Владимир Аватков
Наблюдая падение режимов в странах «арабской весны», турецкая правящая элита пришла к выводу о предрешенности судьбы режима Б. Асада в Сирии. Поэтому Анкара приняла решение пожертвовать сложившимися с Дамаском связями и сделать ставку на оппозиционные силы.
ПРЕМИУМ
29 марта 2014 | 13:16

Турецкие интересы в Сирии и стабильность режима Эрдогана

0 У вас осталось просмотров
Увеличить количество просмотров

Взаимодействие Турции и Сирии складывается сложно. Факторов столкновения интересов двух государств много – от курдского вопроса, взаимных территориальных претензий, до идеологических и политических противоречий. Премьер-министр Турции Рэджеп Тайип Эрдоган не раз заявлял, что президент Сирии Башар Асад должен уйти. Однако у самого Эрдогана возникают политические проблемы, тогда как ситуация в Сирии постепенно стабилизируется.

Турция стремится стать державой мирового уровня и эта цель определяет образ действия государства, в частности – в отношении событий «арабской весны» и конфликта в Сирии. Анкара исходит из необходимости укреплять свое влияние за рубежом. Внешняя политика Турции строится в рамках концепции «Ноль проблем с соседями», которая подразумевает совмещение двух тактик – диалоговой и жесткого давления. В этом контексте Турция была и остается заинтересованной в приходе в близлежащих государствах к власти умеренно исламистских режимов – лояльных или дружественных.

Региональная стратегия Турции
Наблюдая падение режимов в странах «арабской весны», турецкая правящая элита пришла к выводу о предрешенности судьбы режима Б. Асада в Сирии. Поэтому Анкара приняла решение пожертвовать сложившимися с Дамаском связями и сделать ставку на оппозиционные силы. Многие оппозиционеры косвенно связаны с основателями умеренно исламской правящей в Турции консервативной “Партии справедливости и развития”.

Принятое решение встраивается в линию турецкого руководства по расширению своей региональной роли и сохранению тесных связей с США. Помимо этого, потенциальный конфликт полезен для испытания новых вооружений Анкары, которые активно разрабатывались в последние годы: от автоматов и танков до ракет и самолетов. Однако принятое решение не опиралось на трезвый просчет. Анкара переоценила хрупкость режима Башара Асада, который удерживает власть в стране третий год в условиях гражданской войны. Явно не учитывались гуманитарные последствия конфликта, с которыми сталкивается Турция в виде потока сирийских беженцев. 

Называя происходящее в Сирийской республике «нашей внутренней проблемой», премьер-министр Р. Эрдоган не лукавит. Активизация политики Анкары в отношении Сирии связана с необходимостью укрепления единства вокруг умеренно исламских лидеров, которые помнят «Национальный обет» и борются за распространение демократии по-турецки.

«Национальный обет» турок был принят в 1919 г. на конгрессах в Сивасе и Эрзуруме, а затем и ратифицирован последним османским меджлисом (парламентом) в 1920 году. Этот документ очерчивал границу будущего турецкого государства и включение в состав Турции отдельных областей современных Ирака, Сирии, Кипра, Болгарии и других балканских стран, Грузии и Армении. Принятый в непростое для Турции время, Обет не имел срока действия и воспринимается целым рядом турецких националистов и как руководство к действиям и оправдание вмешательства в дела соседних государств, в частности – Ирака и Сирии.

После распада Османской империи между Турцией и Сирией возникли территориальные споры. Александреттский санджак (район) был передан сирийскому государству Алеппо в рамках французского мандата. Однако в 1936 г. Мустафа Кемаль Ататюрк приступил к борьбе за этот район, который был им обозначен как Хатай. В преддверии Второй мировой страны Запада решили пойти навстречу Турции, передав ей Хатай. Решение вопроса об Александретте за счет Сирии привело во второй половине ХХ века к серьезным проблемам в турецко-сирийских отношениях, которые не решены до сих пор.Турция встревожена потоками беженцев из Сирии, нарушением торговых и транспортных связей со своим соседом. Однако именно из-за позиции Анкары сирийский конфликт не затихает.

Приоритет внутренней консолидации
Турецко-сирийское противостояние в последние месяцы стабилизировалось. Режимы двух стран не провоцировали военное столкновение при сохранении общего негативного тона в отношении другу друга. Более того, в турецком информационном поле можно было наблюдать снижение объема и качества негативной риторики в отношении Сирии. Неожиданным в этом затишье стало уничтожение турецкими силами ПВО самолета ВВС Сирии. По словам Анкары, военный самолет нарушил воздушное пространство Турции, при этом он упал на сирийской территории.

В Турции грядут местные выборы. Накануне этих выборов впервые за более чем десятилетие у правящей “Партии справедливости и развития” (ПСР) возникли существенные проблемы, грозящие поражением на выборах. В случае проигрыша не исключен распад ПСР. В этом контексте для Реджепа Тайипа Эрдогана и его правительства крайне важно сплотить электорат вокруг себя.

Наличие внешней угрозы всегда консолидировало турецкое общество, вне зависимости от правящего режима. После распада СССР и особенно в последние годы руководство государства столкнулось с новыми угрозами, прежде всего, с терроризмом. Однако в контексте «Арабской весны» главным внешним врагом для правящего турецкого режима стала Сирия, конкретнее – окружение президента Башара Асада. Турецкие СМИ продолжительное время нагнетали негативное мнение о Сирии среди граждан. Сбитый Турцией сирийский самолет как нельзя кстати вписывается в сложившуюся предвыборную обстановку. Ситуация играет на “Партию справедливости и развития”. Колеблющиеся избиратели, узнав об инциденте, вновь почувствовали прилив единства и получили стимул для голосования за Эрдогана. Однако эта победа относительна, и кратковременна, поскольку не решает узловых проблем Турции.

Кроме того, сбитый самолет встраивается в общую линию ПСР по противодействию внешним угрозам. Недавно Р.Эрдоган объявил о запрете в стране Твиттера, указав на то, что через эту программу внешние силы подрывают Турцию изнутри. По его словам, все должны увидеть величие пробуждающейся Турции, и он не боится мнений об происходящем, поступающих из-за рубежа. Закрытие Твиттера вызвало противоречивую реакцию в мире, однако выступление премьер-министра по этому вопросу вызвало в обществе тот же консолидирующий эффект, что и сбитый сирийский самолет.

Турецко-сирийский конфликт выгоден западным партнерам Турции, которые обеспокоены усилением правящего режима, увеличением его самостоятельности в принятии внутри- и внешнеполитических решений. Для России любая эскалация турецко-сирийского противостояния станет вызовом для позитивного экономического взаимодействия Москвы с Турцией с одной стороны и политической поддержки законного режима в Сирии, с другой.

Турецкое руководство своими действиями в отношении Сирии расчитывает, прежде всего, на внутренний спрос. Анкара больше обеспокоена внутренними проблемами, чем международными делами. Такая ситуация продлится и после местных выборов – вплоть до президентских выборов в Турции, назначенных на август 2014 года.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «»

10 мая 2015 | 22:00

Азербайджан и ЕАЭС: параллельные курсы

Нахождение же под одной крышей Баку и Еревана ни к чему, кроме появления второго издания СНГ, не приведет. И в воссоздании на новом витке «инструмента цивилизованного развода» Москва вряд ли заинтересована. Означает ли это, что Баку не сможет взаимовыгодно сотрудничать с Москвой, Минском и Астаной? Никоим образом: в двусторонних форматах при всех имеющихся проблемах и противоречиях, такое сотрудничество уже идет и, скорее всего, будет вестись. Только вряд ли это будет иметь какое-то отношение к вступлению Азербайджана в ЕАЭС.

29 июня 2014 | 22:10

Неизбежность статус-кво в Нагорно-Карабахском конфликте

Попытка вытеснить из переговорного процесса вокруг Нагорного Карабаха одного из заинтересованных гарантов мира – Россию – может создать в Баку ощущение, что западные державы с пониманием отнесутся к попытке Азербайджана резко изменить статус-кво в свою пользу. 

3 августа 2014 | 01:08

Грозит ли Бараку Обаме импичмент?

Контекст «импичмента» в отношении Обамы носит символический характер со стороны республиканцев. В соответствии с частью 6 раздела 3 первой статьи Конституции исключительное право «рассматривать по существу импичмент» принадлежат Сенату, где большинство сегодня за демократами.

6 октября 2015 | 13:45

Консультационный семинар «Практика политического анализа» для ЕЭК

3-4 октября 2015 года в Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК) прошел двухдневный консультационный семинар «Практика политического анализа: как написать аналитическую записку», организованные аналитическим агентством «Внешняя политика».

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
2 апреля 2014 | 01:00
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.