Геворг Мирзаян
Cторонам совместными усилиями удалось заморозить украинскую гражданскую войну. Не столько через Минские соглашения, сколько через осознание бессмысленности дальнейшей эскалации. В Кремле смогли доказать Западу свое нежелание устраивать марш на Киев или разваливать Украину, а украинским властям американские и европейские представители донесли, что в случае попытки организовать блицкриг Киев не получит никакой поддержки.
ПРЕМИУМ
9 января 2015 | 23:07

Украинский кризис в 2015 году: впереди год переговоров

Украинский кризис развивается так, как и предсказывали сотрудники агентства «Внешняя политика». Гражданская война заморожена, а ЕС и Россия приступили к переговорам о нормализации отношений

Как мы отмечали ранее, сторонам совместными усилиями удалось заморозить украинскую гражданскую войну. Не столько через Минские соглашения, сколько через осознание бессмысленности дальнейшей эскалации.

В Кремле смогли доказать Западу свое нежелание устраивать марш на Киев или разваливать Украину, а украинским властям американские и европейские представители донесли, что в случае попытки организовать блицкриг Киев не получит никакой поддержки.

Поэтому, вопреки громким заявлениям Петра Порошенко и других высокопоставленных представителей украинской власти, возобновление боевых действий на Донбассе не предвидится.

Более того, стороны уже действуют в логике затяжного противостояния. Так, Украина берет ДНР и ЛНР в блокаду.

«Для проведения комплексных антитеррористических мероприятий пересечение через линию соприкосновения в зоне АТО будет ограничено до 7 транспортных коридоров, а все остальные пути будут перекрыты», - заявил секретарь СНБО Александр Турчинов.

Со своей стороны, власти самопровозглашенных республик переходят от удержания территорий к ее зачистке и ликвидации «махновщины». Так, 1 января 2015 года был ликвидирован глава одной из группировок ополченцев ЛНР Александр Беднов. Под угрозой также командиры тех казачьих подразделений, которые не подчиняются Луганску и Донецку. Вряд ли лидер ЛНР Игорь Плотницкий решился бы на борьбу с оппонентами, если бы существовала угроза украинского вторжения.

По всей видимости, режим перемирия продлится как минимум до весны, и это даст России и Евросоюзу необходимое время для того, чтобы попытаться нормализовать отношения.

Все необходимые условия для таких переговоров выполнены: режим перемирия, осознание европейцами бесперспективности санкционного пути и того, что эскалация кризиса может вывести его в неуправляемую фазу. О бессмысленности дальнейших санкций и о нежелании Владимира Путина захватывать Украину говорят не только лидеры небольших государств ЕС, но и президент Франции Франсуа Олланд. Лидер Пятой республики прагматичен - он поясняет, что кризис в России не несет Европе ничего хорошего. Похожие мнения доносятся и из окружения лидера антироссийского лагеря в ЕС - канцлера Германии Ангелы Меркель.

Вероятно, именно для этих переговоров и реанимирован т.н. нормандский формат, в котором участвуют Россия, Франция, Германия и Украина (его первое заседание в этом году прошло 5 января на уровне директоров департаментов министерств иностранных дел). Причем Украине придется еще добиваться, чтобы ее участие в этом формате стало полноценным.

После нахождения modus vivendi Россия и ЕС могут замахнуться и на определение правил игры на постсоветском пространстве.

Не секрет, что именно отсутствие этих правил игры и взаимное недопонимание между сторонами привело к эскалации украинского кризиса. Впереди у ЕС и России еще один потенциальный кризис - возможная разморозка приднестровского конфликта. И ни Брюсселю, ни Москве не нужно, чтобы этот кризис шел по варианту украинского.

Между тем, заключение российско-европейской сделки не означает, что Москве нужно будет вырабатывать новый подход к отношениям с Украиной. В прошлом году высокопоставленные российские политики, в том числе и считающийся либеральным премьер-министр Дмитрий Медведев, не раз очерчивали контуры этого подхода. Его смысл заключался в том, что с Украиной будут иметь дело как с независимым государством, чего Киев постоянно требовал от Москвы, но при этом, по всей видимости, не понимал, что это такое.

«Лучший способ доказать, что мы в России уважали и уважаем Украину как суверенное государство, – это признание за ней права на сделанный выбор. Но Украине необходимо помнить, что любой выбор – это прежде всего большая ответственность, - писал российский премьер. - В сытом европейском будущем надо много работать, а не «скакать». Хотите жить «как в Европе» – научитесь платить по счетам. Для начала – по российским. [...] Наши страны – соседи и не могут не сотрудничать. Просто теперь это сотрудничество будет исключительно, можно сказать, «европейским», рациональным и прагматичным. [...] Выстраивая отношения в новых условиях, мы оставим эмоции и «родственные чувства» в стороне. И больше не станем содержать экономику Украины. Нам это невыгодно. Да и, честно говоря, надоело».  

Россия начала реализацию этой концепции с газового вопроса. Представители Кремля и Газпрома отказались предоставлять Украине газ до выплаты ею безусловной части долга в соответствии с оговоренной схемой платежей. И в итоге Москве удалось добиться своего - Украина выплатила оба транша. Однако затем, на первый взгляд, содержание украинской экономики было продолжено: Москва начала поставки Киеву электроэнергию в долг. Многие критиковали российское руководство за такое решение, однако у России было как минимум два основания для такого шага.

Во-первых, Кремлю не нужен коллапс украинского государства и тем более новый Майдан, направленный уже против Петра Порошенко. Последние события на украинском политическом пространстве (прежде всего резкое усиление полномочий СНБО, возглавляемого Александром Турчиновым) обозначили рост влияния т.н. «партии войны», ориентирующейся на антироссийские круги в США и Европе. В случае начала народных волнений (который могут быть вызваны серьезнейшими перебоями с электричеством) они могут попытаться отстранить Порошенко от процесса принятия решений и даже от власти. Сами по себе они для Москвы не страшны: в случае возобновления украинской властью войны на Донбассе ополченцы возьмут Мариуполь и Славянск, а в худшем для Украины случае - Киев. Однако это вызовет эскалацию конфликта и срыв процесса нормализации отношений с Европой, что не соответствует российским интересам.

Во-вторых, подача электроэнергии на Украину была, по всей видимости, сопряжена с пакетной сделкой по Крыму. Не секрет, что российский полуостров зависит от Украины в плане сухопутного транспортного сообщения с Россией, а также водо- и электроснабжения. Пользуясь этим, Украина взяла Крым в блокаду, перерезала ему коммуникации и стала устраивать веерные отключения без всякого предупреждения о сроках. Для России подобная политика несет серьезную угрозу.

Хотя безопасности Крыма ничего не угрожает, однако под ударом может оказаться имидж России на Украине. Дело в том, что Крым – это, своего рода, витрина для украинских граждан.

Если Москва сможет обеспечить экономический рост и процветание полуострова, то жители юго-востока будут более активно выступать на ее стороне против одиозной политики Киева. Если же уровень жизни в Крыму будет падать - и не важно по какой причине - то с продвижением мягкой силы России на Украине будут проблемы. Именно поэтому, вероятно, Москва и заключила пакетную сделку: она продает Киеву электричество и уголь в обмен на что веерные отключения Крыма от украинской электросети будут прекращены.

Интересно, что договор на поставки российской электроэнергии хоть и заключен сроком на год, однако будет пересматриваться каждый месяц. Не исключено, что такая формула долгосрочных соглашений с ежемесячным пересмотром будет распространена и на другие сферы взаимоотношений. И будет действовать до тех пор, пока между Москвой и Киевом не возобновится взаимное доверие.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Региональные риски»

28 июня 2016 | 15:04

Возвращение к неудобному статус-кво в Нагорном Карабахе

Российские чиновники призывали всех не ожидать каких-то прорывов. По их словам, Москва просто хочет «застраховаться» от возобновления боевых действий и повторения апрельской ситуации. Москва оказалась под прессингом с обеих сторон: азербайджанцы обвиняли Россию в потакании статус-кво, а армяне критиковали за то, что РФ публично не отреагировала должным образом на азербайджанскую провокацию. И Кремль был заинтересован в том, чтобы этих провокаций больше не было.

11 декабря 2014 | 17:59

Правительственный кризис в Сомали разрешился

Глубокие причины политического кризиса сводятся к тому, что некоторые кланы перестало устраивать существующее распределение должностей. Кроме того, в саму систему временных органов власти Сомали заложен механизм противопоставления главы государства и главы правительства.

25 ноября 2014 | 07:13

Причины и перспективы эскалации конфликта вокруг Нагорного Карабаха

Армения и Азербайджан продолжают идти на обострение ситуации вокруг сбитого азербайджанскими войсками армянского вертолета. Аналитики опасаются, что в какой-то момент конфликт может выйти из-под контроля.

21 марта 2014 | 09:00

Турция и энергоресурсы иракских курдов

Турция не обладает значительными энергоресурсами, и потому их импорт из-за рубежа жизненно важен. Правительство премьер-министра Эрдогана стремится к заключению контрактов с зарубежными поставщиками с целью превращения Турции в главную страну-транзитера между Европой и Азией.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
18 апреля 2015 | 04:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова