После ухода И.А. Каримова внешняя политика Узбекистана переживает постепенную корректировку по отдельным направлениям, при сохранении сложившихся за четверть века отношений с основными мировыми игроками и основ внешнеполитического курса первого президента.
Заметно активизировались двусторонние контакты Узбекистана на разных уровнях с его соседями по Центральной Азии – Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. При этом отсутствуют резкие выпады в адрес соседей, и идет продвижение по ряду разных направлений двустороннего сотрудничества. Шаги Узбекистана встретили поддержку со стороны Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. При дальнейшем продолжении этого тренда возможно изменение ситуации в Центральной Азии.
В отношениях Узбекистана с его малыми соседями – Кыргызстаном и Таджикистаном, накоплен ряд серьезных проблем: пограничные и приграничные вопросы, водные проблемы, транзит грузов и транспортное сообщение, почти нулевое гуманитарное сотрудничество на двустороннем уровне.
Постепенное улучшение отношений Узбекистана с Таджикистаном и Кыргызстаном происходит через обсуждение возможных решений приграничных вопросов и упрощение поездок граждан своих стран друг к другу, активизацию и расширение экономических и гуманитарных связей.
За последних три месяца главы Казахстана и Узбекистана провели встречу, дважды беседовали по телефону. Премьер-министр Казахстана Б. Сагинтаев провел встречу с заместителем премьер-министра Узбекистана У. Розукуловым. Состоялось два заседания Совместной узбекско-казахстанской демаркационной комиссии с участием Правительственных делегаций двух стран.
Министр иностранных дел Узбекистана А.Х. Камилов побывал с визитами в Бишкеке и Душанбе, где провел результативные переговоры с высшим руководством обеих республик.
Узбекистан и Кыргызстан в октябре обменялись визитами правительственных делегаций. 26 октября состоялся телефонный разговор президента Кыргызстана А. Атамбаева с и.о. президента Узбекистана Ш. Мирзиёевым. После телефонного разговора А. Атамбаев заявил, что надеется на то, что народ Узбекистана выберет президентом Ш. Мирзиёева. В октябре и ноябре прошли встречи рабочих групп Правительственных делегаций Узбекистана и Кыргызстана по вопросам делимитации и демаркации межгосударственной границы.
В октябре делегация предпринимателей из Узбекистана побывала в Согдийской области Таджикистана. В ноябре состоялась встреча рабочих групп Правительственных делегаций Узбекистана и Таджикистана по вопросам делимитации и демаркации межгосударственной границы. 16 ноября Министр иностранных дел Узбекистана А. Камилов принял первого заместителя Министра энергетики и водных ресурсов Таджикистана С. Рахимзода и заместителя Министра иностранных дел Таджикистана М. Хакдода.
Трое представителей ЦИК Таджикистана наблюдали за выборами президента Узбекистана, которые прошли 4 декабря.
В случае дальнейшего продолжения существующего тренда, возможно, удастся решить вопросы приграничного и гуманитарного сотрудничества, расширения экономических связей, транспортного сообщения и передвижения граждан, транзита грузов между странами Центральной Азии и в других направлениях.
Улаживание проблем, связанных с трансграничными реками, делимитацией и демаркацией границами, потребует много времени и сил в силу их особой значимости для каждой из сторон.
Такой сценарий постепенного урегулирования выгоден всем участникам, но его достижение потребует много времени и дипломатического искусства из-за накопившегося объема проблем и взаимных претензий.
Продолжение подобного вектора внешней политики Узбекистана может привести к постепенному изменению межгосударственных отношений в регионе, снижению напряженности между странами и росту двусторонних контактов в разных сферах. Это крайне важно и для простых граждан, которые часто имеют близких родственников и друзей в соседних республиках, но не всегда могут навестить их.
После проведения президентских выборов и завершения транзита власти в Ташкенте можно будет судить о том, насколько серьезны и значительны происходящие осторожные корректировки внешней политики Узбекистана.
Для Казахстана выгодно расширение сотрудничества с Узбекистаном, но при этом придется учитывать рост его активности в регионе.
Изменение отношений для Ташкента будет означать открытие рынков Таджикистана и Кыргызстана и хорошую возможность заработать на транзите грузов в обе республики (железные дороги на юг Кыргызстана и в Таджикистан проходят через территорию Узбекистана) и поставках на их рынки. К тому же это расширит возможности Узбекистана для транзита по китайскому направлению через территории обеих республик, в обход своего основного экономического конкурента в регионе – Казахстана.
Для Душанбе и Бишкека появилась реальная возможность для нормализации политических и экономических отношений с Ташкентом. Улучшение отношений с Узбекистаном может открыть доступ к свободному транзиту по железной дороге и серьезно расширить торговлю с соседом, чье население быстро растет.
Россия начала развивать идею равновесия сил как основы нового мирового порядка после того, как убедилась в неспособности народов мирным путём и по доброй воле достичь всемирного равновесия. Суть российского мировоззрения выражается словами популярной песни: «Атланты держат небо на каменных руках». Атланты – это великие державы, поддерживающие мировой порядок.
В своем выступлении, посвященном взглядам США на дальнейшее развитие ситуации в Сирии, госсекретарь сообщил, что администрация планирует сохранять военное присутствие в стране. Визит Казахстанского президента в США был воспринят американскими экспертами как положительный сигнал возобновленного внимания администрации к региону Центральной Азии. Министерская встреча по КНДР в Ванкувере завершилась безрезультатно.
29 апреля 2016 года на площадке дискуссионного клуба «Валдай» состоялась презентация доклада «Почему возможна война между великими державами».
Напряженность между партнерами по коалиции вызвана не только эмоциональной неприязнью между лидерами партий и неутихающим дележом министерских портфелей, но и разным видением политических приоритетов. Один из таких приоритетов – состав коалиции и расклад сил в правительстве. Часть партий в коалиции выступает за присоединение к проевропейскому большинству коммунистов. Таким образом, в молдавской политической системе может совсем исчезнуть идеологический баланс.