Геворг Мирзаян
Что же касается России, то для нее углубление европейской интеграции и вывод ЕС из системного кризиса несет лишь пользу. Во-первых, Европа является крупнейшим торговым партнеров РФ, и чем стабильнее будет этот партнер, тем лучше. Во-вторых, чем сильнее Европа, тем больше надежды на то, что она будет четко следовать своим интересам (а нынешняя линия Брюсселя в направлении России – это не европейский интерес).
ПРЕМИУМ
6 июля 2016 | 21:00

Тенденция к укреплению ЕС после Брекзита

Лондон не спешит выходить

После Брекзита Великобритания, как и предсказывали политологи, превратилась в общеевропейского изгоя. Политики из стран-членов ЕС не упускают возможности унизить Лондон, вплоть до призывов к развалу Великобритании.

«ЕС продолжит состоять из 28 стран-членов – я ожидаю новый референдум о независимости в Шотландии, который завершится успехом», — говорит председатель Комитета по европейским делам Бундестага Гюнтер Крихбаум. — Мы должны будем в кратчайшие срок ответить на заявку дружественной Евросоюзу страны».

Любопытно, что перед прошлым референдумом мейнстримные европейские политики, заинтересованные тогда в сохранении Шотландии в составе Великобритании, наоборот давали понять, что никакого автоматического членства не будет. Отказ в автоматическом членстве был одной из причин, почему шотландцы проголосовали против независимости.

Не отказывает себе в удовольствии покритиковать англичан и высшее руководство ЕС, включая главу Еврокомиссии Жан Клода Юнкера. Он заявил аплодирующему в стенах Европарламента Найджелу Фараджу, лидеру Партии независимости Соединённого Королевства, что «это последний раз, когда Вы тут аплодируете».

«Да и вообще я удивлен Вас тут видеть. Вы агитировали за Брекзит, британский народ голосовал за Брекзит – так что Вы тут делаете?», — добавил он под овации европарламентариев.

Однако у Британии иное мнение относительно того, когда наступит «последний раз». Да, Дэвид Кэмерон обещал в случае голосования за Брекзит немедленно активировать 50-ю статью Лиссабонского соглашения. С чего, непосредственно, и начинается процедура выхода из состава Союза (которая должна завершиться максимум через два года после этого шага). Однако пока Великобритания не торопится поднимать вопрос о 50-й статье. Дэвид Кэмерон вообще хочет передать вопрос своему преемнику (то есть перенести начало процедуры выхода из ЕС как минимум на несколько месяцев). Возможно, за это время Лондону удастся найти какой-то механизм сохранения своего членства в ЕС. Подобная затяжка категорически не устраивает ни Берлин, ни Париж, ни Брюссель, которые считают Британию отрезанным ломтем. Ангела Меркель уже заявила о том, что промедление будет очень дорого стоить европейским экономикам, а потому Великобритании (или, точнее, Англии) лучше по-быстрому выйти. Европарламент уже принял резолюцию с соответствующим призывом к Лондону.

Давайте жить группами

Лидеры ЕС понимают, что теперь им нужно будет учиться жить без Британии, а это ставит перед организацией ряд задач, начиная с языковой. Например, что делать с английским языком, на котором ведется львиная часть всех переговоров и деловой переписки в ЕС.

«Каждая страна имеет право заявить один язык, который станет официальным языком Союза. И английский заявляла лишь Великобритания – ирландцы ввели гэльский, а мальтийцы — мальтийский. Так что если у нас не будет Великобритании, то не будет и английского», — говорит глава Конституционного комитета Европарламента Данута Хюбнер.

Однако самая главная задача — решить, что дальше делать с ЕС. Брекзит наконец-то раскрыл всем глаза на структурные проблемы Евросоюза, вызванные отсутствием единого видения будущего организации со стороны всех стран-членов.

Понятно, что Евросоюз не может и дальше оставаться в нынешнем состоянии неопределенности. Отсутствие четких перспектив и идейного содержания понятия «евроинтеграция» приведет к дальнейшему углублению идеологического кризиса внутри организации, и, как следствие, к Голлекзиту, Фрекзиту и дальнейшей дезинтеграции Европейского Союза. Именно поэтому Берлин, Париж и Рим подготовили свой план по выводу Евросоюза из нынешнего кризиса, который представили на нынешнем саммите ЕС. Его официальное название «Сильная Европа в небезопасном мире», тогда как по смыслу речь идет о старом, но не забытом проекте «Европы разных скоростей».

«Мы должны одновременно признать, что среди государств-участников с точки зрения дальнейшей интеграции есть разные уровни амбиций. Не сдавая достигнутых позиций, мы должны найти пути для лучшей работы с этими разными уровнями амбиций для обеспечения лучшего выполнения Европой ожиданий всех европейских граждан», — говорится в плане.

Фактически речь идет о том, что внутри ЕС будут формироваться различные интеграционные ядра.

«Общим трендом станет усиление разноскоростной интеграции. Выделится костяк континентальных западноевропейских стран, где степень интеграции будет максимальный, и будет Периферия, где она будет различной.», — говорит европеист, программный директор Валдайского клуба Дмитрий Суслов.

России нужна сильная Европа

Проводниками этой реформы станут, скорее всего, основные страны Евросоюза.

«Германия будет формировать новую тройку лидеров во главе с самой собой и вместе с Францией и Италией, с вероятным подключением Польши (на участие последней в составе лидеров будет настаивать США, да и Берлин не станет сильно возражать). Польша будет одним из лидеров по политике на восточном направлении, но частью Периферии по степени интеграции», — уверен Дмитрий Суслов.

Однако понятно, что основная нагрузка ляжет на плечи Германии (по крайней мере, пока во Франции и в Польше к власти не придут адекватные элиты). Справится ли Берлин с этой ношей? Должен, ведь в ином случае Евросоюз рухнет.

Что же касается России, то для нее углубление европейской интеграции и вывод ЕС из системного кризиса несет лишь пользу. Во-первых, Европа является крупнейшим торговым партнеров РФ, и чем стабильнее будет этот партнер, тем лучше. Во-вторых, чем сильнее Европа, тем больше надежды на то, что она будет четко следовать своим интересам (а нынешняя линия Брюсселя в направлении России – это не европейский интерес).

И, наконец, в-третьих, чем больше Евросоюз будет заниматься внутренним реформированием, тем меньше у него будет времени на внешнеполитические авантюры в отношении России: как минимум по причине экономии времени, человекочасов и нервов Евросоюз вынужден будет пойти на стабилизацию, а то и нормализацию отношений с Москвой. Собственно, министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус уже предупреждает о том, что антироссийские голоса в ЕС могут серьезно ослабнуть.

Наконец, сам по себе Брекзит, а также курс ЕС на углубление интеграции приведет к некоему ослаблению восточного направления европейской внешней политики. Возможно, ЕС будет более склонен искать компромисс с Россией по постсоветскому пространству.

 

Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

14 июня 2014 | 13:20

Йенс Столтенберг: профиль нового генерального секретаря НАТО

Выступив в поддержку кандидатуры Столтенберга, Вашингтон и его союзники в Европе дали понять Москве, что рассчитывают на продолжения ее диалога с Альянсом даже в условиях нарастающего кризиса отношений между Россией и Западом. 

6 апреля 2018 | 08:55

Дайджест внешней политики США (30 марта – 5 апреля)

Публикация Вашингтоном списка китайских товаров, на которые могут быть введены импортные пошлины возродили опасения торговой войны. Заявление Трампа о скором выводе войск из Сирии перечеркнуло стратегию постоянного военного присутствия в стране. Переход от высылки российских дипломатов к обсуждению встречи с российским президентом заставил экспертов констатировать полное отсутствие в администрации единого видения на будущее американо-российских отношений.

25 марта 2014 | 14:22

Николас Мадуро не справился с ролью наследника Чавеса

В Венесуэле самый масштабный политический кризис со времен ухода Уго Чавеса. Неудачная социально-экономическая политика Николаса Мадуро и его нежелание идти на компромисс с недовольными привели к тому, что сравнительно небольшая студенческая демонстрация в феврале переросла в общенациональные акции протеста. 

31 октября 2016 | 22:29

Кандидаты в президенты Южной Осетии должны предложить содержательную программу

В апреле 2017 года в Южной Осетии пройдут президентские выборы. Основная предвыборная борьба развернется между действующим президентом Леонидом Тибиловым и спикером парламента Анатолием Бибиловым. Главная задача для обоих кандидатов - выдвинуть содержательную программу развития страны и не строить всю кампанию вокруг стремления войти в состав Российской Федерации.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова