Смерть Фиделя Кастро 25 ноября была воспринята как уход знаковой фигуры, имевшей определявшее значение для истории Кубы, Латинской Америки и, до известной степени, всего мира. Даже после распада мировой социалистической системы кубинское руководство сумело в целом сохранить свои принципиальные идеологические установки, не погружаясь в международную изоляцию по образцу КНДР. Статус «непотопляемого советского авианосца» у берегов США позволил Кубе занять особое место в системе международных отношений во время Холодной войны и, отчасти, после её окончания.
Несмотря на то, что Фидель Кастро формально отошел от управления страной еще в 2008 г., его уход из жизни вызвал новый виток рассуждений о будущем Кубы без команданте. Формально первые значимые изменения во внешней политике острова свободы стали происходить еще при жизни Кастро под руководством его младшего брата Рауля, которому были преданы все управленческие полномочия. В 2014 г. США и Куба объявили о возобновлении дипломатических отношений, а в 2016 г. состоялся двухдневный визит президента Барака Обамы в Гавану. По мнению аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна, происходящие изменения в американо-кубинских отношениях свидетельствуют о начале конца проекта, начало которому положил Фидель Кастро:
«Да, на первый взгляд, этот процесс идёт в интересах Кубы, ведь при сохранении социалистического уклада с неё постепенно снимается блокада, а сам Рауль пресекает любые попытки американских властей его унизить (вспомнить хотя бы, как он перехватил руку Обамы, опускающуюся на его революционное антиамериканское плечо). Однако внешний антураж не может компенсировать реальные последствия — Куба возвращается под крыло Соединённых Штатов. Дальнейшее открытие Острова свободы приведёт к усилению присутствия на нём американских компаний, следствием чего в конечном итоге станет постепенная ликвидация социалистического режима и независимости Кубы».
Смерть Фиделя Кастро подводит символическую черту под глубоким кризисом левой идеи в странах Латинской Америки. Куба смогла выдержать годы серьезных экономических трудностей после распада СССР, успев найти себе надежных партнеров, в первую очередь, в лице богатой нефтью Венесуэлой. Однако экономический кризис, с которым новый венесуэльский президент Николас Мадуро оказался не в состоянии справиться, фактически оставил остров один-на-один с могущественным североамериканским соседом. Геворг Мирзаян указывает, что уход Фиделя устранил последнюю опору латиноамериканской левой идеи:
«Собственно, латиноамериканский социализм смог так долго продержаться на трех ножках: абсолютной дискредитации правых режимов (которые вели драконовскую монетаристскую политику и строили скорее государство богатых для богатых), деньгах Уго Чавеса и революционной романтике Фиделя».
Теперь, когда эти основы более не существуют, латиноамериканский континент ожидает закат революции в самом широком смысле слова. Вероятно, одним из последних сюжетов этого процесса станет отставка венесуэльского лидера Николаса Мадуро, незадачливого наследника Уго Чавеса. Будущий президент США Дональд Трамп уже дал понять, что ожидает от обанкротившегося кубинского государства значительные уступки, заявив, что разорвет соглашение с Гаваной в случае её несговорчивости. Несмотря на то, что общественность уже успела привыкнуть к громким заявлениям миллиардера, очевидно, что проявлять показательную независимость Кубе теперь придется весьма непросто.
Режим антироссийских санкций становится долговременной константой международной жизни. Однако в экономических отношениях России со странами Запада постепенно складывается новая реальность. Несмотря на действие антироссийских санкций экономическое взаимодействие между сторонами расширяется, причём всё больше распространяясь на стратегические области.
22 апреля 2015 года Лукашенко посетил с рабочим визитом Грузию. Это была первая поездка белорусского руководителя в Тбилиси, хотя еще в бытность президентом Михаила Саакашвили такая возможность обсуждалась. В ходе своей тбилисской пресс-конференции он призывал Москву и Тбилиси «начать поиск путей для нормализации грузино-российских отношений и для того, чтобы как-то помягче выстраивать отношения между двумя странами».
Протестный избиратель Армении готов поддерживать не столько конструктивную программу, сколько кандидата-критика власти. Это придает всей конструкции армянской политической системы неустойчивый характер. Недовольство политикой властей может вынести на поверхность случайных персонажей, не обладающих достаточным уровнем компетенции и подготовки для управления страной. Этому сценарию способствует и пополнение рядов недовольной молодежью.
Основное внимание на прошедшей неделе было сосредоточено на речи Путина и Обамы на заседании ГА ООН и последовавших за этим переговоров двух лидеров. Ни в политических, ни в экспертных кругах США нет единого мнения о том, следует ли сотрудничать с Россией в борьбе с терроризмом. На фоне очередного продолжающегося кризиса по поводу принятия бюджета США спикер Палаты Представителей заявил о своей отставк, чем снял напряженность, но не способствовал решению существующей проблемы - мнения "чайной партии" по вопросу. Помимо этого, Палата представителей проголосовала за законопроект, ограничивающий снятие санкций с Ирана, параллельно демократами готовится альтернативный законопроект.