Последние успехи переговорного процесса «шестерки» международных посредников с Ираном вокруг его ядерной программы и в целом заметное потепление отношений между Вашингтоном и Тегераном вызывает негативную реакцию региональных партнеров США на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия и Израиль все с большей активностью выражают свое недовольство политикой Белого дома. Последний, в свою очередь, заявляет о том, что США не отвернутся от традиционных союзников. 22 мая Барак Обама, выступая в одной из главных синагог Вашингтона, в очередной раз подчеркнул, что существующие сегодня разногласия между США и Израилем не означают, что американцы откажутся от поддержки своего давнего союзника.
«Израильский народ может быть уверен в том, что Вашингтон всегда готов оказать ему поддержку, что бы ни случилось».
Подобным заверениям в своей приверженности партнерским отношениям, по сути, был посвящен состоявшийся 13-14 мая в Кэмп-Дэвиде саммит Барака Обамы с представителями монархий Залива. Главной целью встречи было убедить традиционных партнеров в том, что подписание сделки с Ираном никак не отразится на их отношениях с США. Заверения в приверженности Вашингтона сотрудничеству с монархиями Залива нашли выражение в итоговом Совместном заявлении. Его основной идеей стало провозглашение намерения «наращивать и углублять сотрудничество в сфере обороны и безопасности, а также развивать совместные подходы по региональным вопросам».
«Политика США по использованию всех элементов силового воздействия для обеспечения жизненных интересов стран региона Залива, а также сдерживания и противодействия внешней угрозы против наших союзников и партнеров, что мы демонстрировали в ходе войны в Заливе, остается неизменной. […] В случае такой агрессии или угрозы такой агрессии США готовы сотрудничать с нашими партнерами в Совете сотрудничества государств Залива, чтобы принять решение о том, какие действия должны быть предприняты, при использовании всех средств, находящихся в нашем распоряжении, включая возможность применения военной силы для защиты наших партнеров».
Также стороны договорились о расширении сотрудничества в вопросах экстренных поставок вооружения, борьбы с терроризмом, военно-морской безопасности, кибербезопасности и противоракетной обороны. Иран, который квалифицируется США исключительно как государство-спонсор терроризма, также стал предметом договоренностей: Обама пообещал содействовать попыткам монархий в противостоянии «дестабилизирующих действий» Тегерана в регионе. Кроме того, участники встречи обсудили ситуацию в Сирии, Йемене, Ираке и Ливии, а также палестино-израильский конфликт, и подтвердили свою приверженность политическим методам урегулирования кризисов. Важным пунктом Заявления стала договоренность о том, чтобы сделать формат саммита ежегодным.
Значимым достижением встречи в Кэмп-Дэвиде можно считать соглашение о совместной разработке систем региональной противоракетной обороны и систем дальнего обнаружения баллистических ракет, которые будут обеспечивать противоракетную оборону ближнего, среднего и дальнего радиуса действия.
По мнению Барака Обамы, саммит завершился «успешно». Он заявил, что в процессе развития сотрудничества между США и монархиями наступила «новая эра». Между тем, саммит прошел не так безоблачно, как пытается его представить Белый дом.
Встреча планировалась на высшем уровне, однако помимо американского президента лишь две арабские страны – Катар и Кувейт – были представлены своими лидерами, шейхом Тамимом бин Хамадом аль-Тани и шейхом Сабахом аль-Ахмадом аль-Сабахом. Сообщается, что главы ОАЭ и Омана по состоянию здоровья не могут совершать длительные поездки. Основные вопросы, впрочем, вызвал отказ саудовского Короля Салмана принять участие в саммите, о чем Вашингтону было сообщено за два дня до встречи. Вместо него в Кэмп-Дэвид отправились наследный принц и министр внутренних дел Мухаммед бин Наиф и заместитель наследного принца, министр обороны и сын Короля Мухаммед бин Салман. По словам саудовского министра иностранных дел Аделя аль-Джубейра, решение саудовского монарха не присутствовать на встрече не было «вызовом» в адрес Вашингтона, а представительство Саудовской Аравии сразу двумя принцами, занимающими ключевые должности Королевства, является «беспрецедентным».
