11 октября в Республике Беларусь состоятся выборы президента. На этот пост претендуют 4 кандидата, в том числе действующий глава государства Александр Лукашенко. Хотя Лукашенко остается фаворитом предвыборной гонки, ему приходится вести осмотрительную политику, в том числе в отношении ЕС и РФ. Белорусские власти намерены обеспечить признание результатов выборов, для чего необходимо вести сложный диалог с конфликтующими Востоком и Западом. Поэтому внешнеполитические проблемы стали важной частью предвыборной агитации и дискуссии кандидатов в президенты.
В течение текущего года Александр Лукашенко вел подготовку к избирательной кампании, что подразумевало и определенные шаги по сближению с ЕС и США. По данным Белорусского института стратегических исследований, Минск в январе-июле продолжал наращивать количество и качество контактов с Брюсселем и Вашингтоном. За этот период белорусскую столицу посетили такие высокопоставленные фигуры, как еврокомиссар по политике соседства и расширению Иоганнес Ган и заместитель помощника госсекретаря США Эрик Рубин.
Более того, Минск не только пошел на обсуждение проблематики прав человека в стране с западными визави, но и назвал такие дискуссии «честным и уважительным обменом мнениями».
Уже в преддверии выборов, в августе-сентябре отмечены контакты Беларуси с Бельгией, Болгарией, Нидерландами и Словенией.
На фоне устойчивой тенденции к наращиванию сотрудничества с западными партнерами, отношения России и Беларуси носят противоречивый и нестабильный характер. Минск осознает риски от слишком стремительного восстановления отношений с западными партнерами, поэтому был дан ход проекту создания российской военной базы в Бобруйске. При этом, Александр Лукашенко нередко перекладывает ответственность за сложности во взаимных отношениях на третьи силы, в том числе на Москву. Например, на II Форуме регионов в Сочи белорусский президент выдвинул обвинения в неправильном освещении его политики в российских СМИ:
«Я хочу сказать, что – особенно в Российской Федерации – отдельным средствам массовой информации и отдельным умникам (да и у нас их хватает) надо прекратить разговоры по поводу некоего разворота Беларуси, поворота и так далее […] Не надо нас упрекать, что мы куда-то разворачиваемся. Нам некуда разворачиваться. Мы с вами будем всегда вместе. И будем еще долго вместе».
Остальные кандидаты в президенты поставлены перед выбором: поддержать или оппонировать текущей внешнеполитической линии. Лидер Либерально-Демократической партии Сергей Гайдукевич склонен одобрить существующее положение дел. Гайдукевич выдвигает лозунг «настоящей многовекторной политики», что подразумевает улучшение отношений со странами ЕС, в том числе восточноевропейскими. При этом главный либерал-демократ Беларуси поддерживает тесное сотрудничество с Россией, но рекомендует руководствоваться принципом «нельзя со всем соглашаться». Общее соотношение западного и восточного вектора внешней политики Гайдукевич выражает следующей формулой: «Запад – наш партнер, а Россия – союзник».
Необходимость сближения с Западом отстаивают и другие кандидаты. Атаман белорусских казаков Николай Улахович намерен добиться «равноудаленных» отношений с Россией и ЕС. По его мнению, существующий этап евразийской интеграции создал достаточное количество возможностей для реализации интересов Беларуси. Внешняя политика Беларуси, таким образом, должна заключаться в прагматичном отношении к миру, поиску и использованию выгодных ситуаций. При этом Улахович – единственный из кандидатов, прямо высказавшийся в защиту концепции «русского мира» и присоединения Крыма к России.
Напротив, оппозиционный кандидат от движения «Говори правду» Татьяна Короткевич отстаивает проевропейскую повестку дня. Короткевич предлагает вывести Беларусь из ОДКБ и провозгласить нейтральный статус страны. Одновременно кандидат предлагает интенсифицировать диалог с ЕС по поводу зоны свободной торговли и безвизового режима. Эту концепцию Короткевич называет «ответственным соседством».
Мнения других кандидатов в президенты не менее важны, чем линия фаворита нынешней избирательной кампании. Во-первых, состав кандидатов в президенты в значительной степени подобран существующим политическим режимом. В 2010 году в избирательной кампании участвовало 10 претендентов на пост президента страны, сейчас их только 4. Цель такого отбора состоит, в том числе, в том, чтобы продемонстрировать сходство (если не единство) подходов белорусской политической элиты к внешней политике.
Это четкий сигнал партнерам Беларуси, символизирующий ее долгосрочное намерение маневрировать между центрами силы.
Именно поэтому позиции всех кандидатов достаточно близки, акцент делается на необходимости улучшения отношений с Западом. Более того, «настоящая многовекторность», «равноудаленность» или «ответственное соседство» – не более чем синонимы доктрины «пояса добрососедства», которая официально закреплена в Концепции национальной безопасности РБ 2010 года.
Во-вторых, кандидаты в президенты отражают позиции определенных слоев белорусского общества. Николай Улахович выступает от имени старшего поколения, традиционно симпатизирующего России и советскому прошлому страны. По данным июльского национального опроса НИСЭПИ свыше 30% избирателей поддерживают восстановление СССР в той или иной форме. Напротив, Татьяна Короткевич ориентируется на тех, кто поддерживает тесное сотрудничество с ЕС. По данным НИСЭПИ, таковых не менее 31,4% избирателей. В свою очередь, Александр Лукашенко и Сергей Гайдукевич ориентируются на центристское большинство белорусских граждан, для которых вопрос внешнеполитического сотрудничества связан, в первую очередь, с улучшением социально-экономической ситуации в стране.
Таким образом, внешнеполитическая проблематика стала важной частью избирательной кампании, хотя социальные и экономические проблемы для населения Беларуси приоритетнее. В ходе предвыборной гонки в обществе формируется консенсус по поводу постепенного сближения с ЕС и, в меньшей степени, с США. То есть внутриполитические ресурсы обеспечивают Беларуси шанс для внешнеполитического маневрирования, извлечения выгод из разногласий центров силы. Шансы возрастают из-за внешнеполитической конъюнктуры, противоречий и напряженности в отношениях России и Запада.
По политико-экономическим пунктам, которые уже давно пора было начать исполнять, согласия между сторонами нет, поэтому они и вынуждены обсуждать технические моменты наподобие отвода вооружений. При этом абсолютно отдавая себе отчет в том, что на деле никакого отвода не будет. Однако это не означает, что нужно прекращать Минский формат и расходиться по домам - формальный провал переговорного процесса резко повышает вероятность начала полномасштабных боевых действий, которые на сегодняшний день не нужны ни России, ни Европе.
Из Москвы украинская политика казалась идентичной российской — сильная центральная власть, эффективная консолидация и распределение ресурсов центром, развитый административный аппарат и главное — консенсус элит и общества по вопросу о национальных интересах. На Украине когда-то имелись предпосылки к тому, чтобы сложилась сильная центральная власть — наподобие российской, белорусской или казахстанской. Однако в отличие от России, Белоруссии или Казахстана на Украине эти предпосылки не дали такого же результата.
1 декабря в Москве состоялись переговоры президента России Владимира Путина и президента Абхазии Рауля Хаджимбы. Центральной темой встречи стали вопросы экономического сотрудничества между двумя странами. Российский президент дал понять, что дальнейшее экономическое взаимодействие будут зависеть от политической стабильности в Абхазии.
14 декабря в Стране восходящего солнца прошли досрочные парламентские выборы. Их назначил действующий премьер-министр Синдзо Абэ, популярность которого в последнее время ослабла из-за начавшейся в стране рецессии. Сокращение уровня реальных зарплат на протяжении последних 16 месяцев сопровождается падением уже семь месяцев подряд объема потребительских расходов, составляющих 60 процентов ВВП.