Ольга Ребро
Единственное, чего Запад добился, проводя санкционную политику, стало приближение экономических проблем в России, на которые ранее правительство предпочитало закрывать глаза. Не исключено, что сложившаяся ситуация при правильной политике властей может стать стимулом для укрепления экономики страны.
ПРЕМИУМ
17 января 2015 | 21:05

Украинский кризис и параметры политики Запада

2 У вас осталось просмотра
Увеличить количество просмотров

Интернационализированный внутриукраинский конфликт стал не только вызовом для европейской безопасности, но и проверкой на прочность политики государств Запада в отношении России и постсоветского пространства в целом. Европейские государства и США использовали кризис на Украине как повод для оказания давления на Москву, однако ожидаемых результатов эта тактика не принесла, что в очередной раз продемонстрировало непонимание Западом сути происходящих в регионе процессов.

Катализатором вовлечения во внутриукранский конфликт международных субъектов стало крушение малазийского Боинга 17 июля. Несмотря на то, что до сих пор достоверно не установлены виновные, страны Запада закрыли глаза на множество доказательств невиновности России и поспешили обвинить в произошедшем Кремль.

Показательна в этом отношении была позиция США:

"Госдепартамент фактически прикрывает неосторожное высказывание своего шефа, которое дало импульс поспешному суждению о причастности ополчения и косвенно – России – к катастрофе Боинга. Однако памятуя об иракской ошибке, разведсообщество оказалось более осторожным и выступило с расплывчатыми оценками, а также не раскрыло имен своих докладчиков".

До сих пор без ответа остаются «10 вопросов Антонова», не уделено должного внимания заявлению руководителя миссии ОБСЕ на месте катастрофы Майкла Бокиркива, а официальный доклад имел крайне расплывчатые формулировки.

Как показывает история, расследование катастроф, имеющих политический контекст, ведется крайне долго в условиях строжайшей секретности.

"Расследование уголовного дела о катастрофе «Боинга» ведется под контролем Евроюста с участием Интерпола. К материалам допущены представители 12 стран, пассажиры которых стали жертвами катастрофы, а также власти Украины. На минувшей неделе стало известно, что участники расследования подписали соглашение, по которому разглашать информацию о ходе следствия будут только с согласия всех заинтересованных сторон.  Голландская пресса со ссылкой на своих авиационных экспертов пишет, что виновники катастрофы могут быть объявлены властями лишь через несколько лет, как это было в случае со взорванным над Локерби американским «Боингом» в 1988 году, причины падения которого стали известны только через три года".

Учитывая ту легкость, с которой западные лидеры пошли на эскалацию давления на Москву, трудно представить себе, что они не осознавали возможных последствий. Опрометчивость решений может быть связана с игнорированием на Западе (главным образом в США) всей глубины украинского кризиса.

"Главный недостаток анализа политики России в США – замещение причины следствием. Американские эксперты не осознают долю вины Вашингтона за развязывание текущего кризиса – поддержки переворота в Киеве и карательной операции на Востоке Украины. Они также игнорируют предысторию столкновения с Россией вокруг Украины. Лишь отдельные аналитики – такие как профессор Колумбийского университета Роберт Легвольд или профессор Университета Нью-Йорка Стивен Коэн – высказывают мысль о том, что США должны перестать совершать поступки, которые приводят к потерям для России с видом, что это не направлено против нее".

Фактически же санкции сыграли на руку Владимиру Путину, который, как отмечал Том Грэм, «стремится ... к объединению других обществ, также не принимающих западного понимания некоторых ценностей, для формирования международной системы, которая будет отражать существующие различия в рамках единой системы ценностей».

Похожий эффект санкционного давления уже наблюдался в Белоруссии, которая во многом из-за политики Запада пошла на сближение с Россией.

"Санкции не являются эффективным инструментом давления на президента и режим в Беларуси. Жёсткие санкции всегда толкали Беларусь на восток – сближение двух членов Союзного государства вряд ли входило в планы ЕС и США". 

Неожиданный результат санкций для внутриполитической жизни России, где рейтинги одобрения президента весь год держались на рекордно высоком уровне, признал Джордж Фридман:

"Для меня главным уроком, который я, вероятно, извлек в ходе своего пребывания в России (вероятно – ключевое слово), заключается в том, что россияне реагируют на экономическое давление иначе, чем люди на Западе, и известный слоган известной президентской кампании «Все дело в экономике» ("It's economy, stupid") - не применим для России".

Единственное, чего Запад добился, проводя санкционную политику, стало приближение экономических проблем в России, на которые ранее правительство предпочитало закрывать глаза. Не исключено, что сложившаяся ситуация при правильной политике властей может стать стимулом для укрепления экономики страны.

Другим аспектом ответа Запада на украинские события стало укрепление присутствия НАТО в Восточной Европе. Тем не менее, данный шаг, хоть и предназначен для сдерживания Москвы и «призван восстановить доверие к коллективной обороне Альянса в рамках с пятой статьи Договора», является, скорее, показателем «привыкания к жизни в более недружественном окружении своих заметно окрепших оппонентов на Востоке и Юге», нежели проявлением вновь обретенной цели существования организации.

"Конфликты на Украине, в Сирии и Ираке не только не изменили стратегическую линию развития НАТО, но стали индикаторами устойчивости курса на «возвращение альянса в Европу», наметившегося еще четыре года назад".

Вовлечение Запада в украинский конфликт не только не способствовало его урегулированию и обострило отношения с Россией, но и выявило явные просчеты в анализе политических процессов на постсоветском пространстве и неспособность адекватного реагирования на происходящие события. Безрезультативность курса политического и санкционного давления на Москву, а также укрепление тенденции на возвращение НАТО в Европу, являются свидетельством того, что европейские государства не имеют в своем арсенале эффективных мер по противодействию вызовам безопасности.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

29 января 2015 | 10:23

Кандидаты республиканцев на президентских выборах 2016: Марко Рубио

Марко Рубио долгое время поддерживал тесные контакты с чайной партией, с лидерами которой у Бейнера открытый конфликт. Когда сенатор Боб Коркер привлек его в комитет по международным делам, Рубио постепенно начал сжигать мосты с чайной партией и придерживаться общей линии Республиканцев. Его активность, молодость и политическая хватка все же заставили Бейнера сказать, что «Рубио – выдающийся политик, стремящийся изменить Америку к лучшему».

11 августа 2017 | 12:28

Дайджест внешней политики США (4 - 10 августа)

Оценки американских военных ведомств привели к резкому ужесточению риторики Вашингтона и Пхеньяна, пригрозивших на этой неделе началом военной действий. Министерские встречи по линии АСЕАН, состоявшиеся на этой неделе на Филиппинах, продемонстрировали несогласие стран региона с алармизмом США в вопросе Северной Кореи. Несмотря на то что и президент, и сенаторы находятся в отпусках, напряженность в отношениях между Дональдом Трампом и республиканскими сенаторами, продолжила набирать обороты.

11 марта 2015 | 21:00

Почему Москва заговорила о признании ДНР и ЛНР

6 марта стал днем дипломатической активности вокруг Украины. Эта тема обсуждалась в Берлине на заседании представителей МИД стран-членов «нормандской четверки».В столице Германии за закрытыми дверями стороны обсуждали ход реализации минских соглашений. Судя по тому, что встреча длилась несколько часов, обсуждение шло крайне непросто.

2 сентября 2015 | 16:00

Ближневосточное досье: проблемы сирийского урегулирования в августе 2015

Россия прикладывает огромные усилия для урегулирования кризиса в Сирии, опираясь на два главных принципа: решение конфликта должно быть реализовано мирным путем и определение будущего страны это дело исключительно сирийского народа. С этим принципиально не согласны другие международные и региональные игроки, вовлеченные в сирийский конфликт. В первую очередь, это касается монархий Залива (Саудовской Аравии и Катара), Турции и США. Несмотря на то, что все они формально согласны с необходимостью мирного урегулирования, сохранение у власти Асада для них категорически неприемлемо.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.