7-8 декабря 2015 года аналитическое агентство "Внешняя политика" провело на площадке Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова двухдневный консультационный семинар по теме "Внешняя политика России: стратегия, риски и принятие решений".
Авторами и ведущими семинара выступили:
Андрей Сушенцов - программный директоры Фонда клуба «Валдай», руководителя аналитического агентства «Внешняя политика»;
Сергей Маркедонов - доцент Российского государственного гуманитарного университета;
Андрей Безруков - советник президента НК «Роснефть», доцент МГИМО МИД России;
Михаил Мамонов - советник президента Российско-Китайского инвестиционного фонда.
Участниками семинара стали политологи-международники, GR-специалисты, аналитики по оценке политических рисков, корреспонденты международных СМИ, представители деловых кругов и бизнес-ассоциаций, иностранные эксперты и консультанты по России, преподаватели вузов.
В ходе работы курсов были раскрыты следующие темы:
- Как работает внешнеполитический процесс в России: люди, связи и институты;
- Формирование российских интересов: объективные обстоятельства и субъективные факторы;
- Реконструкция долгосрочных приоритетов России по доктринальным и финансовым документам;
- Упреждающая информация во внешней политике и способы ее получения;
- Поведение РФ в международных кризисах: рамки возможного и невозможного;
- Чтение внешнеполитических сигналов в публичных выступлениях;
- Борьба с неопределенностью: сценарное прогнозирование и оценка рисков;
- На месте Кремля: симуляция кризисного реагирования.
В ходе занятий слушатели разбирали кейсы российской политики в ходе международных кризисов и в реализации долгосрочных внешнеполитических программ. Участники курсов выполняли практические задания, направленные на применение полученных знаний и навыков в своей работе и профессиональной деятельности.
Видеоролик об учебном курсе:
Развитие конфликта на Украине угрожает эскалацией ситуации на приднестровско-украинской границе.
Попытка скрыть внутриукраинские противоречия под объединяющим лозунгом европейской интеграции может привести к трагической близорукости, присущей советской власти по итогам предыдущей войны.
В 1991 году граждане Союза ССР делали выбор не между демократией и коммунизмом, а между одряхлевшей и недееспособной советской державой и энергичным, набирающим обороты национализмом. Вместо общей борьбы за правовой порядок, частную собственность, законность и сменяемость власти был сделан выбор в пользу «коллективных прав» и «этнической собственности» на землю. В результате в значительной степени неизбежный распад СССР пошел не по правовому пути, а путем политической целесообразности, сопровождаемой радикализацией этничности, конфликтами, ксенофобией, взаимным отчуждением.
Таким образом, стратегический подход Москвы, лишенный эмоционального багажа и ставший способным относительно рационально оценивать, в каких случаях и по каким вопросам нужно сотрудничать с внешними силами, превратит Россию в страну, с которой проще уживаться. Если получится разрешить такие чувствительные вопросы, как расширение НАТО и установка систем ПРО, то мы сможем создать такой мир, в котором Россия, сохраняя свое явное отличие от Западных государств (и раздражая этим непривлекательным состоянием либералов), будет государством, с которым можно эффективно сотрудничать