Стамбул, Турция. - 24 апреля 2015 года состоялся визит Владимира Путина в Ереван, в ходе которого глава государства принял участие в памятных мероприятиях, посвященных столетию геноцида армян в Османской империи. Сразу после выступления российского президента, почтившего память убитых и подвергнутых насильственной депортации армян, министерство иностранных дел Турции выступило с заявлением, осуждающим действия Владимира Путина. По мнению турецких дипломатов, «несмотря на все предостережения и призывы» он все же назвал «геноцидом» события 1915 года и тем самым сделал «в отношении Турции незаконное политическое заявление». Критике в то же время подверглась не только российская позиция, но и заявления лидеров государств, союзников Турции по НАТО, в том числе Барака Обамы, Франсуа Олланда и Йоахима Гаука. Может показаться, что резкая реакция турецкого внешнеполитического ведомства является стандартным проявлением защитной реакции Анкары на обсуждение мировым сообществом болезненного для турецкого народа вопроса. Однако в отношении России это справедливо не полностью.
Спустя два дня после визита Владимира Путина в Армению руководство турецкой государственной энергетической компании «Боташ», представляющей Турцию в проекте по строительству «Турецкого потока», получило неофициальное указание Анкары приостановить сотрудничество с «Газпромом» по этому направлению, не предпринимать никаких шагов по согласованию проектной документации и ожидать дальнейших указаний.
Продолжает оставаться нерешенным вопрос цены на покупку-продажу природного газа, переговоры по которому ведутся с начала года: несмотря на достигнутые устные договоренности, официальный документ до сих пор не подписан. Более того, расхождения в методике применения скидки в 10,25% к разным компонентам формулы расчета стоимости природного газа больше не являются единственным камнем преткновения. В преддверие парламентских выборов, которые пройдут в Турции 7 июня 2015 года, в деловых кругах, связанных с энергетическим сектором страны, а также среди правящей политической элиты все чаще звучит недовольство и призывы требовать от России больших преференций: предоставления как минимум 15% скидки на природный газ.
В новых условиях перед российским руководством стоит непростой выбор. С одной стороны, благоприятное для Турции урегулирование ценового спора не гарантирует вынесения Анкарой положительного решения по «Турецкому потоку» даже несмотря на то, что в ходе переговоров представители компании «Боташ» уверенно настаивали на взаимосвязи двух вопросов. С другой стороны, в конце июня, в соответствии с установленным порядком, у турецкой компании появится законная возможность обратиться в Международный арбитражный суд для урегулирования своих споров с «Газпромом». К этой мере уже неоднократно прибегали европейские компании, побуждая «Газпром» урегулировать споры в досудебном порядке в их пользу, и турецкая «Боташ» вполне может воспользоваться своим правом. В настоящее время Анкара ожидает решения Международного арбитражного суда по аналогичному спору с Тегераном. Оно должно быть вынесено уже в мае и, так или иначе, окажет влияние на дальнейшие действия турецких властей в отношении России. Начало судебного разбирательства может надолго отложить проект по строительству «Турецкого потока», сотрудничество в рамках которого уже фактически приостановлено.
Теперь же к разногласиям между Россией и Турцией по сирийскому конфликту и положению татарского населения в Крыму добавился армянский вопрос, который хотя и не является непреодолимым, но может стать формальным поводом к затягиванию имплементации проекта. В условиях ограниченности во времени любая, даже небольшая задержка может привести к дополнительным финансовым расходам и в конечном итоге уменьшить рентабельность проекта.
В отношениях с Россией внешняя политика Турции в последние два десятилетия отличалась прагматизмом. Такой подход продиктован ее национальными интересами, поэтому маловероятно, что нынешняя отсрочка побудит турецкое политическое руководство отказаться от экономических и геополитических преференций, которые страна получит благодаря «Турецкому потоку».
Энергетический альянс с Анкарой имеет долгосрочные последствия, свидетельствующие о важных переменах в европейской стратегии России. Москва больше не считает ЕС надежным партнером. Насколько возможно, Россия старается снизить риски и обезопасить свои интересы от влияния Брюсселя. Стимулом к этому послужило не только противодействие Еврокомиссии реализации «Южного потока», но и антироссийские санкции ЕС.
Накануне саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе в Сенате США прошли слушания комитета по международным делам, посвященные вопросам американской политики в регионе. На встрече обсудили реакцию на меры России в отношении Молдавии и Украины с целью побудить их отказаться от подписания соглашений с ЕС.
Режим антироссийских санкций становится долговременной константой международной жизни. Однако в экономических отношениях России со странами Запада постепенно складывается новая реальность. Несмотря на действие антироссийских санкций экономическое взаимодействие между сторонами расширяется, причём всё больше распространяясь на стратегические области.
Перспективы экономического благополучия Армении зависят от реализации двух масштабных инфраструктурных проектов – возобновления железнодорожного сообщения по маршруту Россия-Абхазия-Грузия-Армения с выходом в Иран и начало транзитных поставок иранских энергоресурсов в Россию через территорию Армении.