Нина Штански
Необходимо создание механизмов свободной торговли между Приднестровьем и Республикой Молдова, что позволило бы установить между сторонами торговый режим, свободный от взаимных ограничений.
ПРЕМИУМ
3 июля 2014 | 16:41

Цена блокады Приднестровья

Уже восемь лет Молдова и Украина совместно осуществляют блокаду Приднестровья, препятствуя экспорту и транзиту грузов и нанося существенный удар по экономике республики. В  марте-апреле 2014 года о фактической блокаде Приднестровья говорил Президент России Владимир Путин в телефонном разговоре с Президентом США Бараком Обамой и  канцлером Германии Ангелой Меркель.

Украина и Молдавия привычно заявляют о том, что не осуществляют никакие ограничения и блокадные меры против Приднестровья. МИД Украины назвал блокаду самоизоляцией, а новый глава европейской приграничной миссии EUBAM сообщил о том, что на приднестровско-украинской границе не зафиксировано снижение объемов грузов.

Природа блокады заключается в попытках Молдовы заставить Приднестровье переориентировать свой экспорт на европейский рынок и проводить торговые операции только через молдавскую юрисдикцию. В ответ на нежелание Тирасполя идти на уступки Кишинев фактически парализовал внешнеэкономическую деятельность Приднестровья и вынудил едва выживший бизнес работать по  постоянно меняющимся и нарушающим договорённости переговорного процесса правилам. При этом Молдова делает громкие заявления о том, что блокада Приднестровья  — миф, транслируя для этих целей вырванные из контекста и избирательно приводимые данные внешнеэкономической статистики.

Приднестровью приходится защищать свое право на  развитие преодолевая искусственно организованные и  тщательно спланированные ограничения, санкции и блокады. Приднестровье, бывшее ранее флагманом экономики МССР, вклад которого в совокупный общественный продукт этой советской республики составлял 40%, переживает серьёзные экономические трудности, преодолеть которые не позволяют ни удачное транспортно-географическое положение, ни значительный потенциал для развития сельского хозяйства.

Минуло уже двадцать лет с начала переговорного процесса между Приднестровьем и Республикой Молдова, процесса сложного и развивавшегося скачкообразно. Период 1994-2001 гг. был отмечен относительно конструктивным взаимодействием сторон для решения проблем в экономической сфере. В 2001 году Республика Молдова вступила в ВТО и предоставила Приднестровью таможенные печати, выделила его в отдельную таможенную территорию и обеспечила его право на свободу внешнеэкономической деятельности. Однако сразу после этого Кишинев взял курс на планомерное экономическое удушение ПМР. В нарушение имевшихся договорённостей молдавские власти в сентябре 2001 года приняли новое таможенное оформление без передачи его Приднестровской стороне, а также уведомили международное сообщество о недействительности старых таможенных печатей и штампов, в том числе тех, которые находились в распоряжении Приднестровья.

С 1 марта 2006 года Украина и Молдова санкционировали полномасштабную экономическую блокаду Приднестровья, прекратив пропускать следующую транзитом через территорию Украины продукцию, не имеющую нового молдавского таможенного оформления. Экспортно-ориентированная экономика Приднестровье была поставлено на грань выживания.

Вследствие блокады и вызванной ею остановки предприятий в 2006 году потери ПМР составили более 450 миллионов долларов, причём потери предприятий составили 380 миллионов долларов. Следствием этого стало недополучение налогов в консолидированный бюджет ПМР в размере 76 миллионов долларов. Были уничтожены целые сектора экономики, ликвидирована приграничная торговля, огромные и угрожающие социальной стабильности масштабы приняла трудовая миграция из республики. Полномасштабную гуманитарную катастрофу удалось предотвратить лишь благодаря всесторонней помощи, оказанной республике Российской Федерацией.

Для возобновления производства приднестровские предприятия должны были пройти регистрацию в Молдове, что в результате привело к  ситуации двойного таможенного оформления и налогообложения для экономических агентов Приднестровья. В дальнейшем Республика Молдова продолжила ограничивать возможности экономического роста Приднестровья. В 2004-2006 годах она уничтожила сферу автомобильных грузоперевозок Приднестровья, отказав в выдаче карнетов-ТIR и разрешений ЕКМТ, попутно «выдавив» с транспортного рынка региона и украинских перевозчиков. Это поставило Приднестровье в условия транспортной блокады и заставило приднестровские предприятия пользоваться услугами менее надёжных и более дорогостоящих молдавских транспортных операторов. При этом до 2004 года приднестровские перевозчики осуществляли грузоперевозки по экспорту в объёме 6500 рейсов в год на среднее расстояние 1000 км. При цене 1,3 доллара за километр это приносило ежегодно 8,45 миллионов долларов США дохода перевозчикам. Примерно столько же приносили и перевозки по импорту.

В общей сложности недополученные доходы транспортных компаний Приднестровья ежегодно составляют около 17 миллионов долларов. Недополученные налоги при этом составляют до 1,5 миллионов долларов ежегодно в виде налогов и около 2 миллионов долларов ежегодно в виде отчислений в Единый фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Всего вследствие автотранспортной блокады приднестровский бюджет потерял не менее 27,65 млн. долларов, а транспортные компании по грубым подсчётам 135 миллионов долларов. В результате молдавской транспортной блокады в Приднестровье было уничтожено не менее 2000 рабочих мест.

Неблагоприятное изменение логистики (в частности, удлинение маршрута в среднем на 200 км) стало причиной удорожания транспортных услуг для экономических агентов Приднестровья и повлекло за собой дополнительные ежегодные потери в размере более 10 миллионов долларов США.

Вследствие железнодорожной блокады Приднестровья, частично снять которую удалось лишь в 2012 году, потери экономических агентов составили почти 74 миллиона долларов США за 6 лет, а «Приднестровская железная дорога» недополучила доходов на сумму около 11 миллионов долларов.

Существенное давление на золотовалютный резерв государства оказывает банковская блокада Приднестровья, которая приводит к ежедневным финансовым потерям хозяйствующих субъектов. Республика Молдова постоянно осуществляет меры давления против приднестровской банковской системы, регулярно рассылая от имени Нацбанка РМ обращения в адрес зарубежных банков, безосновательно обвиняющие Приднестровье в финансировании терроризма и отмывании денег. 

Результатом этих действий стала фактическая изоляция банковского сектора Приднестровья от международной финансовой системы. И если в первые годы существования республики её банки успешно устанавливали корреспондентские отношения с иностранными и молдавскими банками, то в настоящее время такая возможность сохраняется лишь в отношении ряда банков Российской Федерации. Это серьёзно осложняет для приднестровских предприятий осуществление денежных расчётов со своими иностранными партнёрами. Недоверие к приднестровскому бизнесу, формируемое вследствие банковской блокады, влияет и на объёмы иностранных инвестиций.

Сегодня экспорт Приднестровья возможен только лишь посредством его оформления в таможенных органах РМ, что привело к целому ряду новых ограничений. Среди них:

  1. двойное таможенное оформление в размере от 0,1% до 0,4% таможенной стоимости товара, что повлекло за собой общие затраты приднестровских компаний в размере около 14 миллионов долларов с 2006 года;
  2. экологические сборы при ввозе товаров, применяемых в химической промышленности в размере от 0,5% до 3% стоимости ввозимого сырья (это при том, что подобные платежи должны поступать по месту расположения предприятий), ущерб от уплаты которых с 2008 года составил более 700 тысяч долларов;
  3. непризнание приднестровских сертификатов (ветеринарных, фитосанитарных и сертификатов происхождения) и требование получения молдавских сертификатов, что ежегодно влечёт за собой расходы предприятий в размере десятков тысяч долларов;
  4. монополизация рынка отходов чёрных и цветных металлов посредством отказа Молдовы в выдаче разрешений на их вывоз и реализацию, кроме как через молдавскую компанию-монополиста  «Металферос», существенно занижающую закупочные цены.

Кроме того, в 2014 году Молдова предприняла попытку еще более усугубить ситуацию путём введения акцизного сбора в отношении приднестровских предприятий. Таким образом, Республика Молдова попыталась в одностороннем порядке вывести приднестровский импорт из-под действия установленного ею же в 2006 году особого механизма, согласно которому приднестровские предприятия для осуществления ВЭД должны проходить регистрацию в Республике Молдова без уплаты каких-либо налогов и платежей, за исключением платы за осуществление таможенных процедур. Если бы решение о введении акцизного сбора было исполнено молдавской стороной, приднестровские предприятия только в 2014 году могли бы понести потери в размере около 2,5 миллионов долларов, а цена на некоторые виды сырья выросла бы почти в 8 раз.

Односторонние действия РМ продемонстрировали установку молдавской стороны на принятие необоснованных мер, ухудшающих инвестиционный климат в Приднестровье. Несмотря на то, что Парламент РМ все же пошёл на отмену таможенных платежей за оформление ипорта и экспорта, экологического налога и акцизного сбора в связи с отрицательной реакцией всех участников переговорного процесса «5+2», информация о готовящемся взимании акцизов привела к тому, что иностранные партнёры ряда приднестровских предприятий решили пересмотреть ряд уже намеченных контрактов. Более того, сложившаяся ситуация в очередной раз подтвердила несовершенство существующей схемы внешнеэкономических контактов Приднестровья, зависящих от произвола молдавских органов власти.

За период работы приднестровских предприятий в условиях блокады, именуемой Молдовой «новым таможенным режимом работы приднестровских экономических агентов», с 2006 года только прямые потери приднестровских предприятий составили свыше 250 миллионов долларов, а бюджет Приднестровья недополучил порядка 80 миллионов долларов в виде налогов.

Вместе с тем косвенные потери и упущенная выгода для хозяйствующих субъектов Приднестровья едва ли могут быть рассчитаны математическим путём и составляют сотни миллионов долларов ежегодно.
 
Сложившаяся ситуация приводит к устойчивому оттоку населения за рубеж, прежде всего, в Российскую Федерацию. По данным статистических ведомств, с 2006 года Приднестровье покинуло свыше 10% населения или порядка 30% трудоспособного населения. Это привело к существенным дисбалансам в структуре населения, когда на одного человека трудоспособного возраста приходится 2 пенсионера, а на одного занятого в реальном секторе экономики порядка 3,7 пенсионеров и детей. Численность сотрудников экспортно-ориентированных хозяйствующих субъектов постоянно снижается.
 
Экономическая блокада привела к тому, что приднестровская продукция в большинстве своём стала отгружаться на молдавский и европейский рынки, поскольку из-за затрат на двойное оформление грузов она утратила конкурентоспособность на российском рынке, в то время как Европейский союз с 2008 года предоставляет молдавским и приднестровским производителям преференционный доступ на свой внутренний рынок в рамках т.н. Автономных торговых преференций (АТП). Это является частью плана Молдовы — сделать зависимыми приднестровскую экономическую элиту и через неё осуществлять давление на руководство республики, выдавливая фактор российского влияния из региона.

Ко всему спектру существующих проблем в 2014 году прибавляются новые сложности, связанные с обстановкой в соседней Украине. Многие контрагенты приднестровских предприятий, в том числе в Российской Федерации, требуют от приднестровских компаний доставлять грузы таким образом, чтобы они не проходили транзитом через Украину. Ввиду небезопасности транзита многие компании отказываются от транспортировки приднестровских грузов через украинскую территорию, а страховые компании не берутся страховать такие перевозки.

Также происходит обвальное падение спроса на приднестровскую продукцию в самой Украине ввиду серьёзного снижения платёжеспособности украинских контрагентов. Некоторые приднестровские предприятия в связи с этим утратили до 40% рынка сбыта своей продукции.

Дополнительной угрозой для Приднестровья является процесс «евроинтеграции» Молдовы, который в конце июня 2014 года оформился в виде Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (УВЗСТ) между ЕС и РМ. И хотя в ЕС было принято решение о  продлении торговых преференций для приднестровских предприятий до января 2016 года, в  Приднестровье зреют опасения, что новый торговый режим ЕС и Молдовы обернётся фактическим эмбарго для Приднестровья уже вскоре после вступления в  силу Соглашения.

В республике понимают, что решение о таможенном обеспечении товаров из  Приднестровья будет приниматься Молдовой согласно своим внутренним правилам, которые могут измениться в связи с новыми европейскими обязательствами и стандартами, фактически используя их как предлог для ужесточения экономической блокады.

В случае потери для приднестровских товаров рынков ЕС, Молдовы и  Украины (при гипотетической возможности сохранения экспорта в  Россию) экспорт ПМР может снизиться в 4 раза (с учётом того, что в первом квартале 2014 года экспорт в Россию составил лишь около 14%, а совокупный экспорт в Украину, ЕС и РМ — 83%). Такое драматичное падение экспорта может быть сопряжено со снижением объёмов производства на 45%, уменьшением ВВП на четверть, снижением налоговых поступлений на 40%.

На фоне продолжающейся деградации экономической инфраструктуры, демонтажа созданных в  советское время производств и моделей кооперации, негативных последствий мирового экономического кризиса, затухания экономической активности и планируемого переформатирования экономических отношений жизненно важной становится необходимость оперативного установления функциональных взаимоотношений между Приднестровьем и Республикой Молдова в экономической области.

Для предотвращения развития ситуации по наиболее негативному треку приднестровская сторона выступила с целым рядом инициатив, в том числе с проектом создания механизмов свободной торговли между Приднестровьем и Республикой Молдова, что позволило бы установить между сторонами торговый режим, свободный от взаимных ограничений.

Несмотря на явную неготовность Кишинева работать в конструктивном русле в интересах разрешения существующих социально-экономических проблем и построения атмосферы доверия, Приднестровье не оставляет надежд добиться изменения в подходах молдавских коллег и более ответственного их отношения к необходимости повышения уровня жизни населения обоих берегов Днестра.

Нина Штански - Заместитель Председателя Правительства ПМР по вопросам международного сотрудничества, Министр иностранных дел.
Дмитрий Паламарчук - советник Министра иностранных дел ПМР.
Дмитрий Камбур - советник Управления по вопросам ВЭД, МИД ПМР.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

12 марта 2015 | 21:35

Новый образ России и россиян в сериале «Карточный домик»

«Карточный домик» добавляет в копилку разнообразия образов России в американском кинематографе. Образ сильной России, эффективно защищающей свои интересы, с опозданием пришел в американское кино, но может там задержаться на перспективу.

21 июля 2018 | 18:34

«Аналитик, владеющий теоретической базой, имеет преимущество»

Уильям Уолфорт – один из наиболее авторитетных специалистов в области теории международных отношений, основоположник теории неоклассического реализма. Помимо теории международных отношений, он также специализируется на изучении проблем международной безопасности, холодной войны, внешней политики США и России. С профессором Уолфортом мы обсудили практическое применение теорий международных отношений, успешные попытки прогнозирования политических процессов.

15 апреля 2015 | 22:53

Источники неопределенности в отношениях Москвы и Пекина

Совершенно очевидно одно – этот визит доказывает укрепление «всеобъемлющего стратегического партнерства» между нашими странами. При этом говорить о формировании некоего российско-китайского союза совершенно неуместно – сближение Москвы и Пекина определяется сонаправленными, но не совпадающими векторами развития.

20 июля 2016 | 18:42

Как Россия должна вести дела с НАТО после Варшавского саммита

Ключевым для Варшавского саммита стала декларация о сотрудничестве между ЕС и НАТО, в которой намечается углубление практического взаимодействия между двумя организациями. Тем самым де-факто закрепляется исключение России из системы европейской безопасности, строительство этой системы на блоковой основе и закрепление схемы «НАТО – буферные страны – Россия». Исключение России из системы европейской безопасности будет иметь большие долгосрочные последствия.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
20 ноября 2014 | 08:23
29 октября 2014 | 16:00
27 октября 2014 | 13:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова