На фоне разногласий по Украине между Россией и Западом, переговоры по поводу бартерной сделки между Ираном и Россией подчеркивают неэффективность стратегии санкций. Москва и Тегеран идут на сближение и возобновляют экономическое взаимодействие.
Отношения России и Ирана в прошлом омрачало недоверие в связи с действиями России в рамках «перезагрузки» отношений с США – Москва отказалась от поставок в Иран зенитно-ракетных комплексов С-300. Однако политика России в сирийском кризисе и на Украине импонирует консервативной элите Ирана, поскольку идет вразрез с планами Запада. Экономические связи двух стран получили шанс на восстановление.
Объем торгового оборота между Ираном и Россией крайне низок (2,3 млрд. долл.), несмотря на его высокий оценочный потенциал. Удар по двусторонней торговле нанесли международные санкции, в которых Россия приняла участие – падение торговли составило более 37%. После заключения 24 ноября 2013 года промежуточного соглашения по ядерной программе Ирана открылись перспективы для нормализации международной торговли в регионе. Тегеран поспешили посетить торговые делегации из Франции и Великобритании. Париж и Лондон хотят помочь своим нефтегазовым компаниям оказаться первыми западными агентами, вернувшимися на иранский рынок. В случае успеха переговоров по ядерной программе Ирана в июле 2014 года, конкуренция за место на иранском рынке усилится.
Эти обстоятельства подталкивают Москву к решительным действиям. Российско-иранская сделка предполагает обмен иранской нефти, поставляемой в Россию в объеме 500 тыс. баррелей в день по цене чуть ниже рыночной, на ряд российских товаров (в том числе продукты питания и зерно). Общая сумма сделки оценивается в 15-20 млрд. долл. По предварительным данным, продукция военного назначения в список поставок с российской стороны не входит. Сделку планируется завершить к лету 2014 года - иранская нефть будет поставляться через Каспийское море и Персидский залив. Российские компании намерены перепродавать нефть в Китай, который является одним из основных потребителей энергоресурсов из Ирана. Алгоритм сделки напоминает практику сотрудничества России и Ирака в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие» (1996-2003).
Сделка вызвала недовольство в США, которые восприняли ее как угрозу режиму изоляции Ирана и неуместную помощь Тегерану в ситуации международного давления на него по вопросу о ядерной программе. Формально стороны не нарушают режим санкции, т.к. Россия не входит в список шести стран-импортеров иранской нефти, поставки в которые регламентируются санкционным режимом (Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Тайвань и Турция).
Заключив соглашение с Россией, Иран планирует увеличить свой нефтяной экспорт на 50% (текущий объем экспорта – 1 млн. баррелей в день). И хотя стороны промежуточного соглашения заключили, что на период переговоров дополнительные санкции вводиться не будут, для стран Запада нежелательно облегчение экономической ситуации в Иране. По мнению Брюсселя и Вашингтона это может ослабить мотивацию Ирана к заключению окончательного соглашения.
Украинский кризис увеличил дистанцию между Россией и Западом. В новых условиях у Москвы нет прежней мотивации для поддержания единой позиции с Брюсселем и Вашингтоном по иранскому вопросу. Однако Москва заинтересована в компромиссе между Западом и Ираном по вопросу о ядерной программе, и потому не станет подыгрывать Тегерану против Запада. Россия рассчитывает открыть себе путь к полномасштабному сотрудничеству с Ираном и снять риск появления у своих южных границ новой ядерной державы.
В Иране также нет единства мнений по поводу сделки с Москвой. Одни предлагают рассматривать ее как российскую помощь Ирану в сбыте нефти и как новую основу для выстраивания взаимного доверия. Другие видят в сделке стремление России заработать на политической конъюнктуре до заключения окончательного соглашения по ядерному вопросу в июле 2014 года. Противники сделки ставят под сомнение способность иранской нефтяной инфраструктуры справиться с резким увеличением объема экспорта по Каспийскому морю. Они призывают отложить соглашение с Россией и сконцентрироваться на заключении окончательного соглашения в Женеве. В условиях ослабления санкций, считают они, Иран мог бы продавать нефти не за товары, а за деньги.
Сообщения о российско-иранской сделке появились за месяц до предполагаемого составления проекта окончательного соглашения по иранской ядерной программе неслучайно. Планов форсировать сделку до заключения соглашения не было, поэтому возобновление переговоров может быть сигналом странам Запада о наличии у Тегерана других альтернатив.
Российско-иранская сделка не может подорвать режим международных санкций и переговорный процесс по иранской ядерной программе. Если платежи будут осуществляться товарами, Иран по-прежнему будет испытывать экономические трудности. Реализация соглашения не решит системных проблем, вытекающих из режима санкций в отношении Ирана. Это должно побудить новое руководство Тегерана к компромиссу с участниками переговоров в Женеве.
На прошлой неделе иранские информационные ресурсы сообщили о намерение президента Исламской республики Хасана Роухани совершить свой первый визит в Армению. Посещение иранским лидером Еревана вызывает настороженность в Баку. Однако визит Роухани полностью соответствует иранской стратегии в регионе, направленной на ситуативное взаимодействие по конкретным вопросам.
Сложно представить, что это будет за встреча в том плане, что после того, как 17 октября был сбит наш СУ-24 и зверски убит наш пилот, очень сложно будет вести переговоры с лидером государства, со стороны которого такое было. Но диалог вести нужно, потому что и мы, и Турция находимся в такой геополитической плоскости, являемся такими государствами, которым предопределено либо сотрудничать, либо соперничать.
Ожидаемая «стратегия» США по Ирану на деле оказалась списком невыполнимых требований и туманным обещанием отменить большинство санкций. США и Китай объявили о «перемирии» в торговой войне, согласившись по итогам второго раунда переговоров на взаимные уступки. Не признав результаты венесуэльских выборов, США пошли на эскалацию санкций, запретив операции с долговыми обязательствами правительства и госкомпаний.
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев рассказал о своем видении причин вывода российских войск из Сирии, влиянии российско-турецкого кризиса на Южный Кавказ, перспективах ОДКБ и ЕАЭС, а также отношения России к сотрудничеству своих союзников Армении и Белоруссии с Европейским союзом.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.