Владимир Аватков
Отношения России и Турции после распада СССР успешно развивались в экономической сфере. Однако по вопросам безопасности между Москвой и Анкарой были часты разлады. Ситуация вокруг крымских татар может стать одним из них.
ПРЕМИУМ
24 апреля 2014 | 18:10

Украинский кризис и интересы Турции в Крыму

Доктрина Анкары «ноль проблем с соседями», целью которой было установление дружеских отношений с близлежащими странами, приобрела новые черты. В отношениях с каждым из соседей Турция стремится использовать тюркский фактор и заручиться симпатиями проживающих на сопредельных территориях тюрок. Удобный и покладистый сосед - Украина - не препятствовала Анкаре устанавливать доверительные отношения с крымскими татарами. Между странами установилось согласие относительно преимущественной роли Турции в поддержке Крыма. Киев не усматривал в этом угрозы для себя. 

Отношения России и Турции после распада СССР успешно развивались в экономической сфере. Однако по вопросам безопасности между Москвой и Анкарой были часты разлады. Ситуация вокруг крымских татар может стать одним из них.

Турция устами высокопоставленных чиновников реагировала на события на Украине нейтрально. Во многом Анкара разделяла позицию России, поскольку опасалась ущерба своему бизнесу на Украине в результате нестабильности и роста экстремизма. Товарооборот между Турцией и Украиной составляет более 7 млрд. долларов США и Анкара стремилась увеличить его до 20 млрд. к 2015 году. Для Украины Турция являлась вторым торговым партнером после России. Турция активно инвестировала в украинскую промышленность и недвижимость, поставляла продукты питания, товары народного потребления, полимерные материалы и пластмассы, закупала черные металлы и удобрения. Турецкие экономические интересы на Украине велики, поэтому значительны и связанные с ними риски.

Турецкая позиция по Украине претерпела серьезные изменения с вхождением Крыма в состав России. Для Турции эта новость стала неприятной неожиданностью. На протяжении 20 лет Анкара шла по пути включения Крыма в сферу своего влияния: инвестировала средства в поддержку общественных организаций, оказывала содействие переселению крымских татар в Турцию, помогала при переезде и расселении. Турецкие фонды и религиозные организации чувствовали себя вольготно на Украине, формируя лояльные сообщества.

Турция стремилась воспрепятствовать проведению референдума в Крыму. На протяжении почти недели с новыми властями в Киеве вел переговоры министр иностранных дел Турецкой Республики Ахмет Давутоглу, приехавший во главе внушительной делегации. Известно, что министр встречался и с представителями крымских татар. Распространяется информация о том, что Турция оказывала финансовую и техническую помощь противникам референдума. В день проведения последнего на сайте МИД Турции было опубликовано жесткое заявление с осуждением якобы «нелегитимного и противоречащего праву» шага.

Необходимо отметить, что в Крыму действует две основные организации татар, которые противостоят друг другу. Это Меджлис крымскотатарского народа и Милли Фырка. Меджлис явился основным источником антироссийских настроений в Крыму, а его экс-руководитель Мустафа Джемилев - прозванный «сыном Крыма» - активно сотрудничает с Турцией. 15 апреля он получил в Анкаре правительственную награду - орден Турецкой республики. 

В Турции действует целый ряд организаций, оказывающих помощь крымским татарам: Крымская Международная Бизнес Ассоциация, Фонд взаимопомощи и культуры крымских татар, Крымский фонд «Устремление», Организация культуры и консультаций крымских татар. Влияние Турции в Крыму осуществляется также через Фонд исследований тюркского мира, Союз культуры и взаимопомощи крымских тюрков, а также Главное агентство по международному сотрудничеству.

Российско-турецкое взаимодействие осложнено украинским кризисом и событиями в Крыму. Факт пропуска турками через Черноморские проливы кораблей ВМС США (некоторых - в нарушение международной конвенции о проливах) демонстрирует неудовлетворение Анкары развитием событий. В то же время, турецкое руководство обладает здравым экономическим мышлением, которое с течением времени поможет России и Турции возобновить глубокое сотрудничество, какая бы власть ни установилась в Крыму и на Украине.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

29 мая 2015 | 22:32

Дайджест внешней политики США за неделю (22-28 мая)

Основными событиями, которые привлекли наше внимание на прошедшей неделе в сфере внешнеполитической деятельности США, стали обсуждение американскими законодателями вопроса о возможности продления Патриотического акта 2001 года, наделяющего Национальное агентство безопасности обширными полномочиями в области сбора и хранения личной информации о гражданах, а также поражение иракской армии в борьбе с Исламским госудпрством, вызвавшее волну взаимных обвинений между Багдадом и Вашингтоном. Значимым можно также считать выступление Джо Байдена в Брукингском институте, в ходе которого в адрес Москвы прозвучали нетипичные до сегодняшнего момента оценки.

23 марта 2018 | 21:57

Дайджест внешней политики США (16-22 марта)

Визит наследного принца Саудовской Аравии Мохаммеда бин Салмана в Вашингтон продемонстрировал последовательность курса администрации Трампа на укрепление двусторонних отношений. В четверг администрация Трампа официально запустила процесс введения тарифов на китайские товары. На прошедшей неделе роль главного врага демократии временно заняла британская фирма «Кембридж Аналитика».

20 марта 2014 | 17:20

Консервативный поворот в России и его причины

Ключевым пунктом новой платформы является представление о России как о государстве-цивилизации. Как многонациональная страна Россия не может делать ставку на этническую или религиозную идентичность большинства, которое составляют православные русские.

2 декабря 2015 | 20:00

Проблема признания отделившихся регионов Грузии: Опасное слово "федерализм"

В результате вместо делегирования суверенитета появляется феномен де-факто государственности, с которым в «материнских государствах» толком не знают, что делать. Пойти на «развод» нельзя в силу внутриполитических ограничителей, но и вернуть невозможно в силу отсутствие интеграционного потенциала. Ведь в случае с Грузией и Абхазией пришлось бы говорить не столько о «восстановлении юрисдикции» Тбилиси, сколько об ее «установлении». Но для такого установления нет ни внешних ресурсов, ни рычагов влияния внутри абхазского общества, то есть цели для «примирения и гражданского равноправия».

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова