В начале апреля был опубликован доклад министра энергетики Александра Новака о развитии российской энергетики. Помимо основных итогов деятельности в 2013 году, он содержит ряд тезисов, раскрывающих направление развития российского ТЭК в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Россия занимает 3-е место в мире по объему производства энергоресурсов и 1-е место в мире по их экспорту. По данным за 2013 год, доля отраслей ТЭК в ВВП страны составила 30%, в доходах федерального бюджета – 52%, в объеме привлекаемых инвестиций – 39%, а в экспорте - 70%.
Благодаря открытию новых месторождений, база рентабельных запасов нефти в России в 2013 году увеличилась более чем на 65%. Добыча нефти и газового конденсата выросла на 1%, но экспортные поставки снизились на 2% из-за повышения спроса со стороны нефтепереработки, объемы которой возросли на 2,5%. В будущем же Россия рассчитывает на увеличение объемов добычи и экспорта нефти вплоть до 2030 года, после чего прогнозируется постепенное снижение этих показателей.
К снижению добычи и экспорта энергоресурсов приведут нахождение новых способов и источников получения энергии, растущий интерес к развитию атомной энергетики и планы Москвы по развитию мощностей в сфере нефтегазохимии и нефтепереработки. В 2013 году прирост инвестиций в нефтегазохимическую отрасль составил 4,3% и сопровождался ростом объема переработки углеводородного сырья (нафта, сжиженного углеводородного газа, этана) на 19% по отношению к уровню 2012 года.
Что касается “голубого топлива”, то объем добычи природного и попутного нефтяного газа в России увеличился на 2,1%, в то время как его экспорт (включая СПГ) вырос на 9,2%. Поставки на внутренний рынок за год сократились на 0,7%. Авторы доклада уверяют, что добыча и экспорт газа будут стабильно расти до 2035 и, вероятнее всего, он будет одним из наиболее востребованных экспортных товаров в ближайшие 20 лет.
Основные показатели, связанные с углем, оказались в минусе. Добыча угля в 2013 году сократилась на 0,7%, объем поставок на внутренний рынок снизился на 4,6%, а объем инвестиций - на 31,2%. Правда, в 2013 году экспорт вырос на 12.8% и сыграл ключевую роль в поддержании угольной индустрии в ходе реструктуризации отрасли. Однако, с учетом сокращения инвестиций и падением мировых цен на уголь, дальнейшая судьба экспорта будет зависеть от конкурентоспособности российских компаний на традиционных и новых для России угольных рынках.
Данные, опубликованные в докладе совпадают с целевыми показателями проекта Энергетической стратегии России на период до 2035 года. Тем не менее, многие из заявленных целей, вероятно, придется корректировать с учетом текущей внешнеэкономической конъюнктуры и инфраструктурных вызовов, стоящих перед отраслью.
Так, предприятиям российского ТЭК предстоит решить комплекс проблем, которые включают в себя высокую степень износа основных фондов, низкий уровень энергоэффективности и эффективности инвестиций в ТЭК, высокий уровень зависимости от импортных технологий, необходимость поддержания и развития обширной сети транспортной инфраструктуры.
Риски для российских компаний создают усиление конкуренции на международных рынках со стороны новых игроков (США, Катар, в перспективе - Иран), а также планы ЕС по дальнейшему снижению зависимости от российского газа. Кроме того, под вопросом оказалась надежность транзита российского газа в ЕС через территорию Украины. Наконец, в связи с украинским кризисом под угрозой совместные проекты с зарубежными компаниями - причем не только за рубежом. Иностранным компаниям принадлежит примерно 20-процентная доля в энергетических проектах на территории России.
Российской энергетике необходима государственная поддержка и, возможно, переориентация на новые рынки. В частности, наращивание поставок в восточном направлении. Экономическое развитие азиатских стран напрямую зависит от их способности обеспечить стабильные поставки энергоресурсов. В силу географических и политических причин, для Японии и Китая самыми стабильными поставками могут быть именно российские. Вместе с новыми рынками Россия получит серьезный стимул для программ по развитию инфраструктуры и промышленных кластеров на территории Сибири и Дальнего Востока.
В январе 2014 года Европейская комиссия опубликовала программу стратегии ЕС в области энергетики и борьбы с изменением климата до 2030 года. Основной вопрос, который предстоит решить Еврокомиссии - кто будет регулировать энергетическую политику стран-членов.
Расчет строится на понимании о том, что естественная логика экономических процессов на Украине при разрыве связей с Россией приведет к массовой бедности населения. А это в свою очередь даст социальный взрыв, который сметет «правительство Майдана».
Решимости европейских лидеров противостоит мощное общественное движение. В октябре на улицы 22 стран-членов ЕС вышли десятки тысяч протестующих. И это неудивительно — каждой европейской стране есть что терять.
Все стороны, связанные с украинским конфликтом, признавать крах Минского процесса не торопятся. Внимание европейских правительств сейчас отвлечено от Украины острой проблемой беженцев. Американцы заинтересованы в сохранении нынешнего шаткого, вялотекущего конфликта, хотя уже понимают, что поддерживать его в таком состоянии становится крайне непросто. В этих условиях Москва запустила процесс плавной экономической интеграции Донбасса в Россию.