В украинском обществе велика поддержка идеи изменения избирательного законодательства. Таким путем предполагается исправить недостатки парламентско-президентской республики. Суть предполагаемых изменений – отмена голосования по одномандатным округам и устранение кулуарного формирования партийных списков кандидатов. Однако, ключевые игроки украинской политики заинтересованы не в изменении правил игры, а лишь в их небольшой корректировке. Поэтому 12 августа 2014 года Верховная Рада отклонила 8 законопроектов, предусматривавших изменение избирательной системы.
Украинские олигархи обеспечивают свое представительство в органах власти, в том числе в парламенте, для того, чтобы решать собственные задачи. Речь идет о скрытых и явных налоговых послаблениях, списании задолженностей перед государством, обходе тендерных процедур, выборе приоритетов в государственных закупках, порядке приватизации крупных промышленных предприятий, своевременном возврате НДС. Пролоббированные олигархами решения парламента обеспечивают им дополнительную прибыль.
Олигарх и губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский в последние месяцы превратился в публичную фигуру и планирует использовать возникший политический капитал для усиления своего влияния в Верховной Раде. Ранее в украинском парламенте его интересы представляли фракция «Свободы», отдельные представители регионалов и «Батькивщины». Однако, для этих политических объединений в силу идеологических и электоральных ограничений оказалось невозможно перейти от негласной защите интересов Коломойского к его публичной поддержке. Попытки олигарха договориться о включении своих креатур в список кандидатов в депутаты от «Радикальной партии» Олега Ляшко не увенчались успехом.
В активе Коломойского мало рейтинговые партии «Сильная Украина» (электоральная поддержка балансирует на грани «проходного» барьера в парламент), «Украина будущего» и «Правый сектор».
В итоге, Коломойский стоит перед несколькими альтернативами: негласная поддержка «Батькивщины», блокирование с гипотетическим «списком Порошенко» или ставка на намечающийся самостоятельный проект Арсения Яценюка и Александра Турчинова.
Ничто из вышеперечисленного не соответствует амбициям Игоря Коломойского. Тем не менее, олигарх сейчас контролирует две области (Одесскую, Днепропетровскую), от которых по одномандатным округам избираются 28 депутатов. Это может позволить ему изменить расклад сил в парламенте.
Соперник Коломойского в нефтегазовом секторе – Игорь Еремеев – стремится минимизировать свои издержки на политические проекты. В парламенте 6 созыва (2007-2012) его интересы представляла фракция «Блока Литвина». Затем Еремеев сделал ставку на депутатов-одномандатников: возглавляемая им группа внефракционнных парламентариев разрослась до 35 человек. С учетом того, что в будущем созыве Верховной Рады не будет преобладающей по численности фракции, интересам олигарха отвечает формирование небольшого депутатского объединения. Такая группа народных избранников будет обменивать поддержку ключевых законопроектов грядущей правительственной коалиции на гарантии по важным для Еремеева вопросам.
Крупный бизнесмен Дмитрий Фирташ в последние месяцы утратил влияние на партию «Сильная Украина» Сергей Тигипко, однако ему посчастливилось заключить тактический союз с «Радикальной партией» Олега Ляшко, которая считается одним из фаворитов грядущей парламентской гонки. Кроме того, Фирташ спонсирует партию «Удар», а также «Партию развития» – политический бренд, нацеленный на избирателей юго-востока страны. Фирташ меньше других украинских олигархов заинтересован в сохранении выборов по одномандатным округам. Все же, и для Фирташа парламентарии-одномандатники представляют собой ресурс для укрепления поощряемых им политических проектов.
Агропромышленный олигарх, президент Украины Петр Порошенко обладает в действующем парламенте скромными рычагами влияния. Под его непосредственным контролем находится группа из 16 депутатов.
Политическое партнерство Порошенко с партией «Удар» непрочно, поэтому президент стремится провести в парламент собственную партию «Солидарность». Хотя украинский лидер обещал избирательную систему с «открытыми» списками в своей предвыборной программе, в нынешних условиях такая система дает неоправданные преимущества «Радикальной партии» – проекту конкурентов президента. Поэтому сейчас Порошенко добивается более скромных перемен в избирательном праве – возвращения нормы об партийных блоках. Эта норма позволит превратить «Солидарность» в зонтичную структуру для идеологически близких партий, включить в пропрезидентскую фракцию откровенных «попутчиков». Речь идет о группе высокопоставленных функционеров «Батькивщины» (Арсений Яценюк, Александр Турчинов, Николай Мартыненко), которые не согласны с линией поведения Юлии Тимошенко. Однако, против такого сценария выступает «Удар», поскольку такой избирательный блок почти неизбежно нарушит майские договоренности Петра Порошенко и Виталия Кличко.
Рейтинг «Партии регинов», представляющей интересы Рината Ахметова, Александра Ярославского и Вадима Новинского, ниже проходного барьера в парламент.
Поэтому в его интересах сохранить смешанную избирательную системы или перенести выборы на наиболее позднюю дату. Но отложить избирательную кампанию скорее всего не удастся: консенсус общества, власти и олигархов по этому вопросу почти достигнут. Более того, при враждебных отношениях с президентом Порошенко и продолжающейся военной операции на Донбассе олигарх может рассчитывать лишь на часть мандатов четырех восточных областей (Донецкая, Луганская, Харьковская, Николаевская). От этих регионов избираются 52 депутата, так что группа Ахметова в будущем созыве Верховной Рады заметно сократится.
В итоге, в интересах большинства олигархов – не пропорциональная система выборов по «открытым» спискам, а косметическая корректировка действующего избирательного законодательства.
Все олигархи, кроме Порошенко, заинтересованы в снижении проходного барьера, чтобы повысить шансы своих малорейтинговых проектов на формирование парламентских фракций. Кроме того, многим олигархам (кроме Еремеева и Фирташа) симпатична идея восстановления избирательных блоков. Блоки позволят реанимировать неудачные политические проекты, а «именные» блоки – конвертировать личные рейтинги в коллективные. В итоге, чем больше фракций будет в Верховной Раде – тем больше будет цена поддержки олигархами важных для власти законопроектов.
Революционные события 2014 года, происходящие на постсоветском пространстве и на Ближнем Востоке, оказали значительное влияние на ситуацию в странах этих двух регионов. Тем не менее, новые факторы политических процессов на соответствующих пространствах лишь скорректировали давно намечавшиеся тенденции, не внеся кардинальных изменений с общую логику развития.
27 сентября в университете Хофстера состоялись первые теледебаты между кандидатами на пост президента США Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом. Несмотря на прогнозы, Трамп не смог в полной мере реализовать свой актёрский и ораторский потенциал, позволив оппоненту отразить свои словесные атаки и нанести кандидату от республиканцев ряд чувствительных контратак. Клинтон смогла выдержать натиск миллиардера, но для перелома в симпатиях избирателей этого недостаточно.
Коллегия Счетной палаты впервые с начала финансирования Россией программы восстановления социально-экономической инфраструктуры Южной Осетии констатировала отсутствие фактов нецелевого расходования средств в 2013 году.
Идея формирования «власти национального согласия» вписывается Саргсяном в контекст конституционной реформы, практическая реализация которой стартовала в 2015 году. Между тем, сами изменения Основного закона являются в сегодняшних условиях одной из причин роста протестных настроений. Помимо конституционных поправок армянские избиратели недовольны многим. Но реформы Конституции видятся многим в качестве инструмента для пролонгации пребывания во власти Сержа Саргсяна и его команды.