Иван Константинов
Однодневная остановка американского президента в Саудовской Аравии по завершению европейского турне подтвердила заинтересованность Вашингтона в сохранении доверительных отношений с Эр-Риядом. Однако раскол между двумя когда-то близкими союзниками продолжает углубляться.
ПРЕМИУМ
20 апреля 2014 | 16:10

Цели визита Барака Обамы в Саудовскую Аравию

Однодневная остановка американского президента в Саудовской Аравии по завершению европейского турне подтвердила заинтересованность Вашингтона в сохранении доверительных отношений с Эр-Риядом. Однако раскол между двумя когда-то близкими союзниками продолжает углубляться.

Последние полгода американо-саудовские отношения серьезно осложнились. Позиции Вашингтона и Эр-Рияда расходились практически по всем ключевым внешнеполитическим вопросам - от Сирии до Египта. В то же время до серьезного конфликта дело так и не доходило. Между США и Королевством Саудовская Аравия (КСА) выстроены многовекторные и разноуровневые доверительные отношения, основывающиеся прежде всего на историческом сотрудничестве в военной и энергетической сферах. Случившийся разлад был вызван обидой саудитов на давних партнеров за нежелание поддержать их по ключевым региональным вопросам, касающимся не только престижа Королевства (Сирия), но и его безопасности (ядерное досье Ирана). 

Завершение масштабного европейского турне Барака Обамы остановкой в Эр-Рияде должно было, по мнению Белого дома, «сгладить» эту обиду и заверить саудитов в готовности американцев следовать своим партнерским обязательствам. Визит должен был, во-первых, показать ту важную роль, которую американцы отводят Саудовской Аравии в обсуждении и решении таких проблем как сирийский кризис, иранская ядерная программа, ситуации в Ливане и Египте. Во-вторых, он должен был продемонстрировать, что США не уходят из региона и продолжают рассматривать его как сферу своих стратегических интересов. При этом США дали понять, что, несмотря на саудовскую позицию, будут проводить самостоятельную линию в отношении Египта и Ирана. 

Дополнительными целями визита было желание обсудить перспективы увеличения поставок саудовской нефти союзникам по НАТО в случае возможного кризиса, связанного с событиями на Украине. Обама также оговорил возможность оказания дополнительной военной помощи сирийским повстанцам. 

Краткий визит в Саудовскую Аравию позволил Обаме пояснить саудовскому руководству, на что готовы и не готовы пойти американцы по ключевым региональным вопросам, при этом дав понять саудитам, чего от них ждут США. В частности, по поводу кадровых изменений в саудовской властной иерархии. Так, одним из первых итогов визита стала отставка 15 апреля принца Бандара бин Султана с поста одного из руководителей саудовской разведки. Некогда главный проводник интересов Вашингтона в Королевстве и близкий друг клана Бушей, принц Бандар слишком увлекся попытками одержать верх над шиитами на Ближнем Востоке, начав с Башара Асада в Сирии. Он рассорился со многими влиятельными людьми в Королевстве, публично несколько раз «отрекся» от американцев, что в итоге привело к его отставке во имя перезагрузки совместных американо-саудовских усилий на сирийском треке.

Возобновление партнерства может привести к активизации военной помощи сирийским боевикам. В начале года американские эксперты активно продвигали тезис о «хороших и плохих исламистах», отмечая, что американское руководство обязано помочь Исламскому фронту в борьбе против войск Асада и Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ). На встрече в Эр-Рияде могли обсуждаться именно вопросы увеличения американской помощи исламистам и поставки американского оружия боевикам при посредничестве Саудовской Аравии. Еще рано говорить о новом совместном подходе американцев и саудитов к решению сирийского вопроса, однако у сирийских боевиков уже появились противотанковые орудия американского производства. 

Впрочем, несмотря на наметившееся после визита Обамы видимое сближение между США и КСА, несовпадение интересов сторон стало слишком серьезным. Нынешние стратегические цели Вашингтона не удовлетворяют ожиданиям саудовского руководства. В этой связи стоит ожидать продолжения линии на укрепление самостоятельности Эр-Рияда по региональным вопросам и сохранение конъюнктурного подхода американской администрации к региональным вопросам. Даже если этот подход влечет за собой отказ от обязательств Вашингтона перед местными партнерами - Израилем и Саудовской Аравии. Обе эти тенденции негативно отразятся на развитии ситуации в регионе.  

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «»

4 декабря 2014 | 09:00

Изолировать нельзя сотрудничать

Конференция продемонстрировала единодушие в экспертной среде по поводу усиления гарантий безопасности восточноевропейских или «прифронтовых», по словам Тэлботта, стран. Как он отметил, американская политика в отношении России должна быть «четко выверенным сочетанием сдерживания и сотрудничества».

18 мая 2018 | 18:18

Дайджест внешней политики США (11-17 мая)

Перенос американского посольства в Иерусалим превратился с приходом новой внешнеполитической команды Трампа из долгосрочного и символического проекта в стратегический шаг в рамках палестино-израильского урегулирования. Перспектива изменения расстановки политических сил в Мексике и США заставила стороны вернуться за стол переговоров. Визит президента Узбекистана в Белый дом 16 мая продолжил курс администрации Трампа на восстановление двусторонних отношений.

16 октября 2015 | 09:56

Дайджест внешней политики США за неделю (9 - 15 октября)

Планируемая Вашингтоном "операция по свободе судоходства" в Южно-Китайском море неизбежно вызовет ответные действия со стороны Китая. И пока руководство США настаивает на том, что действует в рамках международного права, китайские СМИ предупреждают о контрмерах. Сенатский Комитет по международным делам заслушал два отчета о процессе реформ на Украине, по итогам чего самым популярным выводом среди американских законодателей стало утверждение о необходимости продолжать реформы, чтобы ослабить влияние России. Параллельно с этим, в связи с начатой Россией военной операцией в Сирии, которая застала руководство США врасплох, встал вопрос о компетентности американских спецслужб.

17 июля 2015 | 12:04

«Идея поделить мир между США и Китаем умерла сама собой»

БРИКС – это в основном молодые государства, относительно недавно заявившие о себе: Индия – с 1947 года, Китай – с 1949-го. Все они, каждое по-своему, в свое время прошли период евроатлантического романтизма, когда эти государства были готовы к односторонним уступкам Западу. Да и сейчас нельзя сказать, что, скажем, Индия не приветствует диалог с Западом. Просто это уже не прежняя «слепая любовь».

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
2 апреля 2014 | 01:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова