На фоне достижения консенсуса между основными внутренними и внешними иракского кризиса по вопросу о борьбе с ИГИЛ, некоторые СМИ заговорили о сближении двух непримиримых соперников на Ближнем Востоке – Саудовской Аравии и Ирана, объединенных угрозой со стороны радикальной исламистской группировки.
Ирак является одним из театров противостояния между Эр-Риядом и Тегераном в борьбе за сферы влияния на Ближнем Востоке. Однако произошедшее в августе месяце назначение нового премьер-министра страны состоялось при саудовско-иранском согласии. А 25 августа в Эр-Рияде состоялись «позитивные и конструктивные переговоры» заместителя МИД Ирана Хосейна Амира Абдольахьяна и министра иностранных дел Королевства принца Сауда аль-Фейсала «по региональным и международным вопросам, представляющим общий интерес для двух государств». После того, как на пост президента Ирана занял Хассан Роухани, иранцы настойчиво заявляют о стремлении нормализовать отношения с саудовцами. Последние, между тем, продолжают пребывать в страхе перед Ираном, значительно превосходящим Саудовскую Аравию в военном отношении.
Посол Саудовской Аравии в ООН Абдалла аль-Муаллими заявил, что его государство «готово развивать сотрудничество с Ираном, но только при условии его невмешательства во внутренние дела арабских стран». Более того, изначально одобрив кандидатуру нового иракского премьер-министра Хайдера аль-Абади, Эр-Рияд сохраняет недоверие к шиитскому главе правительства, видя в нем опору иранского влияния в регионе. Напряженность в районах с шиитским населением в Королевстве и в целом в Заливе, неудачи в развитии интеграции в рамках ССАГПЗ, а также внешнеполитическая активность Катара, пытающегося бросить вызов саудовцам, - не только подрывают статус лидера арабского мира, на который Эр-Рияд претендует, но и серьезно угрожают безопасности государства.
Наметившаяся с приходом Роухани нормализация отношений Ирана с США, хотя бы частично помогающих уравновесить саудовскую военную слабость против Исламской Республики, а также ирано-американские консультации о взаимодействии по противостоянию джихадистам в Ираке болезненно воспринимаются в Королевстве.
Отсюда – готовность саудовцев к диалогу с иранцами, особенно в свете заявления ИГИЛ о намерении «дойти до Мекки».
Примечательно, что именно конкуренция непримиримых Саудовской Аравии и Ирана является одной из опор баланса сил в регионе, в сохранении которого заинтересованы и Эр-Рияд и Тегеран. Они готовы вместе противостоять любым третьим силам, расшатывающих этот баланс, стремясь обеспечить себе роль единственных гарантов системы региональных процессов на Ближнем Востоке. При этом, ни Саудовская Аравия, ни Иран не упускают возможности ослабить противника: будь то через «заигрывания» с Катаром, как это делают иранцы, или через поддержку сил, борющихся с иранским присутствием в регионе, как это делают саудовцы в Сирии, или через обвинения друг друга в спонсировании терроризма.
16 сентября в Бишкеке состоялся юбилейный саммит Содружества Независимых Государств. Несмотря на заявления критиков о неэффективности организации, СНГ продолжает играть значимую роль на постсоветском пространстве, выступая в качестве дискуссионной и культурной площадки. Документы прошедшего саммита подтверждают стремление стран-участников Содружества закрепить его коммуникационную функцию.
В ходе маневров в Кыргызстане и Казахстане в 2014 году войска ОДКБ учились оказывать гуманитарную помощь гражданскому населению, условно пострадавшему в результате вооруженного конфликта.
На 10 июля в Абхазии был запланирован референдум по вопросу о доверии президенту. Если бы большинство высказалось за досрочные выборы, то в республике стартовала бы внеочередная избирательная кампания. В случае же поддержки действующего руководителя он продолжил бы исполнять свои полномочия, фактически получив дополнительную легитимность.
На этом этапе члены Альянса сплотились, только чтобы подать угрожающий сигнал. Когда же речь заходит о принятии конкретных шагов – каждый предпочитает действовать в одиночку с учетом собственных интересов. Это не означает, однако, что арсенал действий НАТО исчерпывается политическими демаршами. Развитие украинского кризиса может побудить организацию к более решительным действиям.