Даниил Зубов
Военный союз с Россией и членство в ОДКБ гарантирует Астане защищенность от угроз со стороны Китая, Афганистана и региональной нестабильности. Астана выступает равноправным партнером Москвы в области безопасности и ветирует те российские инициативы, которые не совпадают с интересами Казахстана. 
ПРЕМИУМ
10 мая 2014 | 15:46

Вооруженные силы Казахстана: оценка боеспособности

Республика Казахстан обладает самым мощным военным потенциалом в Центральной Азии. Ее вооруженные силы по совокупным боевым и техническим качествам уступают на территории СНГ лишь Российской Федерации.

Вооруженные силы РК были созданы указом Президента Нурсултана Назарбаева указом от 7 мая 1992 года. На территории Казахской ССР традиционно располагались мощные подразделения Советской армии. Они включали в себя также Ракетные войска стратегического назначения (две ракетные дивизии шахтного базирования) и стратегическую авиацию (79-я авиадивизия тяжелых бомбардировщиков). Кроме того на казахской земле были развернуты испытательные, космические и ядерные полигоны (космодром Байконур, Семипалатинский полигон, полигоны Эмба и Сары-Шаган), а также мощные арсеналы обычных вооружений. 

На случай ядерной войны под Семипалатинском, Усть-Каменногорском и Карагандой располагались огромные подземные хранилища боевой техники (№5202, №5203, №5204) для укрупнения мотострелковых и авиационных соединений в военное время. На них были сосредоточены сотни боевых машин, материальная база укрупнялась за счет арсеналов вывозимых из Восточной Европы. В 1989 году Туркестанский и Среднеазиатский военные округа ВС СССР были объединены. Таким образом, независимому Казахстану досталась двухсоттысячная группировка советских войск, огромные запасы стратегических вооружений и ядерное оружие. После распада СССР части РВСН составили Объединенные стратегические силы СНГ. В 1993 году Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). До 1996 года ядерные арсеналы были уничтожены, часть ядерных боеголовок, ракеты шахтного базирования и стратегические ракетоносцы Ту-95МС выведены в Россию.

Сегодня Вооруженные силы Казахстана делятся на четыре региональных командования: «Астана» (штаб в г. Караганда), «Восток» (штаб в г. Семипалатинск), «Запад» (г. Атырау), «Юг» (г. Тараз). В подчинении командующего каждым округом - все войсковые соединения, расположенные, как правило, в административных границах четырех казахских областей. Сухопутные войска республики Казахстан объединены в 10 мотострелковых и механизированных бригад, семь артиллерийских, три ракетные, две противотанковые бригады и три инженерных батальона.

Элитные части казахской армии - аэромобильные войска. Они подчиняются непосредственно Верховному главнокомандующему и используются для оперативного реагирования на кризисные ситуации при резких изменениях военно-политической обстановки. Их численность – примерно шесть тысяч военнослужащих (четыре десантно-штурмовые и одна миротворческая бригада).

Состав вооружения сухопутных войск – в основном российского и советского производства, а также вооружения США, Украины и собственного производства. Техническое состояние материальной части находится на достаточно высоком уровне.

Силы воздушной обороны состоят из ВВС, радиотехнических войск и частей ПВО. В составе ВВС два полка истребителей (около 100 машин, в основном модификации МиГ-29, МиГ-31), оперативное командование транспортной авиации, полк разведчиков (Су-24МР), три полка штурмовиков (около 50 Су-24, Су-25, Су-27), а также три полка вертолетов (более 40 Ми-24, около 70 Ми-8 и Ми-171, а также шесть американских машин «Белл-205»). Пилоты в среднем за год имеют налет около 100 часов.

Войска ПВО располагают примерно 160 зенитными ракетными комплексами (ЗРК) различных конструкций (С-300, 2К12 «Куб», 2К11 «Круг, С-75 «Волхов», С-125 «Нева»).

В составе Вооруженных сил Казахстана также имеются Военно-морские силы (главная база - каспийский порт Актау). ВМС состоят из частей морской пехоты, Каспийской флотилии, береговой артиллерии и морской авиации. На вооружении Каспийской флотилии около двух десятков кораблей производства завода «Зенит» в казахском Уральске, а также США, Украины (типа «Гриф» и «Калкан») и Южной Кореи (тип «Sea Dolphin»).

Свои воинские формирования имеют и другие ведомства Казахстана. Это Национальная гвардия (2,5 тыс. человек - охрана президента и правительства), 20 тысяч военнослужащих проходят службу в составе внутренних войск МВД РК и 9 тысяч в составе погранслужбы Комитета национальной безопасности. В военное время командование над силами КНБ и МВД может переходить в руки Генерального штаба ВС.

Нужно отметить, что численный состав Вооруженных сил Казахстана является секретной информацией, имеющиеся цифры приблизительны и базируются на открытых источниках и экспертных оценках.

Казахстан располагает собственным оборонно-промышленным комплексом. Правда, главные направления его деятельности - ремонт состоящей на вооружении техники. Недостатки ОПК – отсутствие достаточного числа специалистов и замкнутость производственного цикла.

Астана активно развивает миротворческую деятельность, рассматривая ее как одну из важнейших составляющих стабильности и безопасности. В Миротворческих и других международных военных акциях военнослужащие Казахстана приобрели боевой опыт. В 1992-2001 годах казахский батальон выполнял охрану таджикско-афганской границы в Горном Бадахшане, потеряв в боях более 50 солдат и офицеров. Инженерный саперный отряд (27 человек) казахской армии пять лет (2003-2008) нес службу в составе Межнациональных коалиционных сил в Ираке, потеряв одного человека убитым и шесть солдат ранеными.

С 2001 года вооруженные силы РК подчиняются начальнику Генерального штаба, функции главы Минобороны сводятся к управлению военным строительством. Военная доктрина Казахстана, принятая в 2011 году, носит оборонительный характер. Большое внимание в документе уделено внутренним угрозам - экстремизм, сепаратизм, незаконный оборот или захват оружия. 

У Казахстана практически отсутствуют реальные военные противники в регионе. Потенциально опасность исходит от Узбекистана, особенно в случае прихода там к власти радикальных исламистских сил. Узбекистан перенаселен, стремится к гегемонии в Центральной Азии, однако военный сценарий урегулирования споров представляется маловероятным. Со стороны Китая вероятность экспансии сильна. Однако ее развитие, по-видимому, будет происходить в мирном русле. Китай заинтересован в экономическом контроле над Казахстаном - малонаселенной страной, богатой природными ресурсами. Поэтому нынешний внешнеполитический курс казахского руководства, в первую очередь, ориентирован на сотрудничество с Россией.

С 1992 года Казахстан является членом ОДКБ. В военной доктрине страны это направление названо приоритетным. С Россией проводятся совместные боевые учения, а также учения в рамках ШОС и ОДКБ. В распоряжение Коллективных сил быстрого реагирования (КСОР) Казахстан предоставляет десантно-штурмовую аэромобильную бригаду. С 1995 года Казахстан участвует в Объединённой системе противовоздушной обороны государств-участников СНГ. С 1998 года в Астраханской области проводятся ежегодные учения ПВО «Боевое содружество» в составе сил ПВО Казахстана, Киргизии, Белоруссии и России. С Москвой Казахстан также активно сотрудничает в военно-технической плоскости.

С 1994 года Казахстан участвует в программе НАТО «Партнерство ради мира» и принимает участие в ежегодных учениях Альянса. С 2002 года Казахстан сотрудничает с НАТО по программе «Индивидуального плана партнерства». США активно поставляли боевую технику в Казахстан и участвовали в укреплении вооруженных сил республики в рамках пятилетнего плана сотрудничества Минобороны РК и Пентагона (2003). Активно развиваются военные контакты Казахстана с Турцией (поставки бронетехники, вертолетов), Германией, Словакией и Израилем (совместное производство в Петропавловске РЗСО «Найза»).

Оборонная политика Казахстана предусматривает гибкую систему безопасности. Военный союз с Россией и членство в ОДКБ гарантирует Астане защищенность от угроз со стороны Китая, Афганистана и региональной нестабильности. Казахстан удерживает инициативу в отношениях с Россией в области безопасности и сам инициирует интеграционные процессы. Это позволяет Астане выступать равноправным партнером Москвы и ветировать те российские инициативы, которые не совпадают с интересами Казахстана. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова