Татьяна Тюкаева
Ближайшие задачи правительства в Киеве - обеспечить платежный баланс государства до начала 2015 года, когда ожидается поступление финансовой помощи от ЕС и США. Однако комплексное решение экономических проблем будет требовать возобновление торгового сотрудничества и индустриальной кооперации с Россией. 
ПРЕМИУМ
23 марта 2014 | 13:58

Украинская экономика под давлением политической нестабильности

Экономика Украины находится в рецессии с середины 2012 года. Непоследовательная политика правительства В. Януковича привела к оттоку капитал и формированию внутренних и внешних дисбалансов. Наряду с неблагоприятной мировой конъюнктурой цен на экспортные товары это поставило Украину на грань дефолта. Остро нуждаясь в финансовых средствах, Киев принял решение отложить подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, переговоры по которому велись четыре года. Неизбежным следствием заключения этого соглашения стал бы фактический выход Украины из зоны свободной торговли с Россией и сокращение налоговых поступлений от двусторонней торговли (около половины товарооборота Украины приходится на Россию).

Дефицит платёжного баланса Украины к концу 2013 года превысил 8%. Валютные резервы равнялись 20 млрд долл., которых могло хватить на 2,5 месяца. Это меньше, чем у Египта и ниже критического уровня по методике МВФ, составляющего 3 месяца. У страны 10 млрд. долл. внешнего долга со сроком погашения в 2014 году. Аналитики Morgan Stanley указывают, что Украине нужно 18 млрд. долл. до марта 2015 года, чтобы закрыть свои обязательства, и ещё 14 млрд. долл., чтобы удерживать объём резервов для оплаты импорта за два месяца.

Скупка Россией украинских еврооблигаций и предоставление краткосрочной скидки на газ дали отсрочку украинскому правительству, но не решили долгосрочных проблем ликвидности. Экономике Украины требуются структурные реформы, которые болезненно ударят по карманам граждан и неминуемо приведут к поражению на выборах любой команды, которая решится их реализовать. 

Ситуацию усугубляет политическая нестабильность вызванная силовым противостоянием де-факто правительства и оппозиционных сил на Востоке и Юге страны. Если сторонам не удастся договориться в ближайшее время и правительство не будет в состоянии навести порядок на улицах городов, провести детенизацию экономики и при этом убедить партнеров и доноров в том, что оно способно работать над решением накопившихся проблем, то рецессия усугубится, а риск суверенного кризиса ликвидности возрастёт.

Украинский “разлом”: цивилизационный и экономический
Украина продолжает оставаться хрупким молодым государством, разделенным на Запад и Восток по этническому, языковому, религиозному и экономическому признакам. Основные производственные мощности страны находятся на востоке и были созданы в советское время как элемент промышленной системы СССР.

Украинские предприятия в области станкостроения и приборостроения по-прежнему участвуют в общих производственных цепочках с предприятиями из России и Беларуси. Их рентабельность в высокой степени определяется стоимостью энергоресурсов, которые Киев импортирует из России. Рынки сбыта продукции Востока Украины находятся на постсоветском пространстве.  Это побуждает любое правительство в Киеве искать консенсуса с Москвой по вопросам единого таможенного пространства и стоимости энергоносителей. 

Западные регионы Украины исторически тяготели к соседним Польше и Австро-Венгерской Империи. Помимо Львовской области эти аграрные регионы дотируются из государственного бюджета. Свои чаяния жители Запада Украины связывают со сближением с ЕС. Политика балансирования между ЕС и Россией, которую вынуждено вести правительство в Киеве, воспринимается на западе страны как антинародная.  

В этой сложной ситуации от руководства Украины требуется высокий навык государственного управления и видение перспектив развития страны. Интеграция страны в ЕС неизбежно приведет к деиндустриализации Востока Украины. Вступление в Таможенный союз выльется в народные выступления на Западе страны. 

Политические альтернативы В. Януковича и А. Яценюка
Экономический курс правительства Януковича был неудачным для Украины. Киев медлил с развитием промышленного потенциала страны, возможным только в тесном сотрудничестве с Россией и Беларусью. Главной задачей правительство видело пересмотр газовых соглашений с Москвой, заключенных правительством Ю. Тимошенко.

Разочарованный неуспехом своих попыток, Киев выдвинул курс на ускорение европейской интеграции. Расчет состоял в получении финансовой компенсации и торговых привилегий со стороны ЕС в обмен на готовность выйти из зоны свободной торговли с Россией. Денежный эквивалент компенсаций должен был составить не меньше нескольких десятков миллиардов долларов единовременной помощи.

Нереалистичность этой схемы стала очевидна для правительства Януковича только накануне саммита “Восточного партнерства” в Вильнюсе в ноябре 2013 года. Опасаясь неминуемого дефолта, Киев был вынужден отложить подписание соглашения об Ассоциации с ЕС и просить о финансовой помощи Россию, которая одна могла предоставить ее без дополнительных условий. Дестабилизация экономики и политической ситуации на Украине - предсказуемый результат непоследовательной политики В. Януковича. 

Радикальные требования украинской оппозиции еще больше повредили политической стабильности и улучшению экономического положения в стране. В программе правительства А. Яценюка нет готовых решений существующих проблем. До новых президентских выборов де-факто власти в Киеве не смогут легитимировать свой режим, а насильственное подавление недовольства населения только усугубит раскол страны на Запад и Восток.

Краткосрочные цели украинской экономики - в необходимости обеспечить платежный баланс государства до начала 2015 года, когда ожидается поступление внешней финансовой помощи. Правительство Яценюка будет использовать любые возможности, чтобы получить финансирование со стороны ЕС и США. Заметные надежды Киев также возлагает на содействие со стороны Китая, который усиливает присутствие на Украине. Украине нужны деньги, и у Китая, у которого нет политических требований к ней, они есть. Однако комплексное решение экономических проблем будет требовать от Киева возобновление торгового сотрудничества и индустриальной кооперации с Россией. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

17 мая 2016 | 21:00

Значимость дагестанского фактора в российско-азербайджанских отношениях

Сегодня у дагестанского и азербайджанского руководства, как и в целом у российской элиты есть общие проблемы, которые требуют активного участия. Все они требуют эффективной кооперации. Думается, что успешное взаимодействие по этим вопросам объективно помогает в решении и спорных проблем, поскольку приучает решать проблемы в прагматичном русле, без ненужной аффектации. Похоже, что реальной альтернативы такому прагматичному подходу на российско-азербайджанском пограничье не существует.

11 апреля 2015 | 10:00

Глубокая разморозка: Порошенко открывает «западный фронт»

Киевские власти приняли решение закрыть на приднестровско-украинской границе все пропускные пункты, через которые провозились в обе стороны промышленные товары, тем самым усилив режим экономической блокады непризнанной республики Приднестровье. Президент Украины Петр Порошенко стремится обрушить приднестровскую экономику, рассчитывая перевести замороженный региональный конфликт в горячую фазу и втянуть в него Россию с Евросоюзом.

8 сентября 2014 | 09:00

Генри Киссинджер: «ИГИЛ представляют меньшую угрозу, чем Иран»

Характерно, что борьба с ИГ для Запада, способного повлиять на ситуацию, - не является жизненным интересом, для отдельных региональных сил, кровно заинтересованных в победе над исламистами, – эта борьба осложнена внутренними проблемами (как в случае с Египтом) или военной слабостью (как для Саудовской Аравии), а реально способные противостоять этой угрозе Тегеран и Дамаск находятся под напором критики и обвинений в попытке извлечь политическую выгоду.

26 марта 2014 | 11:22

Энергетика Балтийских государств и влияние России

Энергетический рынок Прибалтийских стран - Латвии, Литвы и Эстонии - явно политизирован. В регионе дефицит энергоресурсов и генерирующих мощностей, но сотрудничество с Россией, несмотря на выгоду, воспринимается как зависимость. Стремление устранить “российскую угрозу” ставит вопрос о цене, которую страны Прибалтики готовы заплатить.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
2 апреля 2014 | 01:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова