Мировоззрение русского человека в значительной степени опирается на его стратегический опыт, согласующийся с традицией реализма и историей России, значительное место в которой занимают конфликты и переговоры. С точки зрения Москвы, в качестве главных игроков на мировой арене выступают государства, а основным процессом является конфликт.
В нашей жизни всё взаимосвязано, а мир, стабильность, развитие являются вещами весьма хрупкими, легко подверженными разрушению. Крупные страны несут ответственность за стабильность и развитие хрупкого глобального мира. Они правят миром, улаживают споры в рамках Совета безопасности ООН и обязаны соблюдать международное право.
По мнению России, диктат в этом деле невозможен, а мировая война – устаревшее средство. Мир слишком сложен, и ткань международных отношений сплетена чересчур плотно, чтобы кто-то мог позволить себе односторонние действия. В этой среде необходимы осторожная балансировка и взаимное признание жизненных интересов друг друга. Равновесие является основой международной стабильности, обеспечение которой является нашей важнейшей задачей. Суть российского мировоззрения выражается словами популярной песни: «Атланты держат небо на каменных руках». Атланты – это великие державы, поддерживающие мировой порядок.
Москва считает, что крупнейшие страны, или «атланты», являются естественными мировыми центрами притяжения. Они выступают как влиятельные игроки и требуют признания в качестве таковых. Кроме того, на них лежит исключительная ответственность за международную безопасность и стабильное развитие. Их действия – это действия рациональных игроков, и если кто-то пытается их потеснить, то получает отпор. Ослабление того или иного «атланта» – дело временное. Они способны восстановить силы и отвоевать свои права. К клубу «атлантов» могут присоединиться и развивающиеся страны, на которые в таком случае ложится часть ответственности за поддержание мирового порядка.
На основе такого мировоззрения вырабатывается особая оценка угроз международной стабильности. Основная угроза – отсутствие равновесия в мире как следствие односторонних действий. Поддерживать мировой порядок – «небо» – «атланты» могут только сообща. Когда они начинают воевать, то «небо» обрушивается на них и на всех прочих. Держать «небо» тяжело из-за его колоссального веса, распрей между «атлантами» и непредсказуемых кризисов.
Россия начала развивать идею равновесия сил как основы нового мирового порядка после того, как убедилась в неспособности народов мирным путём и по доброй воле достичь всемирного равновесия. Поначалу были надежды на то, что после холодной войны американо-российские отношения будут развиваться в направлении создания «нового союза партнёров, борющихся против общих опасностей» и формирования нового мирового порядка, который «объединит планету посредством нашей дружбы» (Кэмп-Дэвидская декларация, 1992 год).
В начале 90-х годов прошлого века Россия подписалась под составленными в Вашингтоне двусторонними заявлениями, где излагался американский взгляд на новый мировой порядок («прочный мир»), который будет основываться на общий ценностях, приверженности демократии и экономической свободе (Кэмп-Дэвидская декларация, 1992 год). Россия соглашалась с тем, что новый мир будет «демократическим миром, который объединяет всё сообщество демократических государств» (Хартия российско-американского партнёрства и дружбы, 1992 год). Ещё большее значение, по мнению Москвы, имело то, что на США и Россию как постоянных членов Совета безопасности ООН возлагалась особая ответственность за поддержание международного мира и безопасности (Хартия российско-американского партнёрства и дружбы 1992 года, Ванкуверская декларация 1993 года), в силу чего эти две страны станут главными опорами нового мирового порядка.
В подготовленных Москвой двусторонних российско-американских документах в то же самое время подчёркивалось, что при создании нового мирового порядка необходимо руководствоваться такими принципами, как «равенство, взаимная выгода и признание национальных интересов друг друга» (Московская декларация, 1994 год). В российских предложениях содержались важные геополитические аспекты. Они распространялись на следующие четыре области: отказ от нацеливания стратегических ядерных ракет, роль ООН как всемирной организации, взаимное признание интеграционных объединений НАФТА и СНГ и создание новой системы европейской безопасности, «открытой для всех, свободной от дискриминации и ориентированной на практическое сотрудничество – как в политической области, так и в сфере безопасности» (Московская декларация, 1994 год). В то время Россия ещё верила, что сотрудничество с НАТО поможет укрепить, а не разрушить мир в Европе. Следует отметить, что в ранних внешнеполитических документах Российской Федерации всегда присутствовало слово «равенство», тогда как в аналогичных документах, составленных в Вашингтоне, этот термин отсутствовал.
Активное применение во внешней политике США односторонних подходов, расширение НАТО на восток и агрессия против Югославии во второй половине 1990-х годов вынудили Россию отойти от общей российско-американской повестки и заняться упрочением геополитических аспектов своей внешней политики. Уже в 1996 году Россия перестала разделять западный тезис о том, что партнёрство возможно только на основе общих ценностей и синхронизации внутриполитических и экономических структур. С тех пор Россия подчёркивает, что считает важным наличие разнообразных моделей развития и что повышенное внимание к внутренней политике может привести к дестабилизации отношений.
Впервые этот новый взгляд был изложен в «Российско-китайской совместной декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка» (1997 год). Россия и Китай пришли к единому мнению, что будущее мира связано с «многополярностью» – «мирным, стабильным, справедливым и рациональным новым международным политическим и экономическим порядком», основанным на главенствующей роли Совета безопасности ООН. Этот порядок представляет собой систему «долговременных межгосударственных отношений нового типа, не направленных против третьих стран» и имеющих своей целью «укрепление мира во всем мире и совместный прогресс человечества». Фундаментальными нормами нового порядка являются взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, взаимное невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование и другие общепризнанные принципы международного права (Российско-китайская декларация, 1997 год).
В тщательно составленной декларации говорится об «утверждении многообразия политического, экономического и культурного развития всех стран». В документе провозглашается, что каждое государство имеет право, исходя из своих конкретных условий, независимо и самостоятельно выбирать путь развития без вмешательства со стороны других государств: «Различия в социальном строе, идеологиях, системах ценностей не должны становиться препятствием для развития нормальных межгосударственных отношений» (Российско-китайская декларация, 1997 год).
В декларации выражается оптимизм в отношении возможности достижения безопасности и мира во всём мире путём двустороннего и многостороннего сотрудничества. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы, а также Соглашение о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы играют важную роль и могут служить моделью для достижения регионального мира, безопасности и стабильности. В числе прочего этот оптимизм связан с подъёмом развивающихся стран, которые, как рассчитывают Россия и Китай, станут новыми мировыми центрами притяжения и придадут «мощный импульс историческому процессу становления нового международного порядка». В документе подчёркивается, что ни одна страна не должна стремиться к гегемонии и проводить политику с позиции силы, и выражается озабоченность по поводу попыток расширения и усиления военных блоков, что может привести к «нагнетанию напряжённости в региональном и глобальном масштабе» (Российско-китайская декларация, 1997 год).
Оптимистический настрой рассеялся довольно быстро. Уже в Концепции внешней политики 2000 года Москва выразила сожаление, что «расчёты на установление новых, равноправных и взаимовыгодных партнёрских отношений России с остальным миром … не оправдались» (Концепция внешней политики, 2000 год). В документе также отмечается растущая тенденция к «установлению однополярной структуры мира с экономическим и силовым преобладанием Соединённых Штатов», «односторонние действия» которых способны дестабилизировать международный порядок. Россия заявляет свою приверженность построению «демократического мирового порядка» – многополярной системы, «отражающей разнообразие современного мира с его огромным многообразием интересов» (Концепция внешней политики, 2000 год).
В ответ на односторонние действия США на Ближнем Востоке Россия и Китай в 2005 году выступили с обновлённой Совместной декларацией о международном порядке. В документе говорится, что формирование нового международного порядка «обещает быть сложным и длительным». Отвергаются «стремление к монополии и доминированию в международных делах, попытки разделения государств на ведущих и ведомых». Многополярность характеризуется как «непрерывный поиск приемлемых для всех подходов и решений» (Российско-китайская декларация, 2005 год).
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» предлагается та же формула действий по выведению отношений с США на стратегический уровень, что и в отношениях с Китаем. МИДу России в документе поручается «проводить курс [в отношениях с США] на поддержание стабильного и предсказуемого взаимодействия на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела и уважения взаимных интересов» (Указ о реализации внешнеполитического курса, 2012 год). В краткосрочной перспективе задача по достижению равенства с США была нереализуемой, однако изложение предпосылок для стабильных и конструктивных отношений в будущем представлялось весьма своевременным. В том же документе содержится ещё один термин для описания многополярности – «полицентричная система».
«Атланты» содержатся и в последнем варианте Стратегии национальной безопасности России 2015 года. В документе подтверждается, что процесс формирования «новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности», реагируя на которую великие державы всё чаще «берут на себя ответственность за дела в своих регионах» (Стратегия национальной безопасности, 2015 год). По мнению Москвы, защита Россией своих интересов в Грузии и на Украине «вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить своё доминирование в мировых делах».
Аналогичное направление мысли прослеживается и в новой Концепции внешней политики 2016 года. В ней говорится, что происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона; возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике сокращаются. На этом фоне «отчётливо проявляются многообразие культур и цивилизаций в мире, множественность моделей развития государств». Констатировав, что проведение Западом политики сдерживания альтернативных центров силы приводит к нарастанию нестабильности в международных отношениях, Москва предложила вариант «коллективного лидерства ведущих государств, которое должно быть представительным в географическом и цивилизационном отношениях». Россия впервые признала, что «борьба за доминирование в формировании ключевых принципов организации будущей международной системы становится главной тенденцией современного этапа мирового развития» (Концепция внешней политики, 2016 года).
Российское видение будущего многополярного миропорядка основывается на сформулированном Сергеем Лавровым постулате «стратегического терпения». Здесь чувствуется нечто неизбежное: независимо от ваших желаний, многополярность рано или поздно всё равно пробьёт себе дорогу, поскольку мировая система стремится к равновесию сил. В этом отношении российское видение напоминает законы природы, такие, как закон притяжения, инерции, трения и так далее. Возможно, именно по этой причине Москва по-прежнему заявляет, что её стратегической целью является «создание общего экономического и человеческого пространства от Атлантики до Тихого океана», которое будет способствовать объединению усилий четырёх «атлантов»: США, ЕС, России и Китая.
Впервые опубликовано на ru.valdaiclub.com
Зигмар Габриель поспешил заявить о готовности ФРГ к разрядке в отношениях с Россией, стоило Ангеле Меркель поддержать инициативу Владимира Путина о вводе миротворцев для защиты наблюдателей ОБСЕ на юго-востоке Украины. Позитивные импульсы в российско-германских отношениях были испорчены скандалом с неудачной игрой слов в издании Focus. Проигравший теледебаты Мартин Шульц потребовал реванш, на что получил отказ со стороны христианских демократов.
Политика Турции в Казахстане опирается на идею единства тюркских народов. В предвыборной декларации партии Рэджепа Эрдогана говорится: «Первостепенная задача нашей внешней политики – реализовать историческую ответственность Турции и покровительствовать тюркским родственным государствам и обществам».
Стремительное развитие событий во время саммита «Группы семи», прошедшего 8-9 июня в каналском Шарлевуа, превратили обычно формальное мероприятие в довольно захватывающее зрелище. Неожиданно для всех американская делегация предложила принцип «нулевых тарифов» для установления «подлинной свободной торговли». Затем, уже находясь на борту самолета Дональд Трамп отозвал свою подпись под коммюнике, под предлогом «ложных» заявлений премьер-министра Канады.
Киеву в целом безразлично, что Москва подталкивает ополченцев к диалогу на условиях сохранения территориальной целостности Украины (по состоянию на май 2014 года). Примирение с Новороссией — это признание права на политическое представительство в украинской политике неукраинских сил — прежде всего людей русской идентичности. Нынешнее правительство стремится к другому — к созданию «нового украинца европейского типа».