Между тем, в саудовском руководстве высказывались мнения, что бойкот саммита монархом диктовался отсутствием ожидания каких-либо серьезных результатов и был призван «продемонстрировать, что Эр-Рияд не доверяет США».
Поводов для недовольства Саудовской Аравии в отношении своего главного партнера достаточно. Так, критику Эр-Рияда вызвал отказ Вашингтона дать письменные гарантии безопасности монархиям Залива по типу тех, которые США имеет в отношении своих союзников по НАТО, о чем стало ясно в ходе подготовительных консультаций перед саммитом. Фактически, американское руководство заявило, что оно не собирается жертвовать достижением соглашения с Ираном в пользу дополнительных письменных гарантий Заливу. В своем интервью саудовскому пан-арабскому каналу «Аль-Арабия» Обама, отвечая на вопрос журналиста, почему США отказываются от заключения договора о безопасности с монархиями, заявил, что процесс подписания такого документа является «громоздким», так как требует одобрения со стороны Конгресса, и «не представляется необходимым для реализации тех целей, которые были поставлены» для развития сотрудничества. Едва ли такое оправдание могло удовлетворить саудовское руководство, серьезно обеспокоенного еще большим усилением Ирана в результате «потепления» его отношений с Западом.
Не меньшее недовольство Эр-Рияда вызывает также политика Вашингтона в отношении продолжающихся кризисов в регионе, в частности, в Сирии и Йемене, которые саудовское руководство рассматривает исключительно в свете противостояния со своим традиционным антагонистом и главным источником угроз национальной безопасности – Ираном. Так, в ответ на отказ Обамы начать военную интервенцию против режима Башара Асада в августе 2013 года, Саудовская Аравия отказалась от предоставляемого ей в ходе ротации места в СБ ООН, а также объявила о сокращении нефтедобычи (объемы которой до того в экстренном порядке были увеличены в целях компенсации снизившегося нефтеэкспорта Ливии), не давая каких-либо пояснений. Продолжающийся курс США на отказ от прямого вовлечения в сирийский конфликт служит поводом постоянной критики со стороны саудовского руководства.
В Йемене, в свою очередь, несмотря на поддержку Вашингтоном действий коалиции во главе с Саудовской Аравией и оказание невоенной помощи, поступают сведения о негласном сотрудничестве американцев с хуситскими силами в борьбе с боевиками Аль-Каиды Аравийского полуострова (АКАП). Последние контролируют значительную часть территории Йемена. Однако если для Эр-Рияда главную опасность представляют хуситы, для противостояния которым саудовцы, по всей видимости, пошли на сотрудничество с АКАП, то в восприятии Вашингтона именно последние – как представители глобального терроризма – являются угрозой.
Подобные расхождения между Саудовской Аравией и США наблюдаются и в отношении тактики борьбы с боевиками ИГ в Сирии и Ираке. Для Эр-Рияда принципиальной целью является свержение Асада, в то время как для Вашингтона – устранение угрозы исламистов-экстремистов. Для эффективной реализации своей цели США сделали ставку на сотрудничество с Тегераном и режимом Асада, для которых противостояние ИГ также является первостепенным. Это не могло не вызвать недовольства Саудовской Аравии: главный партнер, обеспечивающий безопасность Королевства, вступил в «тайный сговор» с главным врагом, представляющим сильнейшую угрозу для безопасности страны.
Саудовское руководство, осознавая, что в оценках потенциальных угроз в регионе его понимание явно отличается от позиции США, начало поиски региональных союзников, чьи цели близки к его собственным.
По иранской проблеме Королевство нашло неожиданного компаньона в лице Израиля, не менее жестко реагирующего на контакты Вашингтона и Тегерана. По некоторым данным, саудовско-израильское взаимодействие по противодействию «иранской угрозе» активизировалось после перезапуска переговоров с Ираном осенью 2013 года. Сообщается что, Саудовская Аравия дала согласие на использование Израилем своего воздушного пространства и содействие израильским силам в атаке на иранскую территорию. Впрочем, Эр-Рияд отверг существование подобных планов, как и наличие каких-либо контактов с израильским руководством. Это не удивительно - любое взаимодействие с Израилем ставит вопрос о легитимности любого арабского режима.
Еще одного тактического союзника в регионе Саудовская Аравия нашла в лице Турции. Помимо опасений Анкары относительно усиления Ирана, Турция также стремится к свержению режима Асада и видит это целью номер один, более приоритетной, чем борьба с ИГ. Турецкий президент Рэджэп Тайип Эрдоган все активнее выражает недовольство «бездействием» США. Последним поводом для этого стал отказ Вашингтона поддержать план Турции по созданию в Сирии буферной зоны и бесполетной зоны. В результате возникла задержка по открытию тренировочных лагерей США для сирийских оппозиционеров на турецкой территории, хотя и сообщалось, что это не связано с какими-либо политическими разногласиями.
Оказавшиеся год назад по разные стороны баррикад в отношении «Братьев-мусульман», Эр-Рияд и Анкара при посредничестве Катара активизировали контакты и начали реализовывать новую стратегию в Сирии. Эта стратегия включает объединение разобщенных условно про-турецких и про-саудовских элементов сирийской оппозиции и поставки им финансовой помощи и вооружений. Кроме того, Саудовская Аравия и Турция в значительной степени опираются на исламистские террористические группировки, главным образом – Фронт Ан-Нусра. Стратегия уже дала результаты, проявившиеся в некоторых успехах сирийской оппозиции в боях против сил Асада.
Однако не следует преувеличивать значение демонстраций протеста в адрес Белого дома со стороны Эр-Рияда, а также активизацию турецко-саудовского сотрудничества.
Королевство и раньше ярко проявляло недовольство отдельными шагами США. Это лишь элемент тактики, попытка напомнить заокеанскому партнеру о том, что у Саудовской Аравии есть свои интересы, которые следует уважать.
Внешнеполитическая стратегия Эр-Рияда остается неизменной - ее суть заключается в утверждении сильной региональной роли Королевства в арабском и исламском мире при опоре на США. Последний компонент является принципиальным в силу того веса, который имеет Вашингтон в сфере обеспечения саудовской безопасности.
Вопреки всем прогнозам Консервативной партии удалось одержать убедительную победу на парламентских выборах. Однако расслабляться тори и их лидеру Дэвиду Кэмерону не стоит, — партии предстоит решить целый ряд сложных задач. Среди них и необходимость вернуть себе электорат, постепенно уходящий к малым партиям, и возвращение Лондону былого влияния на международной арене.
Для Киева в этом конфликте главной причиной, движущей силой и препятствием для восстановления территориальной целостности выступает Россия. И в этом контексте назначение Саакашвили, как одного из самых последовательных и непримиримых оппонентов Москвы на постсоветском пространстве становится символом. Тем паче, новый губернатор приезжает в Одессу, имеющую для Кремля свое особе значение.
Йеменский кризис остается одной из главных тем региональной повестки дня на Ближнем Востоке. Состоявшаяся в июне в Женеве конференция под эгидой ООН ввиду обструкционистской позиции конфликтующих сторон изначально была обречена на провал. На этом фоне в Палестине развиваются внутренние противоречия на фоне новых обстрелов Газы со стороны Израиля.
Для Европейского союза Украина превратилась из актива, инструмента для сдерживания России, в пассив, требующий немалых финансовых затрат на поддержание обанкротившегося киевского режима. В свою очередь конфликт с Москвой, оформившийся в виде войны санкций, серьезно ослабил Европу в политическом плане. Очевидно, что оптимальным выходом из ситуации стало бы прекращение конфликта, тем более что Путин согласен на компромиссы и не требует от ЕС собрать чемоданы и покинуть постсоветское пространство.