Экономика Украины находится в рецессии с середины 2012 года. Непоследовательная политика правительства В. Януковича привела к оттоку капитал и формированию внутренних и внешних дисбалансов. Наряду с неблагоприятной мировой конъюнктурой цен на экспортные товары это поставило Украину на грань дефолта. Остро нуждаясь в финансовых средствах, Киев принял решение отложить подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, переговоры по которому велись четыре года. Неизбежным следствием заключения этого соглашения стал бы фактический выход Украины из зоны свободной торговли с Россией и сокращение налоговых поступлений от двусторонней торговли (около половины товарооборота Украины приходится на Россию).
Дефицит платёжного баланса Украины к концу 2013 года превысил 8%. Валютные резервы равнялись 20 млрд долл., которых могло хватить на 2,5 месяца. Это меньше, чем у Египта и ниже критического уровня по методике МВФ, составляющего 3 месяца. У страны 10 млрд. долл. внешнего долга со сроком погашения в 2014 году. Аналитики Morgan Stanley указывают, что Украине нужно 18 млрд. долл. до марта 2015 года, чтобы закрыть свои обязательства, и ещё 14 млрд. долл., чтобы удерживать объём резервов для оплаты импорта за два месяца.
Скупка Россией украинских еврооблигаций и предоставление краткосрочной скидки на газ дали отсрочку украинскому правительству, но не решили долгосрочных проблем ликвидности. Экономике Украины требуются структурные реформы, которые болезненно ударят по карманам граждан и неминуемо приведут к поражению на выборах любой команды, которая решится их реализовать.
Ситуацию усугубляет политическая нестабильность вызванная силовым противостоянием де-факто правительства и оппозиционных сил на Востоке и Юге страны. Если сторонам не удастся договориться в ближайшее время и правительство не будет в состоянии навести порядок на улицах городов, провести детенизацию экономики и при этом убедить партнеров и доноров в том, что оно способно работать над решением накопившихся проблем, то рецессия усугубится, а риск суверенного кризиса ликвидности возрастёт.
Украинский “разлом”: цивилизационный и экономический
Украина продолжает оставаться хрупким молодым государством, разделенным на Запад и Восток по этническому, языковому, религиозному и экономическому признакам. Основные производственные мощности страны находятся на востоке и были созданы в советское время как элемент промышленной системы СССР.
Украинские предприятия в области станкостроения и приборостроения по-прежнему участвуют в общих производственных цепочках с предприятиями из России и Беларуси. Их рентабельность в высокой степени определяется стоимостью энергоресурсов, которые Киев импортирует из России. Рынки сбыта продукции Востока Украины находятся на постсоветском пространстве. Это побуждает любое правительство в Киеве искать консенсуса с Москвой по вопросам единого таможенного пространства и стоимости энергоносителей.
Западные регионы Украины исторически тяготели к соседним Польше и Австро-Венгерской Империи. Помимо Львовской области эти аграрные регионы дотируются из государственного бюджета. Свои чаяния жители Запада Украины связывают со сближением с ЕС. Политика балансирования между ЕС и Россией, которую вынуждено вести правительство в Киеве, воспринимается на западе страны как антинародная.
В этой сложной ситуации от руководства Украины требуется высокий навык государственного управления и видение перспектив развития страны. Интеграция страны в ЕС неизбежно приведет к деиндустриализации Востока Украины. Вступление в Таможенный союз выльется в народные выступления на Западе страны.
Политические альтернативы В. Януковича и А. Яценюка
Экономический курс правительства Януковича был неудачным для Украины. Киев медлил с развитием промышленного потенциала страны, возможным только в тесном сотрудничестве с Россией и Беларусью. Главной задачей правительство видело пересмотр газовых соглашений с Москвой, заключенных правительством Ю. Тимошенко.
Разочарованный неуспехом своих попыток, Киев выдвинул курс на ускорение европейской интеграции. Расчет состоял в получении финансовой компенсации и торговых привилегий со стороны ЕС в обмен на готовность выйти из зоны свободной торговли с Россией. Денежный эквивалент компенсаций должен был составить не меньше нескольких десятков миллиардов долларов единовременной помощи.
Нереалистичность этой схемы стала очевидна для правительства Януковича только накануне саммита “Восточного партнерства” в Вильнюсе в ноябре 2013 года. Опасаясь неминуемого дефолта, Киев был вынужден отложить подписание соглашения об Ассоциации с ЕС и просить о финансовой помощи Россию, которая одна могла предоставить ее без дополнительных условий. Дестабилизация экономики и политической ситуации на Украине - предсказуемый результат непоследовательной политики В. Януковича.
Радикальные требования украинской оппозиции еще больше повредили политической стабильности и улучшению экономического положения в стране. В программе правительства А. Яценюка нет готовых решений существующих проблем. До новых президентских выборов де-факто власти в Киеве не смогут легитимировать свой режим, а насильственное подавление недовольства населения только усугубит раскол страны на Запад и Восток.
Краткосрочные цели украинской экономики - в необходимости обеспечить платежный баланс государства до начала 2015 года, когда ожидается поступление внешней финансовой помощи. Правительство Яценюка будет использовать любые возможности, чтобы получить финансирование со стороны ЕС и США. Заметные надежды Киев также возлагает на содействие со стороны Китая, который усиливает присутствие на Украине. Украине нужны деньги, и у Китая, у которого нет политических требований к ней, они есть. Однако комплексное решение экономических проблем будет требовать от Киева возобновление торгового сотрудничества и индустриальной кооперации с Россией.
В эмоциональном ответе польской стороны достаточно сумбурно смешаны очень разные вопросы, на первый взгляд не имеющие между собой связи, — вопрос о страшной судьбе красноармейцев, погибших в польских концлагерях в начале 1920-х годов, и другой вопрос — о немецких лагерях смерти периода Второй мировой войны.
Ключевым пунктом новой платформы является представление о России как о государстве-цивилизации. Как многонациональная страна Россия не может делать ставку на этническую или религиозную идентичность большинства, которое составляют православные русские.
Всю неделю основное внимание в мире привлекали события так или иначе связанные с Ближним Востоком. События в Йемене и обсуждение Иранской ядерной программы отодвинули на второй план тему результатов муниципальных выборов во Франции, в которых одержали победу правые и начало обострения британо-аргентинских отношений из-за Мальвинских (Фолклендских) островов.
Американские эксперты задались вопросом о влиянии урагана "Харви" на международные цены на нефть. Введенные против Венесуэлы финансовые санкции оказались более мягкими, чем ожидалось на фоне эскалации риторики американского руководства. Первый за 15 лет рабочий визит финского президента в Вашингтон для встречи с американским коллегой заставил экспертов искать причины столь неожиданного всплеска интереса к такой «маленькой и безобидной стране».