Отношения США и Пакистана со времени обретения последним независимости в 1947 году отличались цикличностью. Периоды тесного сотрудничества, когда внешнеполитические интересы двух стран совпадали (1947-1969 и 1978-1988 гг. – противостояние с СССР и 2001-2011 гг. – операция США в Афганистане), сменялись периодами острых противоречий вплоть разрыва торговых отношений (1970-1977 гг. – вызван социалистическим курсом пакистанского правительства, 1988-2000 гг. – пакистанской ядерной программой).
Тем не менее, в последние годы отношения между Исламабадом и Вашингтоном достигли уровня стратегического партнерства. Активное сотрудничество ЦРУ и пакистанской межведомственной разведки в годы операции СССР в Афганистане (1979-1989) было возобновлено в 2000-е годы, когда поддержка Пакистана стала важной для проведения США собственной кампании в Афганистане. С 2002 года возросли до 2,5 млрд. долл. объемы ежегодной американской экономической помощи Пакистану. В 2003 году США списали долг Пакистана в размере 1 млрд. долл. В 2004 году Пакистан стал основным союзником США вне НАТО - это сделало возможным передачу стране американских военных технологий.
Вместе со сменой американской администрации в 2008 г. произошел пересмотр военной стратегии в регионе. В результате Пакистан и Афганистан стали рассматриваться как единый театр военных действий. Было усилено сотрудничество США с Исламабадом в борьбе с террористическими группировками на пакистанской территории. В 2009 г. стороны заключили соглашение о предоставлении Пакистану помощи в размере 7,5 млрд. долл. в течение пяти лет. Укрепление связей между ЦРУ и пакистанской разведкой увенчалось негласной договоренностью о нанесении военной авиацией США авиаударов объектам террористической инфраструктуры в пакистанской «зоне племен» на границе с Афганистаном. Интенсивность бомбардировок с использованием беспилотных самолетов достигала 120 ударов в год. Нередко авиаудары сопровождались гибелью гражданского населения. Это вызывало резкий рост антиамериканских настроений в Пакистане.
Отношения Исламабада и Вашингтона омрачались также спекуляциями на тему связей пакистанской разведки с террористическими организациями в Афганистане, в частности с группировкой Джалалуддина Хаккани. Растущее недоверие между двумя странами привело к тому, что США перестали делиться информацией о планируемых ударах. Операция сил специального назначения США в Абботтабаде (северный Пакистан) в мае 2011 года, в результате которой был убит Усама бин Ладен, была проведена без привлечения разведслужб Пакистана. Несмотря на заявления госсекретаря Хиллари Клинтон и президента Барака Обамы о важной роли пакистанской разведки в этой операции, залогом ее успеха стал именно тот факт, что она была проведена втайне от Исламабада.
В результате американо-пакистанские отношения вновь стали ухудшаться. Стороны были на грани разрыва отношений, когда в сентябре 2011 г. в ходе операции НАТО на территории Пакистана, в результате ошибки наводчика «дружественным огнем» было убито 24 пакистанских солдата. В ответ Исламабад блокировал пути снабжения Международных сил содействия безопасности в Афганистане через свою территорию. Сообщение было восстановлено лишь в июле 2012 года после того, как Хиллари Клинтон выразила соболезнования по поводу гибели пакистанских военных. Охлаждение отношений привело значительному к сокращению американской помощи Пакистану - с 4,5 млрд. до 1,5 млрд. долл. в год.
Завершение операции НАТО в Афганистане вновь ставит США и Пакистан в ситуацию, когда они утрачивают общие интересы. Тем не менее, между двумя странами наблюдается заметное улучшение отношений. В августе 2013 г. по результатам визита госсекретаря Джона Керри в Пакистан было объявлении о возобновлении стратегического диалога. Премьер-министр Пакистана Наваз Шариф совершил официальный визит в Вашингтон в октябре 2013 года; министры иностранных дел двух стран провели двусторонний саммит в январе 2014 года.
Сближение объясняется заинтересованностью США в скорейшем завершении афганской кампании. Пакистан играет в этом важную роль: во-первых, от Исламабада зависит транзит грузов НАТО к пакистанским портам на Аравийском море, во-вторых – стабильность Афганистана после ухода американцев. Однако следует ожидать роста противоречий между США и Пакистаном в связи с желанием Исламабада не допустить распространения влияния Индии в Афганистане. Вашингтон также недоволен улучшением пакистано-китайских отношений на фоне углубления сотрудничества между Вашингтоном и Дели.
Если ранее исчезновение общих интересов между двумя странами приводило к вытеснению Пакистана на периферию американского внимания, то сегодня проводимая США политика «азиатского поворота» во многом зависит от налаживания стабильных отношений с Исламабадом. Многие в США считают необходимым пересмотр американской стратегии в отношении Пакистана для предотвращения втягивания последнего в орбиту Китая.
Интересы США в Азии подразумевают стабильное развитие региона. По мысли Вашингтона это будет способствовать росту экономических связей и, в итоге, регионального и американского благосостояния. Поэтому Вашингтон заинтересован не только в стабилизации пакистано-индийских отношений, но и в улучшении экономической ситуации в самом Пакистане, который может играть важную роль в качестве транзитной страны между ближневосточными экспортерами ресурсов и растущими экономиками в Азии.
В Пакистане складывается благоприятная для США внутриполитическая ситуация. С июня 2013 года, когда пост премьер-министра в Исламабаде занял Наваз Шариф, был возобновлен мирный процесс с Индией и налажен диалог с правительством Афганистана. Для улучшения энергетической ситуации в стране Исламабад пошел на укрепление отношений с Саудовской Аравией и возобновил сотрудничество с Ираном. Осознавая зависимость экономики от внешних финансовых ресурсов, пакистанские власти признали необходимость замены внешней помощи на инвестиции. Получило новый импульс взаимодействие с США на уровне бизнес-сообществ. Смогут ли американо-пакистанские отношения преодолеть цикличность покажет развитие событий в Афганистане после завершения операции НАТО.
Украина стала полем конкуренции между Россией и ЕС не сегодня. Это объясняется тем, что украинская элита не смогла построить сильное государство, способное принимать самостоятельные решения и придерживаться их. Вместо этого Киев избрал тактику извлечения прибыли из иностранных интересов на своей территории.
Основными событиями прошедшей недели, имеющими принципиальное значение для внешней политики США, стали конференция по задачам американской политики в регионе Центральной Азии в Брукингском институте, подписание президентом нового указа в сфере борьбы с киберпреступностью, а также достижение базовых договоренностей и подписание предварительного соглашения по иранской ядерной программе.
Хайко Маас постепенно осваивается на новой должности главы германского МИД. Его первые зарубежные поездки указывают на сосредоточенность Берлина на европейском направлении. Маас посетил Париж и Варшаву, подчеркнув определяющее значение для ЕС франко-германского тандема и отношений ФРГ со странами Центральной и Восточной Европы. В отношении России Маас использует смешанную риторику.
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев рассказал о своем видении причин вывода российских войск из Сирии, влиянии российско-турецкого кризиса на Южный Кавказ, перспективах ОДКБ и ЕАЭС, а также отношения России к сотрудничеству своих союзников Армении и Белоруссии с Европейским союзом.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.