Татьяна Тюкаева
Йеменский кризис остается одной из главных тем региональной повестки дня на Ближнем Востоке. Состоявшаяся в июне в Женеве конференция под эгидой ООН ввиду обструкционистской позиции конфликтующих сторон изначально была обречена на провал. На этом фоне в Палестине развиваются внутренние противоречия на фоне новых обстрелов Газы со стороны Израиля.
ПРЕМИУМ
2 июля 2015 | 09:23

Ближневосточное досье: переговоры по Йемену и ситуация в Палестине в июне 2015

Йеменский кризис остается одной из главных тем региональной повестки дня на Ближнем Востоке. Состоявшаяся в июне в Женеве конференция под эгидой ООН ввиду обструкционистской позиции конфликтующих сторон изначально была обречена на провал. На этом фоне в Палестине развиваются внутренние противоречия на фоне новых обстрелов Газы со стороны Израиля.

Женевские переговоры по урегулированию йеменского конфликта

По прошествии более 3 месяцев после начала военно-воздушной операции «Буря решимости» во главе с Саудовской Аравией против хуситов и вставших на их сторону сил сверженного в 2011 году президента Али Абдаллы Салеха – конфликт в Йемене продолжается без каких-либо намеков на скорую стабилизацию. По данным ООН более 80% населения страны нуждается в гуманитарной помощи, с марта этого года более 2600 человек убито, продолжаются обстрелы йеменской территории по местам базирования хуситов и их сторонников в районе Адена, столицы Саны и северной провинции Саады на границе с Саудовской Аравией. Эр-Рияд настойчиво обвиняет Иран во вмешательстве в йеменские дела, бежавшее в Королевство йеменское правительство и президент Абд Раббу Мансур Хади не перестают повторять о своей легитимности, которая не признается хуситами, захватившими столицу Йемена в сентябре 2014 года.

ООН предпринимает попытки по урегулированию йеменского кризиса - надежды на прорыв возлагались на прошедшую 14-19 июня конференцию в Женеве. В ней приняли участие обе враждующие стороны – правительство и коалиция хуситов и сил Салеха. Переговоры между ними предполагались в формате челночной дипломатии, так как и те, и другие заявили о своем отказе сесть за один стол.

В преддверии встречи специальный представитель ООН по йеменскому кризису Исмаил Ульд Шейх Ахмед дал интервью каналу «Аль-Джазира». Он сообщил, что обе стороны поставили предварительные условия для переговоров: хуситы и силы Салеха – о прекращении огня до начала любых консультаций, представители президента Хади – о выполнении резолюции СБ ООН 2216, которая подразумевает освобождение хуситами всех контролируемых ими территорий. Однако международному посреднику удалось убедить обе стороны отказаться от предварительных условий.

Ульд Шейх Ахмед рассказал также, что он проводит консультации с Саудовской Аравией, Ираном, Оманом и Катаром, а также Советом Сотрудничества стран Залива (ССАГПЗ) в целях способствовать урегулированию, подчеркнув, впрочем, что конфликт является исключительно внутрийеменским и именно йеменцы сами должны его разрешить. Он заявил о том, что Иран играет очень позитивную роль в урегулировании и «не раз предлагал поставки гуманитарной помощи». При этом он отметил, что «говорить о материальной иранской поддержке хуситам он не может, так как это не доказано». В отношении важнейшего вопроса йеменского урегулирования – реализации плана федерализации страны – Ульд Шейх Ахмед сказал, что он должен быть пересмотрен.

План федерализации Йемена был выработан в ходе конференции Общенационального Диалога под эгидой ССАГПЗ в октябре 2013 года при участии всех внутриполитических сил и предполагает разделение страны на несколько автономных регионов – от 3 до 6. Вопрос о количестве регионов вызвал большие споры: большинство согласились, что их должно быть больше двух (до 1990 года существовали Южный Йемен - НДРЙ и Северный Йемен - ЙАР), хуситы же настаивали на делении страны на две части в рамках йеменской федерации. Президент Хади должен был создать комитет для реализации этого плана, однако вопрос о количестве регионов  и границах между ними так и остался нерешенным.

Вопрос о внутриполитическом устройстве является одним из ключевых для урегулирования ситуации в Йемене и для дальнейшей его стабилизации. Между тем, говорить об этом стороны конфликта на Женевской конференции даже не планировали. Никаких результатов не имеют попытки последних двух месяцев достигнуть не только договоренности о прекращении огня, но и прийти к согласию даже о содержании переговоров и уровне представительства на них.

Женевские переговоры были обречены еще до своего начала. Президент Хади в начале месяца заявил, что предстоящая встреча будет консультацией, а не переговорами, недвусмысленно обозначив, что обсуждать с хуситами на равных правительство ничего не будет. Министр иностранных дел Йемена Рияд Ясин 15 июня на открытии конференции вновь подчеркнул, что представители правительства готовы разговаривать об ограниченном перемирии, но только в том случае, если хуситы уйдут с захваченных ими территорий, освободят более 6000 заключенных, включая министра обороны, и будут исполнять резолюцию СБ ООН.

В свою очередь, коалиция хуситов и сил Салеха, не признающая за Хади и его правительством право представительства интересов йеменского народа, не проявляет склонность сотрудничать. Согласившись на переговоры с правительством на территории государства, «не участвующего в военно-воздушной кампании во главе с Саудовской Аравией», они прибыли в Женеву с опозданием на день. Сообщается, что задержка связана с возникшими разногласиями между хуситами и сторонниками Салеха. Прибыв в Швейцарию, хуситы вновь вызвали всеобщее недовольство, на этот раз – в связи с размером своей делегации. Представитель ООН заявил, что количество человек с каждой стороны должно составлять 10 переговорщиков, однако делегация, прибывшая из Саны, насчитывала 22 человека. На требование сократить количество человек, участвующих в переговорах, хуситы ответили отказом, обосновав это тем, что их делегация включает представителей различных политических сил.

В самих переговорах делегация хуситов практически не участвовала: по словам Рияда Ясина, «они практически не выходили из своего отеля». 17 июня он сообщил, что ожидаемого прогресса достичь не удалось и что представители правительства покинут переговоры через 48 часов, что и произошло 19 июня. Пиком напряженности стала пресс-конференция хуситов, в ходе которых одна журналистка бросила в главу делегации, Хамзу аль-Хуси, ботинок, что в арабской культуре считается крайне оскорбительным жестом.

Женевская конференция закончилась провалом: ни та, ни другая сторона не выражает желания ни разговаривать, ни договариваться.

Спецпредставитель ООН Исмаил Ульд Шейх Ахмед заявил, что прежде, чем начнется новый раунд переговоров, должен прекратиться огонь. Он пообещал «удвоить усилия» и выразил надежду, что соглашение может быть достигнуто «скоро». Не менее оптимистично высказался представитель госдепартамента США Джон Керби, назвав переговоры «хорошим началом долгого и трудного процесса». Однако поводов для оптимизма не наблюдается. В Женеве не было принято решение даже о том, состоится ли второй раунд переговоров. Хуситы считают возможным разговаривать только с Саудовской Аравией, не признавая правительство в эмиграции легитимным, а представители правительства обвиняют Иран и Салеха в том, что они пытаются сделать из Йемена «новую Сирию». Урегулирование йеменского конфликта зашло в тупик, повторяя судьбу конфликтов в соседних арабских странах, наводненных оружием, террористами и страдающих от чрезмерного вмешательства извне.

Ситуация в Палестине

Палестино-израильский конфликт продолжает привлекать к себе внимание отсутствием хороших новостей. В ночь с 23 на 24 июня, как сообщается, израильские ВВС в очередной раз нанесли удар по военным объектам в Секторе Газа – в ответ на удар с палестинской стороны. Это уже пятый инцидент за последний месяц: на три из предыдущих случаев Израиль ответил ударом по цели, а одна палестинская ракета, запущенная 11 июня, до израильской территории не долетела и упала в Газе. Жертв в результате атак не было.

Параллельно с этим продолжаются призывы международного и регионального сообщества к возобновлению палестино-израильских переговоров. Последний раунд, проводившийся при посредничестве Госсекретаря США Джона Керри, завершился 29 марта 2014 года после отказа Израиля выполнить свои обязательства: в частности, передать палестинской стороне последнюю, четвертую, группу заключенных. В ответ палестинцы сочли возможным нарушить и свою часть обязательств и подали заявки на вступление в 15 международных организаций системы ООН. Последней такой организацией стал Международный уголовный суд (МУС), членом которой с 1 апреля 2015 года официально стало Государство Палестина.

С призывом к переговорам выступила глава внешнеполитической службы ЕС Федерика Могерини в ходе своей встречи с президентом Палестины Махмудом Аббасом в Рамалле 20 мая. Могерини заявила, что ЕС привержен возобновлению палестино-израильских переговоров, и с этой целью намерен провести встречи с лидерами государств региона. Сообщается также о состоявшихся тайных переговорах Тони Блэра, посланника Ближневосточного квартета, с представителями Хамас в мае до того, как первый покинул свой пост. Возобновление палестино-израильских переговоров обсуждалось также 6 июня на встрече Ближневосточного квартета в Женеве. Свою инициативу урегулирования застарелого конфликта выдвинул также Париж в лице французского министра иностранных дел Лорана Фабиуса в ходе его двухдневного турне по Ближнему Востоку. Суть инициативы заключается в возобновлении переговоров при поддержке группы арабских стран, ЕС и СБ ООН, которые должны оказать давление на стороны конфликта с целью добиться от них компромиссов. Переговоры должны будут реализовываться в соответствии с резолюцией СБ ООН, которая ограничит их срок 18 месяцами. 21 июня Фабиус встретился – по отдельности – с Махмудом Аббасом и Беньямином Нетяньяху. Последний отверг французскую инициативу урегулирования, объявив, что она будет только препятствовать заключению мирного договора. По его словам:

«Мир может только установится в результате прямых переговоров между сторонами без предварительных условий, а не резолюций ООН, которые пытаются нам навязать извне».

При этом израильский премьер подчеркнул, что непременными условиями мира для Израиля являются признание палестинцами «еврейского государства», а также «железные договоренности в сфере безопасности на территории государства, при которых Израиль сможет гарантировать свою защищенность».

Заявляя о своей готовности к переговорам ни палестинская, ни израильская стороны на урегулирование не настроены. Ключевые проблемы, представляющие принципиальное значение для обоих, никуда не исчезли, и компромиссы по ним самоубийственны для палестинцев, не говоря уже об Израиле, который во главе с недавно вновь одержавшим победу на выборах Нетаньяху только укрепил уверенность в своей позиции.

Суть ее – недопущение создание международно-признанного государства Палестина и расширение своей территории путем продолжающегося строительства поселений. Палестинцы небезосновательно продолжают обвинять в провале переговоров израильскую сторону. Так, по заявлению Аббаса:

«Мы поддерживаем идею переговоров, но Израиль должен исполнять свои обязательства, прекратить поселенческую деятельность, отпустить четвертую группу палестинских заключенных и принять принцип сосуществования "двух государств" в границах 1967 года».

Однако едва ли правое правительство во главе с Нетаньяху, отстаивающее право Израиля называться «еврейским государством», активно продолжающим строительство поселений и не намеренного возвращать захваченный Восточный Иерусалим, решит изменить свои приоритеты. Накануне мартовских выборов израильский премьер заявил, что до тех пор, пока он является лидером страны, никакого палестинского государства не будет, а вывод израильских сил с оккупированных территорий спровоцирует исламистских боевиков на границе. При этом он периодически высказывается в поддержку решения создания «двух государств». В отношении переговоров с палестинцами Нетаньяху отметил 9 июня:

«Надеюсь, арабские государства окажут давление на палестинцев с целью возобновления переговорного процесса, чтобы достичь реализации идеи сосуществования "двух государств". Это вероятно, так как некоторые арабские страны согласны с моей позицией, хотя и скрывают это».

Однако израильская позиция в отношении переговоров – это не главная проблема для палестинцев. Сформированное год назад в соответствии с договоренностями между палестинскими сторонами Фатх и Хамас палестинское правительство национального единства, состоящее из технократов, во главе с Рами Хамдаллой 17 июня объявило о своей отставке. Аббас поручил Хамдалле сформировать новое правительство.

Внутрипалестинские противоречия возникли практически сразу после формирования правительства и продолжают обостряться. Руководства Фатх и Хамас обвиняют друг друга в задержке внутрипалестинских переговоров и саботировании работы правительства национального единства. Осенью прошлого года Фатх обвинил Хамас в краже финансовых средств, выделенных в размере 5.4 млрд долл. на международной конференции помощи Сектору Газа. Ни один их 19 тыс. разрушенных домов не были восстановлены, а 100 тыс. людей по-прежнему не имеют крыши над головой. Кроме того, Фатх обвиняет Хамас в сепаратных переговорах с Израилем. Однако договоренность об этих переговорах была официально достигнута в августе прошлого года по окончании израильской операции в Газе при посредничестве Египта. В соответствии с этими договоренностями Хамас и Израиль должны были начать – также при египетском участии – переговоры о примирении, впрочем, официально они так и не начались.

В Израиле продолжают пользоваться популярностью правые, отстаивающие непризнание палестинского государства, и агрессивность со стороны Газы играет им на руку. Фатх, как и прежде, занимается продвижением идеи суверенной Палестины на международном уровне. Последним «достижением» на этом направлении стало фактическое признание Государства Палестина Ватиканом, который также имеет в ООН статус «государства-наблюдателя не-члена». Ватикан и Палестина заключили 26 июня соглашение, регулирующее деятельность католической церкви на палестинской территории, контролирующейся Палестинской национальной администрацией (ПНА). Израиль назвал действия Папы Франциска «поспешным шагом, который негативно скажется на перспективах заключения мирного договора» и заявил, что это также плохо отразится на дальнейших его отношениях со Святым Престолом. Ватикан, в свою очередь, заявил, что подписание этого соглашения, напротив, будет способствовать урегулированию затянувшегося палестино-израильского конфликта.

Однако несмотря на весь энтузиазм, проявляемый европейскими государствами и США, в конечном итоге вопрос упирается в проведение палестино-израильских переговоров. Для Хамас, в свою очередь, гораздо важнее проблема уничтожения Египтом контрабандистских туннелей, соединяющих египетский Синай и Газу, чем налаживание отношений с Фатх. Обвинения в адрес последнего, как и в адрес Израиля, были и остаются основой политического существования Хамас. Бывший глава Моссада недавно назвал Хамас «закадычным врагом» Израиля, так как он «находится в состоянии войны с Израилем, а также с другими группировками в Секторе Газа, которые не признают его власть - что служит израильским интересам».

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

8 декабря 2014 | 13:34

Российско-турецкий саммит: сближение невзирая на разногласия

По многим международным вопросам у Турции, как и у России, имеется собственное видение. При этом Москва и Анкара, как правило, стараются совместно найти путь решения возникающих проблем. В период Холодной войны страны находились в противоположных лагерях, и совершенно ясно, что сближение между ними не могло произойти за такой короткий период времени.

4 ноября 2015 | 19:45

Рейтинг главных событий внешней политики России в октябре 2015 года

Встреча Нормандской четверки в Париже, начало российской военно-воздушной операции в Сирии, речь Путина на Ваодайском форуме, визит Асада в Москву, переговоры Лаврова и Керри в Вене и другие важнейшие события внешней политики России в октябре, ранжированные по значимости.

22 июля 2015 | 15:00

Зачем Михаил Саакашвили назначил своим замом Марию Гайдар

Как будет действовать в ситуации тотального обострения новая команда Михаила Саакашвили, решительно непонятно, особенно если учесть, что своими кадровыми решениями глава ОГА выставляет Петра Порошенко в глазах украинских патриотов едва ли не предателем интересов Украины. Помимо этого, есть насущная проблема: креатуры одесского губернатора трудно назвать опытными переговорщиками, способными найти точки соприкосновения в реальных политических конфликтах.

22 мая 2015 | 20:12

Дайджест внешней политики США за неделю (15-21 мая)

На прошедшей неделе основными темами внешнеполитической повестки США остаются сирийское и украинское досье, которые Вашингтон пытается связать во взаимозависимые и сделать предметом торга, навязываемого Москве. Вместе с тем, все новые успехи боевиков Исламского государства в Ираке на фоне продолжающейся военно-воздушной операции международной коалиции под руководством США вновь поставили вопрос о смене тактики действия Вашингтона в этом направлении. Параллельно с этим, новое развитие получила проблема закрытия тюрьмы Гуантанамо.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова