Иван Лошкарёв
30 ноября в Молдавии состоятся парламентские выборы. В условиях перманентного политического и экономического кризиса проевропейское большинство остается устойчиво непопулярным. Поэтому многие внешние и внутренние игроки прибегнут к любым средствам для сохранения хрупкой коалиции партий, ориентированной на ЕС.
ПРЕМИУМ
5 ноября 2014 | 16:57

В новом парламенте Молдавии может сохраниться проевропейское большинство

30 ноября в Молдавии состоятся парламентские выборы. В условиях перманентного политического и экономического кризиса проевропейское большинство остается устойчиво непопулярным. Поэтому многие внешние и внутренние игроки прибегнут к любым средствам для сохранения хрупкой коалиции партий, ориентированной на ЕС.

В нынешнем созыве парламента представлены Партия коммунистов (ПРКМ), Либерально-Демократическая партия, Демократическая партия и Либеральная партия. Кроме того, от ПРКМ в 2011 году откололось 3 депутата, сформировавших группу Партии социалистов, - с их помощью удалось избрать правительство и президента. А в 2013 году большая часть фракции Либеральной партии выступила против своего лидера Михая Гимпу и сформировала Либерал-реформаторскую партию. Эти расколы резко снизили влияние ЛП и ПРКМ на политическую систему страны, хотя коммунисты на выборах 2010 года заняли первое место с 39,3% голосов. 

По данным Ассоциации социологов и демографов Молдовы, в парламент пройдут 6 партий. За Партию коммунистов готовы проголосовать 21,8% процента избирателей, за Либерально-демократическую партию - 15,4% процента, за Демократическую партию - 11,3%, за партию «Патриа» - 8,1%, за Либеральную партию - 7,8%, за Партию социалистов - 7,1%. Если перевести проценты в количество депутатских мандатов, получится, что нынешняя правящая коалиция получит 37 мест из 101.  Безусловно, часть мандатов можно отыграть в ходе агитационной кампании, но этого все равно не хватит для формирования большинства в парламенте.

Главная единица проевропейской коалиции – Либерально-Демократическая партия, представитель которой возглавляет правительство. Политическая сила Владимира Филата обещает избирателям статус страны-кандидата в члены ЕС к 2017 году и положение полноправного члена к 2020. Однако в Молдавии симпатии по отношению к  членству страны в ЕС по данным различных опросов не разделяют более половины граждан. Более того, поддержка вступления в Европейский и Таможенный Союзы находится приблизительно на одном уровне (35-40%). Против нынешних правящих партий (Либерал-Демократическая, Демократическая, Либеральная) играет возрастающее недоверие население и обвинения в злоупотреблении полномочиями. По данным исследования "Гэллап", лишь 18% населения Молдавии доверяют нынешней власти, а 86% граждан считают, что в стране действует коррумпированное правительство.

Однако, не политическая программа, а персональный рейтинг политиков является основным фактором распределения партийных симпатий. По результатам опроса, проведенного центром «ИМАС», 28,7% жителей Молдовы хотели бы видеть на посту премьер-министра Юрия Лянкэ, 16,2% - лидера коммунистов Владимира Воронина, 8,4% - примара (мэра) Кишинева, либерала Дорина Киртоакэ. С учетом активного медийного продвижения проевропейских настроений, персональный рейтинг политиков работает скорее в пользу правящей коалиции.

У ЕС имеются мощные рычаги влияния на молдавский политический процесс.

Во-первых, экономика Молдавии дотируется Брюсселем, причем к 2013 году общий объем помощи удвоился.  Если в 2006 году финансовая помощь, предоставленная ЕС, составила всего 25 млн евро, в 2007-2010 годах речь шла приблизительно о 254 млн., то в 2011-2013 годах  - превысила 600 млн евро. Изначально дотации позиционировались как помощь в адаптации к определенным стандартам и как результат дружеских отношений премьера Юрия Лянкэ и еврокомиссара Штефана Фюле, учившихся вместе в МГИМО. Но Брюссель вправе выдвинуть новые критерии получения дотаций, если персональный состав исполнительных органов власти покажется ему неудачным.

Во-вторых, молдавский парламент ратифицировал Соглашение об ассоциации с ЕС. Тем самым, Молдова как государство юридически подтвердила приверженность европейским ценностям и принципам (статьи 2, 3 и 21 Договора о ЕС в редакции Лиссабонского соглашения). В то же время, Брюссель сохраняет интригу в процессе ратификации Соглашения странами-членами ЕС и тем самым создает дополнительный механизм воздействия. Безусловно, европейская дипломатия не будет делать шаг назад и нивелировать собственные достижения, но возможность самой угрозы срыва ратификации или ее затягивания сохранится.

В-третьих, основные молдавские олигархи или включены в про-властное большинство (Владимир Филат, Владимир Плахотнюк), или враждуют с оппозиционерами-коммунистами (Анатоль и Габриэль Стати). Европейские чиновники постоянно контактируют с крупными предпринимателями, чтобы обеспечить стабильность некоторых направлений политики молдавского государства в своих интересах.

На пользу проевропейской коалиции и постоянные расколы и конфликты в лагере оппонентов – Партии коммунистов. Лидера политической силы Владимира Воронина критикуют за авторитарные наклонности и неспособность к компромиссу. Кроме того, попытки коммунистов выступать с инициативами в поддержку евразийской интеграции не кажутся убедительными: за два президентских срока Воронина Молдова отдалилась от партнеров от СНГ и охотно участвовала в работе ГУАМ. Наконец, ПРКМ не удалось получить поддержку Москвы перед предстоящими выборами, что снижает саму возможность воплощения переориентации на евразийскую интеграцию. Но недоверие России к Воронину настолько велико, что ставка была сделана на Партию социалистов Игоря Додона. ПРКМ в ответ развернула бурную кампанию по разоблачению «ложных левых», но раскол в среде молдавской оппозиции зафиксировался.     

В целом, сильная вовлеченность ЕС в политические процессы в стране, олигархический консенсус по внешнеполитической проблематике и раскол в оппозиции вполне может привести к тому, что проевропейские партии вновь сформируют правительственную коалицию – и в очередной раз вопреки воле избирателей. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

13 января 2016 | 01:00

Как Минск до Киева дошел: Зачем Украине нужны третьи Минские соглашения

Для Европейского союза Украина превратилась из актива, инструмента для сдерживания России, в пассив, требующий немалых финансовых затрат на поддержание обанкротившегося киевского режима. В свою очередь конфликт с Москвой, оформившийся в виде войны санкций, серьезно ослабил Европу в политическом плане. Очевидно, что оптимальным выходом из ситуации стало бы прекращение конфликта, тем более что Путин согласен на компромиссы и не требует от ЕС собрать чемоданы и покинуть постсоветское пространство.

4 июля 2015 | 04:59

Дайджест внешней политики США за неделю (26 июня - 2 июля)

Важным событием прошедшей недели стало представление новой военной стратегии США, в которой закрепились наметившиеся изменения в восприятии Вашингтоном своего положения в мире. Кроме того, новые шаги были предприняты США на латиноамериканском направлении внешней политики: произошел визит президента Бразилии, а также было объявлено о возобновлении работы американского и кубинского посольств на территории друг друга. Параллельно с этим были опубликованы письма электронной почты бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон, в том числе раскрывающие роль США некоторых событиях 2009 года.

12 декабря 2016 | 20:45

Теракты в Египте направлены на дестабилизацию авторитета военных

На прошлой неделе в Египте произошла серия терактов, фактически перечеркнувших заявления властей об успехах в борьбе с террористами. Смысл действий боевиков не в разовых акциях устрашения, а в спланированной серии атак на силы и авторитет действующего  правительства. Военные, как и ранее свергнутые ими "Братья-мусульмане", оказываются неспособны противостоять террористам.

6 сентября 2016 | 17:25

Перспектива заключения мирного договора между Россией и Японией

Прошедшие 2-3 сентября во Владивостоке переговоры Владимира Путина и Синдзо Абэ в рамках ВЭФ отличались открытой и доверительной атмосферой. Риторика российского и японского лидеров позволяют утверждать, что работа по подготовке мирного договора идёт в Москве и Токио полным ходом. Обе стороны не хотят упускать благоприятный момент, чтобы решить вопрос, тормозящий развитие отношений между странами многие десятилетия.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова