Несмотря на определенные сложности во внутренней и внешней политике, 2015 год станет периодом новых возможностей для Соединенных Штатов. В отличие от других субъектов мировой политики, стратегическое прогнозирование в отношении Америки делать проще – как по объективным, так и субъективным причинам. Во-первых, США уходят на рождественские каникулы с четко определенным доминированием Республиканской партии в обеих платах Конгресса. Во-вторых, ключевые перестановки в администрации Белого Дома также осуществлены. Ну и наконец, президент Барака Обама очертил основные приоритеты и направления американской политики на ближайшие несколько лет.
Концептуально-идеологическая основа американской внешней политики будет по-прежнему исходить из философии «исключительности и явного предначертания». Президент Обама подтвердил это в своем выступлении перед студентами и преподавателями военной академии Вест-Поинт в июне 2014 года.
Таким образом, не следует ожидать от официального Вашингтона ослабления хватки.
Приоритетом номер один заявлена борьба против Исламского государства и недопущения появления на территории Ирака отдельных суннитских, шиитских и курдских очагов. Почему иракский вопрос? Во-первых, мир действительно находится перед лицом серьезной транснациональной террористской угрозы. В ряды Исламского государства вступают не только тысячи боевиков со всего мира, но и отдельные автономные террористические группы от Алжира до Индонезии.
Большинство экспертов по Ближнему Востоку считают, что именно в ближайший год США должны дать окрепшим террористам генеральное сражение. В пользу более активной политики в отношении иракского вопроса говорят конкретные шаги президента Обамы. После победы на промежуточных выборах в Сенат, лидеры Республиканской партии – Митч Макконнелл и Джон Бейнер заявили, что борьба против ИГИЛ – превыше всех партийных разногласий. Нет оснований сомневаться в сотрудничестве администрации и Республиканского большинства в рамках борьбы против терроризма. Более того, Обама принял отставку главы Пентагона Чака Хейгела и его команды, которые так и не смогли выработать четкой стратегии в отношении иракской проблемы. Новый глава оборонного ведомства Эштон Картер – военно-политический менеджер, который должен выработать гибкую и в тоже время жесткую стратегическую линию в отношении Исламского государства. При этом, Картер также будет отвечать за техническую реализацию вывода оставшихся американских войск в Афганистане и усиление военно-технического сотрудничества США со странами Азии (в первую очередь с Индией и Вьетнамом).
Американцы понимают, что борьба против ИГИЛ не может быть эффективна без поддержки ведущих региональных сил.
В этом отношении следует ожидать усиления политического диалога с Ираном, шагов по преодолению кризиса с Турцией и временного пересмотра стратегии по Сирии. Эти задачи будут решаться на основе косвенного участия США без прямого ввода войска в Ирак. При этом Белому Дому придется пойти на сотрудничество с сирийским президентом Башаром Асадом. Это неминуемо означает некоторое охлаждение отношений с монархиями залива. Конечно, Обама осознает этот риск и поэтому во время своих официальных выступлений, он каждый раз подчеркивает, что «США будут продолжать оказывать поддержку сирийским повстанцам». В действительности, повстанцы в последнее время не получали военную помощь от США и вряд ли получат ее в будущем году. Конгресс несколько раз блокировал инициативы по вооружению повстанцев ввиду того, что Белый Дом не мог внятно ответить на два вопроса: воюют ли на стороне повстанцев террористы из ИГИЛ и Аль-Каиды? Почему американское оружие, проданное Саудовской Аравии и Катару, оказывается в руках террористов? Спустя несколько недель в отчете перед сенатским комитетом по международным делам Государственный департамент признал наличие террористов в рядах повстанцев и утечку оружия через саудовские, катарские и турецкие каналы.
Теперь Вашингтон вместо термина «повстанцы» использует «умеренная оппозиция». Однако, для де-факто налаживания с ним тесных контактов, администрации Обамы нужны серьезные гарантии. По сути, в качестве первой гарантии станет уход лидера повстанцев, ставленника катарцев Илаха Башира. Сегодня американцы хотят видеть лидера, осознающего неизбежность сотрудничества с Асадом для эффективной борьбы с террористами. Политическое будущее Сирии планируется обсуждать после победы над ИГИЛ.
Параллельно, Обаме жизненно важно добиться сохранения де-юре единого государства в Ираке. Для того чтобы добиться этой цели, США важно выработать стратегию удержания Курдистана в составе Ирака, вовлечь умеренных суннитов в политический процесс и создать в Ираке суннитские военизированные отряды для включения их в борьбу против ИГИЛ. Обама приложит все усилия, чтобы избавить себя от дурной славы Джорджа Буша-мл. Ведь если Ирак будет де-юре разделен между суннитами, шиитами, курдами и террористами, виновником в провале будет именно Обама и мало кто вспомнит, что бомбу замедленного действия подложил республиканец Буш-мл. и неокосервативная элита.
Другим важным приоритетом станет укрепление и усиление позиций США на Американском континенте. Недавно Барак Обама реанимировал диалог с Кубой и наладил тесные контакты с оппозицией в Венесуэле. Для Обамы диалог с Гаваной, как и в случае с Ираном, имеет символическое и политическое значение. Как бы ни развивались события, он уже вошел в историю как лидер, инициировавший диалог со странами, которые еще несколько лет назад воспринимались как главные враги Америки. Теперь Вашингтон будет стремиться придать диалогу конкретную политическую мотивацию. Так, Иран необходим США для борьбы с терроризмом и в рамках стратегии диверсификации российских энергомаршрутов в ЕС. В свою очередь, кубинский процесс необходим как сигнал для всей Латинской Америки о том, что США будут уважать своих соседей и вести с ними диалог на основе взаимоуважения и равноправия. Решение этой задачи также крайне важно для Америки, ввиду возрастающей симпатии Бразилии и Аргентины в отношении России. Региональные американские проблемы гораздо важнее для США и они намного сложнее, поэтому Вашингтон будет действовать решительно, но осторожно, просчитывая все последствия.
Украинский вопрос в списке приоритетов США формально будет оставаться приоритетным. Как и прежде, курировать данное направление будет вице-президент Джо Байден и, в какой-то степени, госсекретарь Джон Керри. Конгресс уже принял законопроект о предоставлении Украине финансовой и военно-технической поддержки. Однако техническая реализация американской помощи стоит под большим вопросом, так как необходимо внесение фундаментальных изменений в «Закон об иностранной помощи» от 1961 года и «Закон в поддержку свободы» от 1992 года. Подобная процедура лишь в юридическом комитете будет длиться более двух месяцев, после чего изменения будут обсуждаться на уровне профильных комитетов обеих палат, затем последует проверка со стороны Конституционного суда и одобрение администрации.
Американские законодатели и Белый Дом де-факто не могут и не станут давать Украине существенную финансовую поддержку. В данной ситуации, резолюция Конгресса носит символический характер, подтверждающий намерения и приверженность помощи Киеву.
Не станет Вашингтон торопиться и в вопросах военно-технических поставок украинской стороне. Это подтверждается и принятым бюджетом, в рамках которого внешние ассигнования на военные нужды и модернизацию армии сокращены всем государствам за исключением Израиля и Афганистана.
Но это не означает, что будут смягчены санкции в отношении России. Ожидать потепления российско-американских отношений нет оснований. Сегодня именно по российскому вопросу позиции Конгресса и Белого Дома единодушны.
Прибывшая в Мюнхен американская делегация выявила существование серьезных разногласий внутри вашингтонских элит. Кандидатура Герберта Макмастера в качестве нового советника по национальной безопасности была горячо поддержана и президентом, и конгрессменами. Очередные нововведения миграционной политики омрачили визит Тиллерсона и Келли в Мексику.
Стремительный экономический рост Китая подтолкнул его к поиску новых источников сырья и рынков сбыта. После распада СССР перспективным направлением реализации китайского экономического потенциала стали страны Центральной Азии.
Последние социологические опросы указывают на рост недовольства населения Венесуэлы президентом Николосом Мадурой. "Сына Чавеса" обвиняют в продолжающимся уже не первый год экономическом кризисе, безработице, инфляции и резком падении уровня жизни в стране. Все силы оппозиции брошены на скорейшее проведение референдума об отставке президента. В свою очередь, правительство готово пойти на крайние меры, чтобы не допустить его проведения или максимально затянуть процесс.
Хайко Маас постепенно осваивается на новой должности главы германского МИД. Его первые зарубежные поездки указывают на сосредоточенность Берлина на европейском направлении. Маас посетил Париж и Варшаву, подчеркнув определяющее значение для ЕС франко-германского тандема и отношений ФРГ со странами Центральной и Восточной Европы. В отношении России Маас использует смешанную риторику.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.