Ольга Ребро
Кризис на Украине и события в Южно-Китайском море не только сблизили позиции России и Китая, но и придали импульс сотрудничеству в союзников по НАТО и заставили азиатские страны искать у США поддержки против Китая.
ПРЕМИУМ
9 июня 2014 | 23:08

Вашингтон ищет ответ единый ответ на «украинский» и «южно-китайский» вызовы

ПАЛО-АЛЬТО, США. - В последние 9 месяцев администрация США утеряла внешнеполитическую инициативу и оказалась вынуждена реагировать на череду значительных международных событий – кризис на Украине и обострение противоречий между КНР и ее соседями в Южно-Китайском море. Внезапность этих событий дезориентировала американское общество и побудило его усомниться в принципах и целях внешнеполитического курса страны. Выступление Барака Обамы в 28 мая 2014 года в военной академии в Вест-Поинте было направлено на изменение неблагоприятного отношения общественности к внешней политике США. Обама также стремился ответить на ужесточившуюся в последнее время критику и акцентировать внимание на внешнеполитических достижениях своей администрации. Основным из них президент считает прекращение затяжного периода участия США в военных конфликтах вдали от границ США.

Поскольку в речи отсутствует позиция США по конкретным внешнеполитическим проблемам, а само выступление изобилует патриотической лексикой, ее основным адресатом являлось американское общество, а не внешние силы. Главный тезис выступления в Вест-Поинте не нов: США являются единственной страной, способной взять на себя роль лидера мирового сообщества.  Последний раз Обама говорил об этом в сентябре 2013 года в выступлении перед Генеральной ассамблей ООН. Тогда президент США сетовал на то, что Вашингтон критикуют за бездеятельность, когда он не вмешивается, и за гегемонизм, когда он что-то предпринимает. 

Обама назвал принципы, согласно которым он намерен проводить в жизнь лидерство США. Во-первых, применение американскими военными силы будет производиться только в ситуации угрозы США или их союзникам. В остальных случаях Вашингтон будет стремиться мобилизовать ресурсы партнеров. Во-вторых, основной угрозой безопасности продолжает оставаться терроризм, который представляет собой сеть группировок, расположенных в различных странах. Мысль о возможности проведения операций в каждой из них является, по словам Обамы, «наивной», поэтому США будут поддерживать партнеров, готовых сотрудничать в противодействии террористам. В-третьих, Вашингтон будет способствовать укреплению мирового порядка, который необходимо адаптировать к современным условиям. В первую очередь, по мнению президента, США должны делать это на собственном примере: соблюдать международные нормы, отказаться от односторонних действий, способствовать развитию новых международных договоренностей. 

По сути, Обама вновь предложил способ определения жизненных интересов США и их отделения от второстепенных. В итоге это приведет к сокращению количества кризисов, в разрешение которых США могут оказаться вовлечены по инерции лидерского положения. Обама также косвенно признал ответственность США за создание дурных прецедентов - нарушение международного правового режима и дестабилизацию ситуации в различных регионах мира. 

Реакция на выступление Обамы со стороны России и КНР была сдержанной и предсказуемой. Очевидно, это связано с тем, что само выступление стало обобщением уже применяемых администрацией США подходов и не содержало новых идей. В Москве недовольство вызвало заявление об успешной изоляции России. Владимир Путин отметил, что изоляция «носит эфемерный характер», а глава МИД Сергей Лавров добавил, что «изолировать такую страну, как Россия - невозможно». Никаких последствий для двухсторонних отношений этот обмен мнениями носить не будет. Как следует из интервью Путина французским СМИ 4 июня, Россия готова к конструктивному диалогу с США. О необходимости выстраивать доверительные отношения с Россией заявил и Обама на пресс-конференции в Варшаве 3 июня.

Внимание китайского руководства привлекла фраза Обамы о том, что США останутся лидером в ближайшем столетии. Представитель внешнеполитического ведомства КНР с иронией отметил, что в международных делах невозможно делать таких предсказаний. В государственной газете «The Global Times» была опубликована статья «Америка хочет быть мировым лидером еще 100 лет, но каким образом?», в которой подвергалось сомнению наличие у США необходимых ресурсов для того, чтобы оставаться мировым лидером. 

Речь Барака Обамы в Вест-Пойнте стала первой из серии программных выступлений по внешней политике, которая была продолжена во время его визита в Польшу в начале июня. Позиция Вашингтона по поводу конфликта в Украине была озвучена в варшавской речи 4 июня: США готовы к тесному сотрудничеству с новым украинским президентом и не признают легитимность присоединения Крыма к России, оставляя открытым вопрос о применении более жестких санкций. 

Оценка Вашингтоном событий в Южно-Китайском море прозвучала из уст главы Пентагона Чака Хейгла на конференции по проблемам безопасности в АТР «Шангри-Ла Диалог» в мае 2014 года в Сингапуре. США, не принимая какой-либо стороны в территориальных спорах, тем не менее «осуждают действия любой страны, направленные на запугивание, принуждение или угрозу применения силы для обеспечения собственных интересов». Столь явное ужесточение позиции в отношении Китая посылает сигнал о готовности США пересмотреть свой курс на выстраивание доверительных отношений с военным истеблишментом КНР. 

В новом международном контексте руководство США уделяет внимание формированию новых и упрочению старых союзов. На этом акцентировал внимание Барак Обама в речи в Вест-Поинте, об этом он говорил и в выступлении в Варшаве. На конференции в Сингапуре США фактически выступили единым лагерем с азиатскими странами, имеющими противоречия с КНР. Очевидно, что администрация США хочет воспользоваться сложившейся ситуацией в связи с кризисом на Украине и событиями в Южно-Китайском море. Эти события не только сблизили позиции России и Китая, но и придали импульс сотрудничеству в союзников по НАТО и заставили азиатские страны искать поддержки против Китая в Вашингтоне. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «»

7 апреля 2016 | 18:09

Круглый стол по развитию ситуации в Афганистане 18 апреля

18 апреля в Москве состоится круглый стол «Развитие ситуации в Афганистане в 2016 году», который проводят Российский совет по международным делам и агентство «Внешняя политика» при участии Международного комитета Красного Креста.

25 апреля 2014 | 15:31

Приоритеты внешней политики Франции и украинский кризис

В результате муниципальных выборов во Франции правые получили рекордные 6,8% голосов и управление над 14 французскими городами. Усиление правых очевидно. Как это повлияет на внешнеполитический курс Франции?

30 января 2015 | 09:57

Первый шаг к перемирию легче сделать ЛНР и ДНР

В целом, стороны скоро придут к выводу, что краткосрочные цели решить не удалось: Киев не справился с операцией по созданию периметра у донецкого аэропорта, ДНР и ЛНР не смогут использовать поражения украинских войск для ликвидации стратегических плацдармов украинской армии. Как бы сильна не была ненависть воюющих сторон, число потерь отрезвляет.

27 июля 2017 | 13:33

Современное состояние российско-американских отношений

После принятия Палатой представителей США законопроекта о санкциях против России, Ирана и КНДР исчезли надежды на нормализацию российско-американских отношений, но ушла и неопределённость. В отношения с США вернулась требуемая ясность, позволяющая планировать на будущее. Это ключевое условие для организованной внешнеполитической деятельности.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
26 декабря 2014 | 09:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова