Иван Лошкарёв
Вне всякого сомнения, конфликт на Украине негативно влияет на соседние страны. Под давлением Запада постсоветские государства вынуждены определяться с «виновным» в гражданской войне на Украине. Глобальная и региональная динамика конфронтации подпитывают электоральные циклы в некоторых странах.
ПРЕМИУМ
12 января 2015 | 17:57

Украинское досье: ключевые темы для мониторинга в 2015 году

События на Украине после Евромайдана развивались стремительно – смена политического режима, начало протестов на востоке и юге страны, воссоединение Крыма с Россией и последовавшая за этим гражданская война в восточных районах Украины. Активное вмешательство западных стран привело к обострению информационного противостояния, распространению мифов и заведомо ложной информации. В этих условиях объективная подача фактов и выявление последовательности причинно-следственных связей становится как никогда важным. Например, «Внешняя политика» проанализировала персональный состав высших органов ДНР и ЛНР, что позволило опровергнуть утверждения о преимущественно «привозном» характере протестов на Донбассе. Последующий мониторинг ситуации привел к выводу, что «народные республики» дрейфуют в сторону авторитарного политического режима и разветвленной теневой структуры экономики.

В российской аналитике и выступлениях официальных лиц политическая система Украины делилась на «партию мира» и «партию войны». Однако это не отражает многообразия групп интересов в стране, трансфигурации их ресурсов и возможностей. Кроме того, в основе этого упрощённого представления лежало игнорирование специфики украинской элиты (зависимость от финансово-промышленных групп, ситуативность принимаемых решений, тяга к пиар-акциям и театральным жестам, популизм).

Аналитики агентства отслеживают эволюцию Минских переговоров об урегулировании и достигнутый сторонами прогресс. Парадоксально, но непризнанные государства Новороссии и Украина не выполнили основную часть достигнутых договоренностей. И это их в принципе устраивает. Однако подобная бездеятельность несет угрозы для стабильности на всем постсоветском пространстве и дает лишний повод для западных стран перекладывать ответственность на Москву.    

В прогнозах относительно исхода парламентских выборов на Украине аналитики «Внешней политики» предсказывали сложности при формировании широкой коалиции партий Майдана. Последующие события - долгое согласование состава правительства и голосование в Верховной Раде по законопроекту о расширении полномочий секретаря Совета национальной безопасности и обороны - подтвердили, что проевропейская коалиция крайне неусточива.

С учетом идеологической однородности партий Майдана политическая борьба стала сводиться к конкуренции отдельных лидеров, к соревнованию их амбиций. Это делает неустойчивость политической системы страны долгосрочным фактором.

Анализ биографий и политических связей кандидатов в депутаты говорило о том, что качество работы Верховной Рады восьмого созыва снизится. Наблюдаемое в украинском парламенте пренебрежение процедурами и отсутствие открытого обсуждения законопроектов привело к тому, что центр подготовки и принятия решений переместился в администрацию президента страны. Этот дисбаланс может привести к новому кризису украинской государственности.       

Вне всякого сомнения, конфликт на Украине негативно влияет на соседние страны. Под давлением Запада постсоветские государства вынуждены определяться с «виновным» в гражданской войне на Украине. Глобальная и региональная динамика конфронтации подпитывают электоральные циклы в некоторых странах. Например, в Молдове основные партии вынуждены были маскироваться под проевропейские или пророссийские. Аналитики «Внешней политики» обоснованно указывали, что, несмотря на усталость молдавских граждан от большинства политических сил, расклад сил в парламенте не изменится, а правящая коалиция использует все средства для сохранения власти. Хотя спрогнозировать снятие партии «Родина» за день до выборов было сложно, однако мы зафиксировали возможность политического (но легального) использования полномочий судебной власти.    

Грядущие выборы в Беларуси обусловили изменения в политической риторике Александра Лукашенко. Минск использует кризис на Украине как возможность «разморозить» отношения с Западом и одновременно добиться от Москвы финансовых и политических уступок. К подобной практике президент Лукашенко прибегает не в первый раз, однако в нынешней ситуации Кремль готов к сделке. Аналитики «Внешней политики» отмечают, что причины таких действий в первую очередь внутриполитические. С приближением даты выборов риторика белорусского лидера может заметно ужесточиться. В долгосрочном плане такая тактика Минска не способствует прочности конструкции евразийской интеграции.   

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Региональные риски»

28 июня 2016 | 15:04

Возвращение к неудобному статус-кво в Нагорном Карабахе

Российские чиновники призывали всех не ожидать каких-то прорывов. По их словам, Москва просто хочет «застраховаться» от возобновления боевых действий и повторения апрельской ситуации. Москва оказалась под прессингом с обеих сторон: азербайджанцы обвиняли Россию в потакании статус-кво, а армяне критиковали за то, что РФ публично не отреагировала должным образом на азербайджанскую провокацию. И Кремль был заинтересован в том, чтобы этих провокаций больше не было.

15 февраля 2018 | 18:02

«Возмутительный Катар»: внешняя политика как у ТНК

30 января в Вашингтоне состоялось первое совещание глав внешнеполитических и оборонных ведомств США и Катара в рамках Американо-катарского стратегического диалога. Накануне катарский министр обороны Халед бин Мухаммад Аль-Атыйя заявил о намерении своего руководства расширить базу ВВС США в своей стране. Примечательно, что одновременно с этим посол Турции в Дохе также сообщил о планах расширения турецкой базы Тарик бин Зияд в Катаре.

27 апреля 2017 | 15:13

Союзники России и геополитический фронтир в Евразии

С начала 2000-х годов возрастает риск вовлечения Российской Федерации в военные конфликты низкой интенсивности. Нестабильность на многих участках протяженной границы России вынуждает Москву к активному обозначению своего военного присутствия в поясе своих границ. Российскому руководству необходимо избегать преобладания идеологических приоритетов над рациональным расчетом.

26 июля 2016 | 19:35

Исламский фактор во внешней политике Кыргызстана

Неконтролируемый рост исламского фактора во внутриполитической ситуации и внешней политике вступает в прямое противоречие с участием Кыргызстана в евразийской интеграции, угрожает сохранению светского характера государства, поликультурного общества и формированию общенациональной идентичности в Кыргызстане, политическому суверенитету.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
18 апреля 2015 | 04:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова