Андрей Сушенцов
На Украине назрел переход от стратегии революции к стратегии развития. Однако правительство Порошенко-Яценюка не откажется от воинственной риторики и не остановит АТО. Однако война - это пространство неизвестного, а лучшая битва – та, которая не состоялась. 
ПРЕМИУМ
25 августа 2014 | 15:21

Стратегия войны и мира для Украины

Война это пространство неизвестного, а лучшая битва – та, которая не состоялась. 

Возобновив 30 июня анти-террористическую операцию против ополчения Новороссии Петр Порошенко сильно рискует. Он увязывает успех своего президентства с ненадежным делом – победой в гражданской войне. Вероятно, украинские военные подали президенту доклад, в котором обещали оперативно подавить очаги сопротивления в Донецке и Луганске и перекрыть границу с Россией. Военные полагали, что помочь ополчению Новороссии может только ввод российских войск, которое они считали маловероятным.  

Киев решил воспользоваться тем, что «крымский сценарий» на Востоке Украины не просматривался. Порошенко посчитал, что победа в войне при помощи Запада стала бы новым рождением украинского государства. Сам президент стал бы национальным героем, отразившим агрессию «империалистической России», объединившим страну, упразднившим старые порядки и гарантировавшим Украине европейское будущее. Военный триумф укрепил бы шаткое положение Порошенко среди других украинских олигархов и дал бы юридические основания для преследования несогласных в стране. В Киеве полагали, что успех украинских войск на Донбассе заставил бы Россию признать потерю своих активов на Украине и смириться с новым положением дел. 

Ошибкой было увязывать эти цели вместе и полагать, что все одни достижимы одной военной победой. Украина находится в состоянии конфликта не только с Россией, но в первую очередь с самой собой. И хотя киевские СМИ транслируют образы национального единства, а сине-желтый флаг, по словам Порошенко, «стал символом спокойной жизни, к которой украинские Вооруженные Силы возвращают Донбасс», глубокие разломы в украинском обществе и экономике заметны невооруженным глазом. Их наиболее очевидные симптомы – энергетический кризис, крушение гривны, массовая явка на референдумах за независимость в Луганской и Донецкой областях и по данным ООН уже более 700 тыс. украинских беженцев в России (7/8 от их общего числа). 

Заблуждением также было считать, что военный успех Киева на Донбассе выведет Россию за скобки украинской политики. На обозримую историческую перспективу Москва останется главным внешним участником украинских событий, какое бы правительство не находилось в Киеве. Более того, даже самое радикальное антироссийское правительство Украины будет вынуждено поддерживать деловые отношения с Россией.

Так зачем же была возобновлена военная компания на Востоке? Ведь очевидно, что ряд целей Киева недостижимы, а остальным война не помогает, а препятствует. Дело в том, что нынешнее правительство в Киеве удерживает у власти только постоянный накал революционной борьбы, пафос «разрушения оков» – реальных и мнимых. Революционная целесообразность позволяет сплачивать солидарных и расправляться с несогласными. После Восточного будет новый внутренний фронт – люстрационный, антикоммунистический, антироссийский, другой – и так до полной победы украинской революции. Остановиться, посмотреть на результаты своих действий, изменить траекторию в нынешних обстоятельствах означает потерять инициативу и, возможно, пасть под ударами контрреволюции.   

Тем временем в войне на Востоке наблюдается перелом. Расчет Киева на быструю победу не оправдался – вооруженные силы оказались не готовы к боям организационно и технически, а прилив мотивированных волонтеров в ряды Национальной гвардии не дал желаемого военного результата. Несмотря на большой перевес в пользу противника, ополченцы Новороссии смогли нанести украинским войскам ряд чувствительных ударов, пленив множество бойцов и захватив большое количество военной техники. Сложились все условия для продолжения военных действий в осенне-зимнем сезоне 2014-2015 годов. Причем подконтрольные Киеву войска могут в результате утерять инициативу.

Возобновив АТО в конце июня, президент Порошенко принял на себя всю ответственность за ее последствия. Он мог остановить войну и начать политическое урегулирование, однако он предпочел рискнуть и сорвать куш. Теперь успех дела Порошенко зависит обстоятельств, на которые президент не может повлиять. 

Во-первых, Киев недооценил силы ополченцев. Высокая мотивация, готовность претерпевать лишения и партизанская тактика дают ополчению преимущество над плохо организованной и пока немногочисленной украинской армией. Каждый день бомбардировок населенных пунктов Востока Украины умножает число ополченцев из местных жителей и волонтеров, которые приезжают из России, Беларуси, Приднестровья, Армении, Сербии и стран ЕС.  

Во-вторых, Порошенко переоценил степень поддержки Западом своих действий. Киев играет на старой теме борьбы с «российской тиранией», которую уже превратил в фарс нынешний консультант Киева Михаил Саакашвили. Несмотря на глухое недовольство российской позицией по Украине, Западу все труднее игнорировать гуманитарную катастрофу в Донецке и Луганске. Расследование обстоятельств гибели Малазийского «Боинга» под Донецком может также дать повод для критики действий Киева. 

В-третьих, став причиной глубокого кризиса в отношениях между Россией и Западом, Киев подтолкнул развитие многополярности в мире. Солидарность ЕС и США по вопросу о санкциях укрепили самостоятельность России в международных делах и избавили ее от иллюзий относительно преимуществ интеграции в состав Запада. Нарождающийся глобальный порядок на основе баланса интересов будет более устойчив – и в нем будет меньше места провокациям со стороны малых стран, а сами эти страны – включая Украину – не будут играть прежней заметной роли «авангарда демократического мира».  

Как и накануне возобновления АТО сейчас у Порошенко момент выбора – перейти на новый уровень эскалации войны, закончить ее или поступить по-троцкистски – «ни мира, ни войны, армию распустить». 

Эскалация потребует введения в стране военного положения и перевод экономики в режим жесткого планирования. Центральная власть в Киеве не так сильна, а автономность других центров силы на Украине слишком велика, чтобы лозунг «все для фронта, все для победы» был успешно реализован. 

Запоздалое окончание войны может позволить Петру Порошенко перейти от стратегии революции к стратегии развития и начать воссоздавать то, что можно было не разрушать. Политическая ситуация между Киевом и Донецком та же, что была в конце июня – речь по-прежнему идет о культурной и экономической автономии для Донбасса и регионов Юго-Востока. Это решение поддерживают как Россия, так и Запад – их солидарность является важным условием прекращения войны на Украине. 

Однако маловероятно, что 26-го августа в Минске Порошенко – если доедет до туда – объявит об окончании войны и готовности искать компромисса с руководством ЛНР и ДНР. Если начало войны зависело от Киева, то ее окончание уже вне его власти – оно как минимум потребует согласия лидеров ополчения. А значит, потребует содержательных переговоров относительно их требований. Перспектива таких переговоров пока не просматривается. Накануне Минского саммита Порошенко по-прежнему называет ополченцев «террористами», говорит о сохранении унитарного устройства и приоритете украинского языка над русским. 

Однако Киев больше не сможет продолжать войну так, как вел ее последние месяцы. Даже столкнувшись с непреодолимым сопротивлением на Восточном фронте, киевское правительство не откажется от революционной политики. Слишком многого и слишком задешево она позволяет добиться в современной Украине. Военные действия будут вестись вяло и без необходимого внимания, позволяя перемолоться в боях наиболее опасной и неудобной для Киева группе идейных националистов, но не позволяя ополченцам добиться значимых успехов вне сферы своего текущего контроля. Тем временем знамя украинской революции будет перенесено на менее обременительные приоритеты, которые позволят правительству владея инициативой поддерживать «высокую энергию масс». 

Истощение революционной энергии на Украине не будет быстрым. Не охладит ее и проблемный зимний отопительный сезон, который неумолимо приближается. А значит, переход от стратегии революции к стратегии развития не состоится.   

На несколько ближайших лет Украина продолжит оставаться трудным соседом для России, который будет требовать внимания, участия и выдержки. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

5 сентября 2016 | 11:25

Интервью Андрея Сушенцова газете «ZNAK»

2 сентября руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов дал большое интервью интернет-газете «ZNAK», приуроченное к саммиту "Большой двадцатки" в китайском Ханчжоу. В ходе интервью обсуждались ситуация на Украине, позиция ЕС по Минским соглашениям и санкциям в отношении РФ, перспективы сотрудничества России и США в Сирии и политика Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

27 марта 2014 | 11:58

Правый сектор украинской политики

Группировка “Правый Сектор” возникла в конце 2013 года как конгломерат нескольких националистических организаций. У организации сложилась вертикальная структура управления, основой ее идеологии стал радикальный украинский национализм. "Правый сектор" зарекомендовал себя как наиболее радикальная и организованная оппозиционная сила в украинских протестах.

20 апреля 2016 | 21:00

Успехи Трампа на праймериз могут повлиять на электоральные шансы республиканских сенаторов и конгрессменов

Безусловно, лишение Трампа законной победы через столь сомнительную с точки зрения морали процедуру - крайне рискованная стратегия, которая может стоить республиканцам не только Белого Дома, но и репутации. Поэтому, скорее всего, лидеры партии очень жалеют, что у республиканцев нет того, что есть у демократов - серьезного института «суперделегатов». То есть значительного числа представителей партийного истеблишмента, у которых есть право голоса на конвенте исходя из их статуса.

24 ноября 2014 | 08:02

Почему не исполняются Минские соглашения между Украиной и Донбассом

Неизбежные уступки участников переговорного процесса должны быть соразмерными понесенным в конфликте потерям, а также отражать степень выполнения уже достигнутых договоренностей. То есть доверие между задействованными сторонами должно возникнуть на основе достижений Минского процесса, на совпадении деклараций и действий. Напротив, нежелание участников урегулирования  разрешить конфликт можно проследить по тому, сколько пунктов Минских соглашений не выполнено.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова