Ольга Ребро
Эскалация кризиса на Украине привлекает внимание все большего числа американцев. Однако этот интерес вызван не ростом веса Украины в системе приоритетов США, а внутриполитической дискуссией по поводу действий администрации США в ходе украинского кризиса.
ПРЕМИУМ
19 мая 2014 | 11:00

Украинский кризис в иерархии приоритетов США

ПАЛО-АЛЬТО, США. - Эскалация кризиса на Украине привлекает внимание все большего числа американцев. По данным опросов общественного мнения, число следящих за происходящим в этой стране за апрель выросло в два раза – с 25 до 50%. Однако этот интерес вызван не ростом веса Украины в системе приоритетов США, а внутриполитической дискуссией по поводу действий администрации США в ходе украинского кризиса. Это подтвердили ход и результаты заседания Комитета по международным делам Конгресса, состоявшегося 6 мая 2014 года.

Ответ перед конгрессменами за политику администрации держали представитель госдепартамента Виктория Нуланд, министерства обороны Эвелин Фаркас и министерства финансов Даниэл Гласер. Несмотря на заявленную тему - «Предотвращение российской интервенции и поддержка демократического государства» - во время дискуссии обсуждались вопросы внутренней политики США. Межпартийное противостояние, усилившееся в преддверии промежуточных выборов в Конгресс в ноябре 2014 года, проявилось в критике чиновников администрации со стороны сенаторов-республиканцев Джона Маккейна и Роберта Коркера. Недовольство сокращением оборонного бюджета звучало со стороны Эвелин Фаркас и некоторых сенаторов. В дебатах также принял участие лидер консервативного «Движения чаепития» республиканец Марко Рубио. Его внимание было обращено не на поиск выхода из ситуации на Украине, а на получение преимущества в борьбе за пост президента в 2016 году. Рост внимания в США к украинскому кризису обуславливается его ролью во внутриполитических дискуссиях.

Исходя из выступлений чиновников американского правительства, очевидно, что действия США в отношении событий на Украине приобрели вид последовательной стратегии. Виктория Нуланд назвала три ее составляющих. Во-первых, США оказывают политическую, экономическую и военную - исключительно нелетальными средствами - поддержку новому украинскому правительству. Во-вторых, Вашингтон дает гарантии помощи восточноевроевропейским партнерам НАТО, а также Молдове и Грузии, в случае нападения на них России. И в-третьих, путем ужесточения согласованных с ЕС санкций США стремятся увеличить издержки наступательной внешней политики для России, оставляя при этом возможность для диалога.

Предложенной администрации стратегии не хватает последовательности и долгосрочного видения. США безоговорочно поддерживают киевское правительство и закрывают глаза на действия правых радикалов в его составе. Вашингтон ставит на проведение выборов 25 мая на Украине, но не предлагает решения для системных проблем украинских экономики и общества. США ожидают российского вторжения на Юго-Восток Украины и готовятся противодействовать повторению «Крымского сценария». Неучтенным остается то, что радикалы могут выйти из-под контроля Киева, вероятный будущий президент Петр Порошенко может не удержать власть до конца своего срока, а события на Юго-Востоке могут пойти не по крымскому, а по «боснийскому сценарию». 

Пока же США мобилизуют международное сообщество для помощи Украине. Организация выборов 25 мая проходит под контролем ОБСЕ. Основное бремя экономической помощи понесут МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк. Из предполагаемых 27 млрд. долл. финансовой помощи в течение следующих двух лет отдельные страны  - США, Япония, Канада и государства ЕС - потратят лишь 10%. Достижение консенсуса между европейскими странами по поводу санкций поручено Германии. Однако Вашингтон запаздывает с реакцией на ближайший этап украинской драмы – энергетический кризис в ЕС, вызванный кражей российского газа, поставляемого по территории Украины.  

Несмотря на формулирование стратегии и отдельные успехи в ее продвижении, администрацию США обвиняют в непоследовательности и нерешительности. Причиной этому стали противоречия в подходе Вашингтона, который формировался по мере развития ситуации на Украине. Во-первых, жесткая риторика американского руководства не соответствует имеющимся в его распоряжении рычагам давления. Низкий приоритет Украины в иерархии интересов США противоречит их стремлению сохранить контроль за развитием событий. Ситуация усугубляется всеобщим ожиданием от США активных действий.

Во-вторых, последовательное избегание в официальной риторике характеристики внутренних сил украинской политики противоречит необходимости эти силы учитывать. США активно участвуют в украинской внутренней политике, но избегают давать оценки действиям украинских националистов. Это дает критикам США повод упрекать Вашингтон в организации переворота в Киеве и потворствовании насилию.

В-третьих, противоречие возникает из стремления США дискредитировать Россию, на фоне попыток перевести отношения с Москвой в конструктивное русло. С одной стороны, американская администрация осознает, что без учета интересов России невозможна стабилизация Украины. С другой - под влиянием настроений внутри страны Вашингтон не может не реагировать на политику Москвы в Крыму. Опасаясь, что превентивные меры будут способствовать эскалации напряженности и сделают невозможным дипломатическое разрешение конфликта, Вашингтон вынужден выжидать и в результате - опаздывать.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

1 октября 2014 | 16:16

Результаты международной контртеррористической операции в Сирии

Расширенная с Ирака на Сирию контреррористическая кампания США на сегодня имеет лишь имиджевый эффект. При этом разрозненная и слабая сирийская оппозиция, которая должна была стать надежной и лояльной опорой выступающих за свержение Асада «Друзей Сирии», продолжая слабеть, частично оборачивается против своих спонсоров. Более того, очевидно, что борьба с ИГ и восстановление безопасности в стране является непременным условием для урегулирования политического кризиса. Однако в сегодняшних условиях сложно представить, какой-либо успешный исход этого урегулирования с учетом того, что непосредственно вовлеченные во внутрисирийский конфликт внешние силы не заинтересованы в политическом решении кризиса, так как преимущество – военное и политическое – явно на стороне Асада.

30 января 2015 | 15:00

Зачем России членство в ПАСЕ

За 20 лет в работе ПАСЕ приняло участие 193 российских парламентария. За это время стороны диалога привыкли друг к другу — россияне к тому, что европейцы помешаны на правах человека и плохо понимают постсоветское пространство, а европейцы к тому, что россиян невозможно вывести из равновесия критическими тирадами.

29 декабря 2015 | 21:36

Роль Грузии как промежуточного пространства между Россией, Турцией и Ираном

Грузия является местом не только столкновения глобальных игроков, но и точкой, где сходятся линии сотрудничества региональных держав. Мы причисляем к ним Россию, Турцию и Иран. По очевидным причинам Грузия всегда находилась внутри треугольника трёх великих государств. Её территория, этнический состав и внутренний уклад зачастую зависели оттого, к какому полюсу, российскому, турецкому или персидскому тяготели грузинские княжества.

3 марта 2017 | 08:33

Дайджест внешней политики США (24 февраля – 2 марта)

Выступая перед конгрессом, Дональд Трамп представил старую повестку дня в более традиционном образе, сократив ряды недовольных его избранием. Предложенный президентом проект бюджета предполагает увеличение оборонных расходов и сохранение социальных программ. Скандал вокруг генпрокурора стал очередным примером успешного использования оппонентами Трампа «российского фактора».

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова