Иван Лошкарёв
Вне всякого сомнения, конфликт на Украине негативно влияет на соседние страны. Под давлением Запада постсоветские государства вынуждены определяться с «виновным» в гражданской войне на Украине. Глобальная и региональная динамика конфронтации подпитывают электоральные циклы в некоторых странах.
ПРЕМИУМ
12 января 2015 | 17:57

Украинское досье: ключевые темы для мониторинга в 2015 году

2 У вас осталось просмотра
Увеличить количество просмотров

События на Украине после Евромайдана развивались стремительно – смена политического режима, начало протестов на востоке и юге страны, воссоединение Крыма с Россией и последовавшая за этим гражданская война в восточных районах Украины. Активное вмешательство западных стран привело к обострению информационного противостояния, распространению мифов и заведомо ложной информации. В этих условиях объективная подача фактов и выявление последовательности причинно-следственных связей становится как никогда важным. Например, «Внешняя политика» проанализировала персональный состав высших органов ДНР и ЛНР, что позволило опровергнуть утверждения о преимущественно «привозном» характере протестов на Донбассе. Последующий мониторинг ситуации привел к выводу, что «народные республики» дрейфуют в сторону авторитарного политического режима и разветвленной теневой структуры экономики.

В российской аналитике и выступлениях официальных лиц политическая система Украины делилась на «партию мира» и «партию войны». Однако это не отражает многообразия групп интересов в стране, трансфигурации их ресурсов и возможностей. Кроме того, в основе этого упрощённого представления лежало игнорирование специфики украинской элиты (зависимость от финансово-промышленных групп, ситуативность принимаемых решений, тяга к пиар-акциям и театральным жестам, популизм).

Аналитики агентства отслеживают эволюцию Минских переговоров об урегулировании и достигнутый сторонами прогресс. Парадоксально, но непризнанные государства Новороссии и Украина не выполнили основную часть достигнутых договоренностей. И это их в принципе устраивает. Однако подобная бездеятельность несет угрозы для стабильности на всем постсоветском пространстве и дает лишний повод для западных стран перекладывать ответственность на Москву.    

В прогнозах относительно исхода парламентских выборов на Украине аналитики «Внешней политики» предсказывали сложности при формировании широкой коалиции партий Майдана. Последующие события - долгое согласование состава правительства и голосование в Верховной Раде по законопроекту о расширении полномочий секретаря Совета национальной безопасности и обороны - подтвердили, что проевропейская коалиция крайне неусточива.

С учетом идеологической однородности партий Майдана политическая борьба стала сводиться к конкуренции отдельных лидеров, к соревнованию их амбиций. Это делает неустойчивость политической системы страны долгосрочным фактором.

Анализ биографий и политических связей кандидатов в депутаты говорило о том, что качество работы Верховной Рады восьмого созыва снизится. Наблюдаемое в украинском парламенте пренебрежение процедурами и отсутствие открытого обсуждения законопроектов привело к тому, что центр подготовки и принятия решений переместился в администрацию президента страны. Этот дисбаланс может привести к новому кризису украинской государственности.       

Вне всякого сомнения, конфликт на Украине негативно влияет на соседние страны. Под давлением Запада постсоветские государства вынуждены определяться с «виновным» в гражданской войне на Украине. Глобальная и региональная динамика конфронтации подпитывают электоральные циклы в некоторых странах. Например, в Молдове основные партии вынуждены были маскироваться под проевропейские или пророссийские. Аналитики «Внешней политики» обоснованно указывали, что, несмотря на усталость молдавских граждан от большинства политических сил, расклад сил в парламенте не изменится, а правящая коалиция использует все средства для сохранения власти. Хотя спрогнозировать снятие партии «Родина» за день до выборов было сложно, однако мы зафиксировали возможность политического (но легального) использования полномочий судебной власти.    

Грядущие выборы в Беларуси обусловили изменения в политической риторике Александра Лукашенко. Минск использует кризис на Украине как возможность «разморозить» отношения с Западом и одновременно добиться от Москвы финансовых и политических уступок. К подобной практике президент Лукашенко прибегает не в первый раз, однако в нынешней ситуации Кремль готов к сделке. Аналитики «Внешней политики» отмечают, что причины таких действий в первую очередь внутриполитические. С приближением даты выборов риторика белорусского лидера может заметно ужесточиться. В долгосрочном плане такая тактика Минска не способствует прочности конструкции евразийской интеграции.   

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Региональные риски»

31 мая 2016 | 22:11

Нестабильность Ближнего Востока одинаково угрожает РФ, США и ЕС

Учитывая масштаб транснационального общения и взаимосвязанность стран Ближнего Востока, эти государства могут оказаться восприимчивыми к внешним стимулам. США, России и ЕС пошло бы на пользу, если бы эта «тройка» хотя бы частично синхронизировала сигналы, адресованные странам региона. В конце концов неспособность действовать таким образом представляет угрозу для безопасности самих США, России и ЕС.

10 марта 2015 | 21:00

Жест отчаяния Нетаньяху: итоги неоднозначного визита для Обамы и Тегерана

Визит премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху в США вызвал большой скандал. По мнению аналитиков, он лишь осложнил отношения с Соединенными Штатами и усилил позиции тех, кого Нетаньяху считает врагом Израиля.

25 июня 2016 | 13:00

Ключевые вопросы парламентских выборов в Грузии в октябре

«Грузинская мечта» должна доказать, что ее успехи достигнуты не только благодаря деньгам и удачным имиджевым ходам ее создателя, но и ее собственной деятельности. Это будет сделать непросто с учетом растущего разочарования населения, проблем в экономике, а также «развода» с «Мечтой» ряда политических сил, некогда участвовавших в коалиции.

6 июля 2015 | 11:23

Миграционный кризис в повестке дня Евросоюза

Страны ЕС, не попавшие под прямой удар миграционного кризиса, не видят смысла в унификации миграционной политики, которая подразумевает передачу значительных полномочий Брюсселю. Пока еврозону лихорадит от финансовых проблем Греции, расходы на обеспечение внешней политики и ее последствий для них – непозволительная роскошь. Реагирование в режиме ad hoc дает больше пространства для маневра.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
18 апреля 2015 | 04:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.