С 2011 года Сирия является точкой притяжения экстремистов-джихадистов из разных стран мира - в том числе из России и государств постсоветского пространства. Точных данных о количестве участников сирийского конфликта-выходцев из СНГ нет, однако источники называют цифру от нескольких сотен до 4000 человек из мусульманских регионов России и столько же – из центрально-азиатских государств и Азербайджана. Число джихадистов меняется – многие гибнут в столкновениях или возвращаются домой.
Приезжающие в Сирию поодиночке граждане стран СНГ в основном присоединяются к суннитским исламистским группировкам «Джабхат ан-Нусра», «Исламское государство Ирака и Леванта» и «Джейш аль-Мухаджиринва-ль-Ансар». Чаще всего они попадают на сирийскую территорию через Турцию. Участники проиранских группировок шиитов-азербайджанцев прибывают через территорию Ирака для сражений на стороне сил Башара Асада.
Значительная часть приезжающих джихадистов вербуется из трудовых мигрантов, прибывших в Россию, Турцию и монархии Залива. Остальные рекрутируются на родине, попав под влияние экстремистских салафитских идей. Последние внедряются в мусульманские общества постсоветского пространства с начала 1990-х годов выходцами из Турции и Саудовской Аравии.
После распада СССР при поддержке Анкары и Эр-Рияда в мусульманских республиках России, Центральной Азии и Южного Кавказа были построены тысячи мечетей и медресе. Проводятся программы, по которым студенты получают религиозное образование в вузах Турции и стран Персидского залива. Саудовские фонды и турецкие секты («Нурджурлар», «Сулеймания») под прикрытием гуманитарной деятельности насаждают джихадистские идеи, искажающие догмы ислама. Кризис идентичности, ослабленные государственные институты,бедность и безработица создают плодородную почву для распространения экстремистской идеологии. Их популярность отмечается и среди образованной молодежи среднего класса и даже – среди не-мусульман.
Новые адепты и «ветераны» исламистского экстремизма не самостоятельны и являются частью глобальных террористических сетей. Последние фактически действуют при поддержке различных саудовских и турецких формально гуманитарных фондов и международных исламских организаций.
Постепенное затухание конфликта в Сирии может привести к переносу активности интернациональной джихадистской армии, получившей трехлетний боевой опыт, в другие «горячие точки». Одной из них может стать Ферганская долина, расположенная на стыке границ подверженных дестабилизации Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Другое вероятное направление – Афганистан, где возвращение международных террористических группировок осложнит и без того критическую ситуацию в связи с выводом иностранных контингентов. Не меньше беспокойства вызывает вероятность массового прибытия исламистов-экстремистов на российский Кавказ и в Закавказье.
Очевидно, что часть воюющих в Сирии боевиков будет возвращаться на родину. С этой точки зрения особого внимания заслуживают Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, российские Крым, Дагестан и Ингушетия, дающие основной приток джихадистов с постсоветского пространства. Их возвращение вызывает озабоченность государств Центральной Азии, которые принялись в срочном порядке ужесточать антитеррористическое законодательство. С конца 2013 г. из Сирии домой на временные «командировки» прибывают граждане этих республик для поиска средств на закупку вооружений. Местным спецслужбам удается отследить и задержать некоторых из них, а также перехватить новых рекрутов на пути в Сирию.
В сравнительно меньшем количестве в рядах сирийских исламистских группировок участвуют азербайджанцы-сунниты, грузинские кистинцы, а также таджики и узбеки. Однако их даже частичное возвращение на родину может оказать крайне негативный эффект с точки зрения безопасности, политической стабильности и распространения салафитских идей. Кроме того, это способно привести к обострению Карабахского конфликта. Участвующие в сирийском конфликте кистинцы, связанные с «Имаратом Кавказ» и другими фундаменталистскими группировками, в случае возвращения несут угрозу подрыва безопасности Грузии и российско-грузинской границы.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.