Никита Мендкович
Представленные данные показывают, что интеграционные проекты с участием России имеют наилучшие шансы в республиках Центральной Азии, включая даже нейтральный Туркменистан. В этих странах восприятие России в качестве дружественного государства и позитивное отношение к участию ТС является доминирующим трендом, который чаще всего поддерживает более половины населения.  
ПРЕМИУМ
1 октября 2014 | 23:38

Россия и ТС в восприятии стран постсоветского пространства

Публикация очередного «Интеграционного Барометра» Евразийского Банка Развития продемонстрировала текущие тенденции в восприятии различных интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Документ включает в себя также итоги прямых опросов населения об отношении к другим постсоветским странам и перспективам Таможенного Союза.

Отношение к ТС в самих странах-участницах – России, Казахстане и Белоруссии вызывает особый интерес. В 2014 году был продемонстрирован существенный рост популярности этого проекта во всех трех государствах: в России его поддержали 79% опрошенных (67% в 2013), в Казахстане – 84% (73%), в Белоруссии – 68% (65%). Доля противников экономической интеграции во всех трех странах крайне незначительна и не превышает 6% от общего числа участников опроса. Рост популярности интеграционных проектов связан с постепенной активизацией экономических связей в рамках нового объединения. Вторым важным фактором стало влияние внешних политических вызовов (Афганский кризис и санкции Запада против России), которые продемонстрировали готовность партнеров помогать друг другу.

Однако по причине упомянутых «внешних вызовов» для экономики России уровень поддержки присоединения к ТС в последнее время несколько снизился в ряде других государств. В Армении сторонники присоединения к ТС составили 64% жителей (67% в 2013-м), в Киргизии – 50% (72%), в Узбекистане – 68% (77%), в Таджикистане – 72% (75%). Опрос в Туркменистане в этом году не проводился, но исследование 2013 года показало 50%-ый уровень поддержки присоединения к интеграционному проекту.

Наиболее тревожным можно считать снижение уровня поддержки ТС в Киргизии, которая считается страной-кандидатом на вступление в союз уже в ближайшее время. За последний год в этом центральноазиатском государстве не только сократилось число убежденных сторонников присоединения к союзу, но и выросла доля противников интеграции – с 14% до 30%. Этот процент «антитаможенной прослойки» является одним из самых крупных в бывших советских государствах за исключением Азербайджана (64% противников ТС), Украины (50%) и Молдовы (31%). 

Подобная динамика во многом обусловлена с агрессивной информационной кампанией против союза, ведущейся в республике политическими противниками сближения с Россией и Казахстаном. Население пугают ростом цен и нарушением торговли с Китаем. Последнее особенно чувствительно, поскольку от реэкспорта китайской продукции в Казахстан и дальше в Россию киргизская экономика испытывает сильную зависимость. Но, как видно из приведенных данных, число сторонников ТС в республике также остается значительным.

Более низкая поддержка участия в ТС наблюдается в странах, которые развивают связи с ЕС, в том числе подписывают соглашения об ассоциации, или имеют иные стратегические интересы вне постсоветского пространства.

Достаточно высокую поддержку Таможенного Союза, как ни странно, сохраняет население Грузии, чья политическая элита отличает крайне проевропейской ориентацией – 53% (против 59% сторонников ТС в 2013). Также значительны симпатии к проекту в  Молдове – 49% (54%). Наиболее «провальным» для идеи ТС стал 2014 год на Украине, где уровень поддержки проекта снизился с 50% до 31%, что во многом обусловлено не экономическими факторами, а политическим конфликтом официального Киева с Москвой.

Наконец, низкую популярность идея присоединения к ТС имеет среди граждан Азербайджана 22% (против 37% год назад). Это связано с тремя причинами. Во-первых, Россия воспринимается как союзник Армении. Во-вторых, Баку видит в качество своего основного стратегического партнера Турцию. Наконец, специфика модели экономического развития Азербайджана, основанной на экспорте минерального сырья, делает рынки ТС менее привлекательными для азербайджанского бизнеса.

Как видно из приведенных данных, большую роль в интеграционных предпочтениях жителей постсоветского пространства играет отношение к России, являющейся центром «евразийского интеграционного проекта». Поэтому интересно оценить восприятие России в рассматриваемых государствах в качестве дружественной страны.

Доля выбравших Россию при ответе на вопрос «Какие из перечисленных стран, на Ваш взгляд, являются дружественными для нашей страны?» (% от выборки).

  2013 2014
Азербайджан 29 30
Армения 91 87
Беларусь 81 83
Грузия 54 59
Казахстан 83 85
Киргизия 93 81
Молдова 72 56
Таджикистан 78 86
Туркменистан 70 -
Узбекистан 90 86
Украина 54 24

 

Очевидно, что в целом на постсоветском пространстве довольно широко распространены симпатии к России как к дружественному государству, их уровень наиболее низок на Украине и в Азербайджане, где доля «симпатизирующих» составляет 30% и менее. Также ниже среднего уровень симпатий в Молдове и Грузии, где, впрочем, несмотря на выбор ассоциации с ЕС, более половины населения выражают симпатии к российскому государству.

В качестве «недружественного государства» Россия практически нигде не воспринимается значимой долей населения. Исключение составляет Грузия (74%), Украина (57%) и Азербайджан (11%).

Стоит отметить определенный «парадокс восприятия» грузинской выборки, где Россию часто выделяют и в качестве дружественного, и в качестве враждебного государства. Небольшая доля «противников» России есть также в Казахстане (4%) и Молдове (2%).

Представленные данные показывают, что интеграционные проекты с участием России имеют наилучшие шансы в республиках Центральной Азии, включая даже нейтральный Туркменистан. В этих странах восприятие России в качестве дружественного государства и позитивное отношение к участию ТС является доминирующим трендом, который чаще всего поддерживает более половины населения.

Популярность подобных проектов традиционно низка в Азербайджане и резко упала на Украине после политического кризиса 2014 года. Очевидным образом растет дистанция с Молдовой, а в Грузии сохраняется явно двойственное восприятие как Таможенного Союза, так и России.  

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

12 января 2016 | 07:06

Обзор новой Стратегии национальной безопасности России

Уже в среднесрочной перспективе конфликт может быть разрешен одним из двух вариантов - либо Россия перенапряжется и под грузом санкций согласится вернуться на свое предыдущее место, либо Запад признает ее новую роль. И второй вариант видится куда более вероятным, особенно если Москва продемонстрирует, что в своей новой ипостаси она будет проводить конструктивную политику.

20 марта 2014 | 17:56

Энергетическая стратегия ЕС до 2030 года

В январе 2014 года Европейская комиссия опубликовала программу стратегии ЕС в области энергетики и борьбы с изменением климата до 2030 года. Основной вопрос, который предстоит решить Еврокомиссии - кто будет регулировать энергетическую политику стран-членов.  

17 июня 2014 | 17:13

Позиция американских ТНК как препятствие на пути санкций против России

Cделки, заключенные на Петербургском экономическом форуме, свидетельствуют о стремлении западных компаний успеть расширить свои позиции на российском рынке до введения ограничений. 

10 мая 2015 | 17:19

Армяно-югоосетинские контакты и кризис доверия между Ереваном и Тбилиси

Проблема в том, что нынешний скандал возник не на пустом месте, а на фоне определенного обострения отношений между Ереваном и Тбилиси. За последние несколько дней грузинские власти предприняли ряд шагов, которые хоть и выглядели весьма логичным, но все же были крайне болезненно встречены в Армении.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова