Иван Лошкарёв
Противоречия между основными политическими силами на Украине возрастают. Некоторые силы в поисках новых союзников обратили внимание на местные элиты, что повышает их роль в политическом процессе. Подобная неформальная децентрализация, основанная на сиюминутных договоренностях Киева и местных элит, не ведет к распаду, но снижает управляемость страны.
ПРЕМИУМ
3 августа 2015 | 09:20

Центробежные процессы на Украине не приведут к распаду страны

1) Противоречия между основными политическими силами на Украине возрастают. Некоторые силы в поисках новых союзников обратили внимание на местные элиты, что повышает их роль в политическом процессе.

2) Подобная неформальная децентрализация, основанная на сиюминутных договоренностях Киева и местных элит, не ведет к распаду, но снижает управляемость страны.

 

Хотя украинское руководство пытается повысить управляемость государства и административного аппарата, предпринятые усилия дают противоположный результат. Клановые группы президента и премьер-министра страны столкнулись с большим противодействием со стороны друг друга и крупных бизнесменов. Потенциал ситуативной консолидации «постмайданных» организаций и партий практически исчерпан, а политическая система Украины находится в поиске новой равновесной точки. В таких условиях противоречия между крупными кланами нарастают, что дает возможность активнее вмешиваться локальным элитам. Продвигаемая Киевом децентрализация и рост теневой экономики могут усилить центробежные тенденции в украинских регионах.

Негласное правило после Евромайдана гласило, что все «проевропейские» политические проекты, а также их покровители, не станут выносить в публичную плоскость имеющиеся противоречия. Подобное единство фронта объяснялось необходимостью закрепить завоевания «Революции достоинства» и избежать судьбы лидеров «Оранжевой революции», личные амбиции которых оказались сильнее их идеалов. Кроме того, внешнее единство и приоритет кулуарного разрешения споров позволяли подавлять идеологических оппонентов, выступавших за ненасильственный сценарий урегулирования конфликта на Донбассе.

Однако в итоге нарушителями негласного правила оказались почти все политические и финансово-промышленные группы.

Президент Петр Порошенко и премьер-министр Арсений Яценюк следуют рекомендациям западных партнеров, стремятся повысить предсказуемость Украины как партнера. При этом часть западных рекомендаций лишь усиливает противоречия между первыми лицами государства. Порошенко продолжает рассматривать возможность смены главы правительства, поскольку ресурс полезности правительства Яценюка исчерпан, а популярность премьерского «Народного фронта» упала за пределы проходного барьера. Майский опрос КМИС утверждает, что за партию премьера готовы проголосовать до 4,6% избирателей, а данные июльского опроса зафиксировали цифру в 2,8%. Тем не менее, Вашингтон рекомендует Киеву сохранить нынешнего руководителя кабинета министров, вероятно опасаясь чрезмерного усиления президента. Ставка на несколько ключевых игроков увеличивает уверенность западных партнеров в совокупной лояльности украинского руководства.

Малые фракции парламентской коалиции нарушают негласное правило, поскольку убеждены, что его выполнение снизит их шансы на дальнейшие электоральные успехи. Наиболее заметным проявлением новой линии этих фракций (ВО «Батькивщина», Объединение «Самопомощь», Радикальная партия) стало голосование по внесению на рассмотрение Конституционного суда поправок в Конституцию. Несмотря на настойчивые попытки заместителя государственного секретаря США Виктории Нуланд, именно эти фракции разными способами выразили свое несогласие с предложенными поправками и фактически предложили избирательно сотрудничать с западными партнерами.  Большую роль сыграли личные амбиции лидеров партий (Олег Ляшко, Юлия Тимошенко), стремление получить электоральное преимущество и одобрение такого поведения со стороны некоторых финансово-экономических групп. В результате публичное поле Украины накрыла очередная волна откровенного популизма и прилюдного выяснения отношений.

Вопреки распространенному мнению, основным противником установившегося режима является не Игорь Коломойский, также имевший немалые трения с командой президента. Несмотря на свое скандальное отстранение от должности главы Днепропетровской областной государственной администрации, олигарх сохранил рычаги влияния не только в этом регионе, но и в стране в целом. Как и один из основных спонсоров «Оппозиционного блока» Ринат Ахметов, Коломойский нашел общий язык с кланом премьер-министра Яценюка и не стремится обострять имеющиеся противоречия. Но это не означает, что у названных крупных бизнесменов нет запасного плана в виде карманных политических проектов.

Политические акции против президента предпринимает, в основном, олигарх Дмитрий Фирташ. Во-первых, на фоне предстоящих местных выборов ему удалось подстегнуть амбиции киевского мэра Виталия Кличко, который настаивает на равноправном партнерстве с президентской партией, во всяком случае, в столице Украины. Хотя президент и не торопится разрывать отношения с Кличко, требования последнего заведомо неприемлемы. Во-вторых, на резкое обострение отношения с  Петром Порошенко пошел «главный радикал» Олег Ляшко, недовольный распределением квот в правительстве. Публичный конфликт для Ляшко – родная стихия, в отличие от кулуарных дебатов и прений. Наконец, третья колонна вызревает внутри самой фракции президента в парламенте. Из наиболее заметных проектов, у которых есть потенциал для грядущих местных выборов, следует назвать «Народный контроль» Дмитрия Добродомова и «Партию простых людей» Сергея Каплина.   

Петру Порошенко сложно найти союзников в общенациональном масштабе и это обусловило его внимание к местным элитам и к децентрализации как предмету торга с ними. Из 24 руководителей областей президенту безусловно лояльны 17, остальные входят в квоты Арсения Яценюка, Андрея Садового и Виталия Кличко. Из этих 17 к клану самого президента можно отнести 7-9 человек, почти все оставшиеся  – это либо политические активисты времен «Оранжевой революции», либо выдвиженцы местных элит. Эти подсчеты подтверждают два наблюдения. Во-первых, у Порошенко небольшой кадровый резерв и нет достаточного количества доверенных лиц. Во-вторых, президент активно использует механизм консолидации власти, к которому прибегали все его предшественники: предоставление местным элитам неформальной автономии на локальном уровне в обмен на лояльность.

Однако у подобной самостоятельности есть издержки. Как показала практика, местные элиты в Закарпатской и ранее в Донецкой областях были склонны использовать потоки нелегальной торговли. Сходным образом вынуждены были действовать и назначенные Киевом губернаторы. Широко освещаемая в прессе деятельность одесского губернатора Михаила Саакашвили также не затрагивает вопросов контрабанды (особенно, морской). Если не считать провальной попытки сместить руководство порта в городе Ильичевск, Саакашвили предпочитает сносить заборы на пляжах, вступать в публичные перепалки с прокурорами и авиаперевозчиками, но не с руководством, например, Одесского порта.

В итоге, расширение теневого сектора экономики – это скорее вред, чем благо, поскольку за контроль над нелегальной торговлей разворачивается борьба. Более того, общенациональные противоречия нередко переносятся на локальный уровень. Так, в Закарпатской области контроль над контрабандой попытался установить «Правый сектор», связанный с Игорем Коломойским. Но местная элита, опираясь на поддержку центральной власти, эту попытку отбила.

У президента Порошенко сохраняется возможность обеспечивать лояльность местных элит, но переход общенациональных противоречий на локальный уровень сужает его возможности. Безусловно, глава государства сохранит влияние на вопросы укрупнения муниципальные единиц (громад) и выделения им финансирования в обмен на согласованные с Киевом долгосрочные планы развития. Кроме того, президент продолжит назначать руководителей областей, ведь даже после принятия поправок в Конституцию начнется переходный период, в рамках которого существующая схема управления регионами сохранится.

Но неформальная децентрализация в совокупности с теневым сектором экономики может зайти гораздо дальше закрепленного в поправках в Конституцию страны.

Названные центробежные процессы являются следствием неустойчивой политической системы Украины, а также внешнего вмешательства, которое нередко осуществляется из благих побуждений. Не стоит ожидать, что снижение управляемости страны приведет к ее распаду или к движению за широкую автономию регионов. Эти центробежные процессы, как и другие общенациональные политические явления, включены в логику поиска краткосрочных компромиссов, ситуативных коалиций и медийных манипуляций. В такой динамично меняющейся обстановке решающую роль играет включенность в отношения политического торга, а не попытки выйти из него. Поэтому снижение управляемости государственного механизма Украины означает лишь меньшую предсказуемость ее действий, возможность неожиданных поворотов и откатов к прежним идеям.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

10 сентября 2014 | 20:27

Результаты саммита НАТО для Грузии: взгляд из Тбилиси

В отношении Грузии НАТО играет беспроигрышную партию – включая страну в свою глобальную систему присутствия и получая от этого стратегические выгоды отдавая за это минимальное.

14 июля 2015 | 11:25

Как избежать заморозки конфликта в Донбассе

С учетом конструкции Минского процесса урегулирования, ответственность за корректировку действий Украины лежит на «нормандской четверке». При этом, очевидно, что у Франции, Германии и России нет ресурсов, чтобы обеспечить подчинение Киеву вооруженных подразделений на линии фронта и в тылу. Более того, у самих украинских властей таких ресурсов не так много.

22 марта 2014 | 01:02

Франко-британское сотрудничество и будущее европейских вооруженных сил

Кооперация Лондона и Парижа объясняется теми же причинами, что и их противостояние в прошлом. Страны имеют сходные амбиции, являются обладателями ядерного оружия и постоянными членами СБ ООН. Это позволяет им выстраивать отношения в формате альянса равных.

25 октября 2014 | 12:20

Сценарии смены правительства после парламентских выборов на Украине

Повестка дня Порошенко определяется стремительно меняющейся конфигурацией политического пространства, рекомендациями ЕС и сложным балансом сил между крупными бизнесменами. Как и предыдущие руководители страны, Порошенко стремится обеспечить устойчивость своего положения, для чего пытается сконцентрировать властные полномочия.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова