29 ноября, выступая в Стамбуле на симпозиуме по ближневосточной проблеме, президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что решение о начале военной операции на севере Сирии было принято, чтобы положить конец руководству Башара Асада. Это не первое заявление со стороны Анкары, направленное против сирийского лидера, однако впервые тезис о необходимости ухода Асада в том числе и вооруженным путем озвучен официально самим Эрдоганом.
Заявление турецкого лидера было встречено с тревогой в российских СМИ, которые поспешили поставить под сомнение итоги непростой нормализации отношений между Россией и Турцией. При этом официальный представитель МИД РФ Мария Захарова ограничилась довольно сдержанным комментарием, указывающем на неопределенность контекста высказывания Эрдогана и подчеркнула стремление российской дипломатии исходить «из имеющихся договоренностей и обязательств государств, а не из цитат, которые, возможно, были либо не так преподнесены, либо вырваны из контекста».
В самом деле, резонансные высказывания Эрдогана, в том виде, в котором о них стало известно общественности, на первый взгляд в очередной раз усложняют кризис в Сирии. Москва едва успела порадоваться намерению избранного американского президента Дональда Трампа снять с повестки дня вопрос об уходе Башара Асада, в то время как Анкара вновь поднимает и обостряет вопрос, казавшийся в целом решенным. Впрочем, эксперты склонны видеть в риторике турецкого лидера не ультиматум сирийскому правительству, а ловкий тактический прием, направленный на создание для себя благоприятных переговорных условий. По мнению аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:
«Турция торгуется с иранскими, российскими и даже сирийскими продавцами, поэтому регулярно выступает с воинственными заявлениями для усиления своих переговорных позиций. Аналогично, кстати, поступает и официальный Дамаск, который угрожает разбомбить турецких интервентов».
Интересы Турции в сирийском конфликте прочно увязаны с курдской проблемой. Сейчас турецкая армия в рамках операции «Щит Евфрата» продолжает зачищать северные районы Сирии от курдских ополченцев. После разгрома ИГИЛ и дружественных ему террористических организаций Турции придется вывести свои войска из оккупированных районов, но сделать это Эрдоган намерен, запросив приемлемую для себя цену.
Москве необходимо отдавать себе отчет в том, что после неудачной попытки государственного переворота Турция продолжает стремиться проводить самостоятельную и независимую политику, укрепляя свое влияние в ближневосточном регионе. В отличие от отношений со странами ЕС, здесь России нужно не оглядываться на позицию Вашингтона, а обсуждать возникающие проблемы непосредственно с Анкарой, понимая её интересы. На это обстоятельство указывает аналитик агентства «Внешняя политика» Владимир Аватков:
«России нужно представлять не то, что за Турцией стоит НАТО, поэтому Анкара так действует. Необходимо исходить из того, что Турция приобретает все более самостоятельную роль и пытается продвигать свое влияние в регионе».
1 декабря в Алании состоится первое после завершения кризиса в двусторонних отношениях и пятое по счету заседание Совместной группы стратегического планирования, действующей в рамках возглавляемого президентами России и Турции Совета сотрудничества высшего уровня. У министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который примет участие в мероприятии, будет возможность прояснить позицию Реджепа Эрдогана у своего турецкого коллеги. Москва и Анкара должны в очередной раз соотнести свои интересы в Сирии и на Ближнем Востоке, чтобы избежать повторения потенциально взрывоопасных ситуаций, имевших место в недавнем прошлом.
Руководитель миссии ОБСЕ на месте катастрофы Малазийского боинга под Донецком Майкл Бокиркив свидетельствует, что на месте крушения наблюдатели не нашли частей противо-воздушной ракеты. Но на фюзеляже самолета обнаружены многочисленные отверстия от снарядов авиационной пушки (multiple gun fire holes).
Единственное, чего Запад добился, проводя санкционную политику, стало приближение экономических проблем в России, на которые ранее правительство предпочитало закрывать глаза. Не исключено, что сложившаяся ситуация при правильной политике властей может стать стимулом для укрепления экономики страны.
Представленные данные показывают, что интеграционные проекты с участием России имеют наилучшие шансы в республиках Центральной Азии, включая даже нейтральный Туркменистан. В этих странах восприятие России в качестве дружественного государства и позитивное отношение к участию ТС является доминирующим трендом, который чаще всего поддерживает более половины населения.
Энергетический альянс с Анкарой имеет долгосрочные последствия, свидетельствующие о важных переменах в европейской стратегии России. Москва больше не считает ЕС надежным партнером. Насколько возможно, Россия старается снизить риски и обезопасить свои интересы от влияния Брюсселя. Стимулом к этому послужило не только противодействие Еврокомиссии реализации «Южного потока», но и антироссийские санкции ЕС.