Ростислав Ленчук
Ключом к пониманию политики Дели является провозглашенный во внешней политике страны курс на поддержание «стратегической автономности». Ключевой задачей Индии стало создание условий, в которых ни одно государство не сможет оказывать на нее нежелательное влияние или вынуждать ее действовать вопреки собственным интересам.
ПРЕМИУМ
12 мая 2014 | 21:39

Украинский кризис и логика внешней политики Индии

Долгое время Индия не высказывала своей позиции относительно украинского кризиса, но с интересом наблюдала за развитием событий. Поддержка России со стороны Индии пришла неожиданно. Нью-Дели устами советника по национальной безопасности Шив Шанкара Менона заявил, что у России есть легитимные интересы в Крыму. Вскоре Индия совместно с другими странами БРИКС выступила против инициативы Австралии по введению запрета на участие России в форуме «группы двадцати», который она принимает у себя в этом году, и осудила введение санкций в отношении России. 

Индия также не поддержала резолюцию Генеральной ассамблеи ООН по Украине и воздержалась при голосовании наряду с другими странами БРИКС. Позиция Индии не обусловлена союзнической преданностью Индии к России - индийцы всегда были прагматиками. Более того, позиция Дели уже испортила и без того сложные и важные для Индии отношения с США, а также вновь обострила проблему Кашмира. Издержки решения Дели деликатно поддержать Россию, кажется, превышают выгоды. Однако это решение было принято в рамках долгосрочной внешнеполитической стратегии Индии и «в долгую» Дели выигрывает.

Индию беспокоит стремительное усиление военных и экономических возможностей соседней КНР, с которой у Дели напряженные отношения с 1962 года, когда две страны воевали друг с другом из-за спорных территорий. До сих пор поражение Индии от Китая в той войне воспринимается как национальный позор. Сегодня, несмотря на высокий уровень связей между Индией и КНР и развитую взаимную торговлю (65,4 млрд. долл. в год), Китай в Индии называют «главным геополитическим противником».

Китай также связан непростыми отношениями с США. Две страны соперничают в экономической и военной сферах на Тихом океане. Одним из явных проявлений противоречий между США с КНР стали взаимные кибератаки, военные демонстрации и форсирование строительства военного флота Китая. Это обусловило заинтересованность США в тесных контактах с Индией. 

С начала 2000-х годов индийское досье перестало быть на периферии американских интересов и отношения двух стран начали развиваться. В 2008 году стороны заключили «ядерную сделку», в соответствии с которой Индия и США договорились сотрудничать в сфере ядерной энергетики. Соглашение было заключено, несмотря на то, что Индия в нарушение договора о нераспространении стала обладателем ядерного оружия. Однако американо-индийское сближение было кратковременным. Между странами не просматривается перспектива заключения военного союза, а расходящиеся интересы множатся. 

Ключом к пониманию политики Дели является провозглашенный во внешней политике страны курс на поддержание «стратегической автономности». Ключевой задачей Индии стало создание условий, в которых ни одно государство не сможет оказывать на нее нежелательное влияние или вынуждать ее действовать вопреки собственным интересам. Дели стремится выйти за пределы Южной Азии, используя систему коалиций и договоренностей с другими державами. Индия ищет союзников, которые смотрят на международные отношения и свое место в них сходным образом.

Выбор курса на автономию был обусловлен тем, что Индия так и не смогла получить гарантий безопасности от США на случай конфликта с КНР, с которой – и это понимают в Дели - тесно связан Вашингтон. Индия не готова бросить прямой вызов Китаю и не хочет его преждевременно провоцировать. Тем временем Индия стремится укрепить отношения с другими центрами силы в Евразии - Японией, Ираном и Россией. По плану Дели это усилит дипломатический и экономический вес Индии в треугольнике с КНР и США.

Позиция Индии по Украине не случайна. В действиях России Индия видит пример той же стратегической независимости, к которой сама стремится в отношениях с соседями. Однако в 2014 году Индию ждет смена правительства – ожидается приход к власти оппозиционной и националистической Индийской народной партии. Смена кабинета министров станет тестом для курса Дели на «стратегическую автономию».

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

11 сентября 2014 | 01:45

Почему решение кризисов на Ближнем Востоке – обязанность США?

Сирийская оппозиция и ее региональные патроны в лице, прежде всего, Саудовской Аравии и Катара, объективно слабые с военной точки зрения, настаивают на большем вовлечении США, в частности – в сирийском конфликте. Это противоречит намерениям Белого дома сокращать свое непосредственное участие в делах региона, сохраняя свое присутствие в нем за счет переложения ответственности на своих союзников. Однако эти союзники (речь, в первую очередь, идет о Саудовской Аравии и Катаре), которые, что принципиально, претендуют на роль лидеров на Ближнем Востоке, к такой ответственности, очевидно, не готовы и по-прежнему предпочитают решать возникающие конфликты руками США.

10 июня 2015 | 01:00

Продлить нельзя ужесточить: Украинские итоги саммита G7 в Германии

Очевидно, санкции продлят до конца 2015 года, а затем, возможно, и дальше, поскольку этот вопрос упирается в довольно специфическое понимание некоторыми лидерами Европейского союза «полного выполнения Минских соглашений». В Европе не хотят слышать о том, что это зависит не только от России, но и от других сил, так или иначе вовлеченных в реализацию мирного плана. Как минимум одна из этих сил — Украина — взяла четкий и однозначный курс на полный срыв дорожной карты.

4 сентября 2014 | 17:00

Проф. Андрей Цыганков о необходимости превентивной дипломатии в Евразии

Успехи российской политики будут связаны с гибким отстаиванием национальных интересов, а не фронтальным столкновением с агрессивными и сильными державами, главной из которых являются сегодня Соединенные Штаты.

21 июля 2016 | 21:18

Мотивы конституционной реформы в Азербайджане

В условиях отсутствия известных светских лидеров недовольство властями могут легко монополизировать радикальные группы, включая и джихадистов. До определенной степени Азербайджан спасает отсутствие консолидации и идеологические разногласия между ними. Впрочем, для дестабилизации может хватить и относительно немногочисленных и разрозненных выступлений.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
2 апреля 2014 | 01:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
26 декабря 2014 | 09:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова