политической «раскрутки». Его экстравагантные заявления уже стали привычным делом. Большинство их них провоцируют острые дискуссии, выходящие за рамки исключительно кавказской тематики.

19 августа 2014 | 20:21

Нагорно-Карабахский конфликт после саммита в Сочи

После встречи в Сочи в процессе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта могут произойти существенные изменения формата, в котором осуществляются переговоры. 

5 декабря 2016 | 21:05

Центральная Азия в российско-американских отношениях: интервью Андрея Сушенцова

29 ноября руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов дал интервью интернет-изданию Central Asia Analytical Report (CAAR). В ходе беседы обсуждались вопросы взаимодействия России со странами Центральной Азии, особенности внешнеполитической стратегии США и КНР по отношению к среднеазиатским государствам, проблемы сотрудничества и конфронтации Москвы и Вашингтона в регионе.

27 апреля 2017 | 15:13

Союзники России и геополитический фронтир в Евразии

С начала 2000-х годов возрастает риск вовлечения Российской Федерации в военные конфликты низкой интенсивности. Нестабильность на многих участках протяженной границы России вынуждает Москву к активному обозначению своего военного присутствия в поясе своих границ. Российскому руководству необходимо избегать преобладания идеологических приоритетов над рациональным расчетом.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова